Анализ конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигина Е. И.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ и выработка программы повышения конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигиной Е. И. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
* рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
* проведение анализа конкурентоспособности организации;
* предложение ряда мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;
* оценка эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ…………………………………………...
5
1. Сущность конкурентоспособности предприятия…………………...
5
2. Стратегии конкуренции……………………………………………....
8
3. Методы конкурентной борьбы……………………………………….
10
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………...
15
1. Краткая характеристика предприятия…………………………….....
15
2. Сравнительный анализ конкурентоспособности……………………
17
1. Краткая характеристика и оценка основных конкурентов…..
17
2. Оценка доли рынка и состояния конкурентной среды………
20
3. Оценка конкурентоспособности магазина «Сундучок»……..
22
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «СУНДУЧОК» ИП ПИГИНОЙ Е. И. ……………………………………………………………..
27
1. Создание рекламы для повышения конкурентоспособности………
27
2. Введение дисконтных карт и системы разовых скидок…………….
29
3. Оценка эффективности предложенных мероприятий………………
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...... 36

Работа содержит 1 файл

КурсаЧч.docx

— 115.63 Кб (Скачать)

       Нишевая стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Свою рыночную силу такие компании черпают в том, что их изделия становятся в той или иной мере незаменимыми для соответствующей группы клиентов. Такая компания старается не распыляться, контролируя небольшую часть обширного рынка, и завоевывает максимальную долю маленького рыночного сегмента. Свои, как правило, дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция.

       Приспособленческая стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента.

       «Пионерская»  стратегия конкурентной борьбы связана  с созданием новых или радикальным  преобразованием старых сегментов  рынка. Речь идет не просто о совершенствовании  товаров и услуг, а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных  решений.[7]

       1.3. Методы конкурентной  борьбы

 

       Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной  фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию.

       Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому  один из распространенных приемов, к  которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка. Все это  средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее. [2]

       В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

       -ценовую  (конкуренцию на основе цены);

       -неценовую  (конкуренцию на основе качества  потребительной стоимости).

       Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

       Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял  свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

       В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что  «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма  не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

       -фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции,  у аутсайдеров нет ни сил,  ни возможностей;

       -для  проникновения на рынки с новыми  товарами;

       -для  укрепления позиций в случае  внезапного обострения проблемы  сбыта.

       При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.[8]

       Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую  цену потребления, более современный  дизайн).

       К числу неценовых методов относятся  все маркетинговые методы управления фирмой. В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно  определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.[2]

       Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение  широкого ряда типов, стилей, марок  данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта может достичь  такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, и покупки будут занимать много времени.

       Каждая  фирма имеет продукт, который  в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом  продукте имеются свои резервы для  его дальнейшего изменения и  развития. Поэтому очень часто  помимо выпуска на рынок новых  товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение  наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение  внешнего оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может  изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.

       Усовершенствование  выпускаемой продукции дает фирме  долговременное преимущество. Поступление  на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. [6]

       Поскольку конкуренты фирмы оказывают определенное влияние на выработку ею стратегии  маркетинга и достижение успеха при  выходе на целевой рынок, то фирме  и ее службе маркетинга необходимо анализировать конкурентную структуру. Существуют четыре основные конкурентные структуры: монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция и чистая конкуренция.

       При монополии на рынке присутствует только одна фирма-производитель. Это  может быть фирма, имеющая патент на товар. Это может быть коммунальное предприятие, местная энергетическая или транспортная компания.

       Государственная монополия (например, почтовое ведомство, железнодорожная компания, метрополитен) преследует цели, не обязательно связанные  с получением прибыли. Она часто  устанавливает цены ниже себестоимости, если товар или услуга имеют общественно-важное значение.

       Частные регулируемые монополии вынуждены  согласовывать свою ценовую политику с государством. В этом случае государство  разрешает таким компаниям устанавливать  расценки, обеспечивающие получение  такой нормы прибыли, которая  позволяет им поддерживать производство и даже расширять его.

       Олигополия  ― это господство небольшого числа  достаточно больших фирм, на долю которых  приходится основная часть продаж какой-либо отрасли.

