Анализ конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигина Е. И.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ и выработка программы повышения конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигиной Е. И. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
* рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
* проведение анализа конкурентоспособности организации;
* предложение ряда мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;
* оценка эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ…………………………………………...
5
1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………...
5
2. Стратегии конкуренции……………………………………………....
8
3. Методы конкурентной борьбы……………………………………….
10
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………...
15
1. Краткая характеристика предприятия…………………………….....
15
2. Сравнительный анализ конкурентоспособности……………………
17
1. Краткая характеристика и оценка основных конкурентов…..
17
2. Оценка доли рынка и состояния конкурентной среды………
20
3. Оценка конкурентоспособности магазина «Сундучок»……..
22
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «СУНДУЧОК» ИП ПИГИНОЙ Е. И. ……………………………………………………………..
27
1. Создание рекламы для повышения конкурентоспособности………
27
2. Введение дисконтных карт и системы разовых скидок…………….
29
3. Оценка эффективности предложенных мероприятий………………
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...... 36

Работа содержит 1 файл

КурсаЧч.docx

— 115.63 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

      Курсовая  работа по дисциплине:

      «Маркетинг» 

      на  тему «Анализ конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигина Е. И.» 
 
 
 

                Выполнила: Писарева Е.Н.

                Группа:  ЭМО-51 

                Проверил: Подолякина Е. В.

                оценка:       ____________

                подпись:     ____________ 
                 
                 
                 
                 

Вологда

                                                            

   2010

       СОДЕРЖАНИЕ

       
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ…………………………………………...
5
    1. Сущность  конкурентоспособности предприятия…………………...
5
    1. Стратегии конкуренции……………………………………………....
8
    1. Методы конкурентной борьбы……………………………………….
10
    1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………...
15
    1. Краткая характеристика предприятия…………………………….....
15
    1. Сравнительный анализ конкурентоспособности……………………
17
      1. Краткая характеристика и оценка основных конкурентов…..
17
      1. Оценка доли рынка и состояния конкурентной среды………
20
      1. Оценка конкурентоспособности магазина «Сундучок»……..
22
  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «СУНДУЧОК» ИП ПИГИНОЙ Е. И. ……………………………………………………………..
27
    1. Создание рекламы для повышения конкурентоспособности………
27
    1. Введение дисконтных карт и системы разовых скидок…………….
29
    1. Оценка эффективности предложенных мероприятий………………
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...... 36
 

 

       

       ВВЕДЕНИЕ

       В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности  фирмы. Конкуренция - одна из главных  черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая  условия для ее самореализации в  сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг.

       С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности. Существуют различные подходы к  понятию и оценке конкурентоспособности  фирмы. В рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором коммерческого  успеха предприятия.

       Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или  нет - зависит от конкурентоспособности  предприятия, т.е. от того, насколько  оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

       Тема  данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров  и услуг фигурируют различные  фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой  их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров  и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

       Целью настоящей работы является анализ и  выработка программы повышения конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигиной Е. И. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
  • проведение анализа конкурентоспособности организации;
  • предложение ряда мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;
  • оценка эффективности предложенных мероприятий.

       Для решения этих задач использованы материалы производственной и финансовой отчетности предприятия, данные бухгалтерского учета, специальная литература по проблемам  повышения конкурентоспособности.

       Объектом  исследования данной работы является магазин «Сундучок» ИП Пигиной Е. И., основным видом деятельности которого являются розничная торговля товарами для ремонта, хозяйственными и бытовыми товарами и сфера услуг.

       Предметом исследования данной работы является конкурентоспособность предприятия.

       При выполнении работы использовались источники  по теме исследования таких авторов, как  Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. другие авторы и Интернет-источники.

       В первой главе раскрываются теоретические вопросы сущности конкурентоспособности.

       Вторая  глава содержит анализ конкурентоспособности магазина «Сундучок», оценку доли рынка и конкурентов.

       В третьей главе предлагаются мероприятия  по повышению конкурентоспособности, и оценивается их эффективность.

       Объем курсовой работы  30 стр. машинописного текста, включая  4 таблицы и 2 рисунка.

       Список  литературных источников включает в  себя 9 наименований. 

 

       

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

       1.1. Сущность конкурентоспособности  предприятия

 

       В рыночной экономике фирмы действуют  в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.

       Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли. [4]

       Объект  конкуренции – это потребитель  и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные  стороны.

       Конкурентоспособность предприятия – это способность  осуществлять прибыльную хозяйственную  деятельность в условиях жесткой  конкуренции.

       Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт  с потребителями, поставщиками и  конкурентами.[5]

       Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

       1. Способность предприятия получать  реальную оценку ожиданий целевой  группы потребителей, а также  прослеживать тенденции потребительского  поведения. Другими словами, предприятие  должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать  потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

       2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать  ожиданиям целевой группы потребителей  как наиболее полезного товара  по отношению цена–качество.  Говоря о результатах, имеется  в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

       3.Способность  проводить эффективную текущую  маркетинговую политику.

       4. Способность изыскивать и создавать  условия для снижения затрат  на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

       5. Способность к созданию и удержанию  технологического производства  над другими членами отраслевого  сообщества, что требует своевременного  обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

       6. Способность планировать, организовывать  и проводить эффективную стратегию  в сферах производства и маркетинга  на основе инноваций.

       7. Создание и развитие высокого  кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.[1]

       Реализация  перечисленных качеств на продолжительном  временном интервале создаёт  предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста  его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание  дополнительной устойчивости по отношению  к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки  конкурентов.[8]

       Виды  конкуренции

       С позиции маркетинга конкуренция  может быть трех видов.

       Функциональная  конкуренция возникает потому, что  потребность можно удовлетворить  несколькими различными способами.

       Видовая конкуренция возникает, когда имеются  товары, предназначенные для одной  и той же цели, но различающиеся  каким-либо важным для потребителя  параметром.

       Предметная  конкуренция возникает в ситуациях, когда различные фирмы выпускают  практически идентичные изделия, которые  могут отличаться разве что по качеству. [9]

 

        1.2. Стратегии конкуренции

 

       Общие требования, предъявляемые к стратегии  маркетинга, можно свести к следующим:

  • Реализм в оценке рынка и своих возможностей.
  • Альтернативность выбора действий (увеличение — снижение цен на товары, на рекламу; количество продавцов, то есть действия в совокупности по различным видам деятельности).
  • Четкость, ясность, понятность поставленной цели.
  • Гибкость действий (возможность в случае воздействия каких-либо факторов быстро реагировать на изменение ситуации).
  • Локализация во времени, что позволяет очертить определенный круг целей – кратко-, средне - и долгосрочные.[3]

       Современные реалии рынка сформировали несколько  стратегий маркетинга.

       Силовая стратегия характерна для фирм, действующих  в сфере крупного, стандартного производства товаров и/или услуг. Фундаментальный  источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, силовая стратегия использует преимущества, создаваемые широкомасштабными  научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями. Для этой стратегии характерна опора  на сформированный имидж, осознание  своей гигантской мощи и силы. Поэтому  такие фирмы стремятся доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью (средний уровень качества) своих изделий. Причем забота о покупателе — не благотворительность со стороны фирм-гигантов, нередко занимающих на рынке позицию монополиста, она — следствие понимания ими законов массового спроса: плохой или дорогой товар такого спроса не порождает. Силовая стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и/или услуг. Фундаментальный источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, силовая стратегия использует преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигина Е. И.