       Работающие  на рынках олигополистической конкуренции  фирмы весьма чувствительны к  маркетинговым стратегиям друг друга  и политике ценообразования. В случае снижения цен одним продавцом, другие продавцы должны ответить тем же либо предложением большего числа услуг. Новым продавцам сложно проникнуть на такие рынки в силу высоких  барьеров вхождения на них, а для  их преодоления требуются высокие  капитальные затраты.

       Монополистическая конкуренция имеет место, когда  существует достаточно большое число  фирм, производящих и продающих дифференцированную продукцию в широком диапазоне  цен. Фирмы пытаются добиться отличительного преимущества своей продукции и  предложить покупателям разные варианты товаров для разных потребительских  сегментов. Кроме того, фирмы широко пользуются практикой присвоения марочных названий, рекламой, разнообразием  упаковки и методами личной продажи. Новым фирмам достаточно легко внедриться на рынок ввиду сравнительно низких стартовых затрат. Вместе с тем, чтобы  иметь продолжительный коммерческий успех, фирмы должны постоянно пересматривать свои маркетинговые стратегии и  сохранять отличительные преимущества своих товаров.

       Чистая  конкуренция существует, когда большое  количество фирм продает одинаковые товары (сельскохозяйственные продукты, сырье, металл, ценные бумаги) множеству  покупателей. На таком рынке цены и товары одинаковы. В этих условиях фирмы должны стремиться к созданию надежной репутации и политике продаж по минимально возможным ценам, привлекая к себе больше посредников и торговцев.

       Продавцам на таких рынках нет смысла разрабатывать  стратегии маркетинга, ибо усилия по их реализации не дают здесь ощутимого  результата. В частности, по этой причине  новые фирмы легко внедряются на рынке совершенной конкуренции.[3] 

       Таблица 3.1.1.

       Характеристика  различных типов рынка 

Параметры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество  фирм производящих продукт Много независимых  фирм; нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары/услуги Несколько фирм, производящих товары/услуги Один продукт  и одна фирма
Контроль  над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние ценового лидера Практически полный контроль
Товарная  дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных  
Нет
Лёгкость  входа Относительный лёгкий вход и выход Относительный лёгкий вход и выход Трудный. Часто  требует больших инвестиций Очень трудный
Пример  
Рынок ценных бумаг
Наиболее распространенный вид конкурентной среды Автомобили, бензин Электроэнергия, газ

       2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

       2.1. Краткая характеристика  предприятия

 

       В 2007 году физическое лицо Пигина Елена Ивановна была зарегистрирована как Индивидуальный Предприниматель (ИП Пигина Е. И.).   Получены разрешения и лицензии на розничную торговлю, оказание услуг населению. Зарегистрирован магазин по продаже промышленных товаров «Сундучок». Адрес ИП: г. Кадников, ул. Розы Люксембург, 38.

       Основные  виды деятельности: розничная торговля товарами для ремонта, хозяйственными и бытовыми товарами и сфера услуг. ИП Пигина Е. И. имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием. Относится к такой форме предпринимательства, как частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законных основаниях.

       ИП  имеет в хозяйственном ведении  обособленное имущество, а именно зарегистрированный магазин по продаже промышленных товаров, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

       Основной  задачей ИП является розничная торговля промышленными товарами и обслуживание своих покупателей по заказу и  доставке товаров на дом.

       Прибыль, остающаяся у ИП после уплаты налогов  и обязательных платежей, находится  в его полном распоряжении и расходуется  им самостоятельно. Учет показателей  ведется упрощенный и в произвольном порядке оформления.

       На  ИП Пигину Е. И., как на директора возлагаются следующие функции:

    1. Общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия.
    2. Организация взаимодействия всех структурных подразделений.
    3. Обеспечение выполнения предприятием всех обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами.
    4. Создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда.
    5. Принятие мер по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, созданию безопасных и благоприятных условий труда на предприятии.
    6. Обеспечение соблюдения законности в деятельности.
    7. Защита имущественных интересов предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности магазина «Сундучок» ИП Пигина Е. И.