Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Пензадизельмаш»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов.

Содержание

Введение___________________________________________________ 2
1. Информация о предприятии ОАО "Пензадизельмаш"_____________ 4
2. Анализ маркетинговой среды _________________________________7
2.1 Анализ факторов внешней среды (STEP-анализ) ______________7
2.2 Проведение структурного анализа непосредственного окружения (Модель 5 сил портера)________________________________________13
2.3 Проведение SWOT-анализа _____________________________18
2.4 Анализ привлекательности отрасли и конкурентной позиции бизнеса - Матрица "МакКинзи"_________________________________________28
3. Анализ и планирование элементов маркетинг-микс ("5Р")__________30
3.1 Produkt: Выбор базовой товарной стратегии и принципов позиционирования_____________________________________________30
3.2 Price: Планирование цены__________________________________38
3.3 Place: Планирование распределения, выделение основных покупателей__________________________________________________40
3.4 Promotion: Планирование продвижения_______________________43
3.5 People: Планирование поведения покупателей. Кадровая политика фирмы.______________________________________________________46
4. Выводы и рекомендации______________________________________49
Заключение__________________________________________________50
Список используемой литературы _____________________________52

Работа содержит 1 файл

пензадизельмаш.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

 

Так как предприятие сотрудничает только  с предприятиями, имеющими железнодорожный транспорт: начиная от крупных металлургических и химических заводов и т.п. и основным потребителем продукции предприятия являются государственные предприятия, от которых оно получает основную прибыль, то целевой рынок сбыта является узким. Предприятие продает свою продукцию по средним ценам, поэтому необходимо применять стратегию фокусирования с акцентом на дифференциацию продукта.

Стратегии дифференциации, наиболее используемый вид стратегии, который заключается в политике выделения предприятием своей продукции в качестве особой, отличной от конкурентов. Существует несколько методов такого выделения:

- обеспечение его высокого качества и специфических потребительских свойств;

- надежность изделий в эксплуатации;

- владение запатентованными технологиями по производству данной продукции;

- сбыт продукции в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются основными конкурентами;

- выделение своей продукции в качестве особенной с обеспечением «узнаваемости» её на рынке.

2.3. Проведение SWOT-анализа

 

Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.

Для того чтобы получить ясную оценку сил в предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOТ-анализ.

SWOТ-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Итак, после проведения SWОТ - анализа складывается четко представлять о преимуществах и недостатках предприятия, а также ситуации на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

SWOT – анализ деятельности ОАО «Пензадизельмаш»

Сильные стороны

1. Широкий ассортимент продукции.

Предприятие сотрудничает более чем со 150 производителями России, стран СНГ, что позволяет ей иметь широчайший ассортимент продукции по сравнению с другими компаниями, функционирующими в данной отрасли.

ОАО «Пензадизельмаш» осуществляет комплексные поставки запасных частей к тепловозам типа ТЭМ (ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭМ7, ТЭМ15), ТГМ (ТГМ4, ТГМ6, ТГМ23) и другим модификациям, дизелям типа Д50, Д49, Д100, 211Д(6ЧН21/21), Д6, Д12, а также к другой железнодорожной технике. Компания оказывает сервисные, консультационные и инженерные услуги и все виды ремонта тепловозов, а также ремонт вышеперечисленных дизелей, используемых на буровых станциях, в нефте- и газоперерабатывающей промышленности. Предприятие также поставляет запасные части и занимается ремонтом главных и вспомогательных двигателей дизель - генераторов речных и морских судов, выполняет сложные виды ремонтных работ. Оказывает технические консультации и помощь в подборе оборудования для машинного отделения строящихся судов.

2. Широкий рынок сбыта.

Основным направлением деятельность ОАО «Пензадизельмаш» является сотрудничество с предприятиями, имеющими железнодорожный транспорт. Причём целевыми сегментами для компании являются все предприятия, работающие с железнодорожной техникой. У предприятия сложились тесные связи, как со многими предприятиями РФ, так и на ближнем зарубежье.

3. Комплексная поставка запасных частей.

Комплексная поставка – это сбыт запасных частей в комплексе с сопутствующими услугами. Комплексная поставка значительно экономит время клиента на поиск нужных ему запчастей, а также является очень удобной.

4. Гибкая система скидок.

Гибкая система оплаты позволяет клиенту самому выбирать форму оплаты.

5. Удобные условия доставки товара клиенту.

Доставка продукции потребителю осуществляется любым видом транспорта по желанию заказчика.

6. Многовариантная оплата за поставку товара.

Что касается формы оплаты за поставляемые запасные части, то это предоплата или аккредитив, возможен расчет ценными бумагами или бартер.                                                      

7. Оказание консультационных и инженерных услуги.

Консультационные и инженерные услуги, оказываемые специалистами компании, позволяют клиентам экономить время на ознакомление с особенностями эксплуатации поставленной продукции, осуществление замены частей используемой техники и т.д.

8. Большой опыт в проведении всех видов ремонта техники, на которую предприятие поставляет запасные части.

ОАО «Пензадизельмаш» работает на российском рынке уже долгие годы. За это время компания успела зарекомендовать себя как надёжный деловой партнёр, имеющий обширный опыт работы, строго выполняющий все свои обязательства, работы и услуги в короткие сроки на самом высоком уровне. В глазах клиентов и партнёров ОАО «Пензадизельмаш» имеет имидж компании, поддерживающей открытые и обоюдовыгодные отношения с каждым своим заказчиком.

9. Возможность обучения кадров.

Предприятие серьёзно заботится об уровне образования своих сотрудников. Регулярно заключаются договора с высшими учебными заведениями крупных городов России на обучение работников предприятия, причём всё это направлено на получение второго высшего образования. Всё обучение проводится за счёт предприятия.

10. Гибкий производственный цикл

Гибкая система перехода от изготовления одной детали к другой, а в связи со сравнительно низкими накладными расходами создается возможность производства запасных частей ниже по стоимости на 20 - 40%.

 

Возможности

1. Политическая стабильность.

2. Снижение ставки рефинансирования.

3. Создание в скором будущем единого экономического пространства на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

4. Экономический рост металлургических отраслей.

5. Снижение таможенных пошлин.

6. Большой рынок рабочей силы высокой квалификации.

7. Большой выбор поставщиков.

8. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.

9. Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами.

Слабые стороны

1. Отсутствие маркетинговых исследований.

В силу отсутствия в составе предприятия маркетинговой службы исследования в данном направлении не проводятся.

2. Недостаточно знаний о конкурентах.

3. Неэффективное использование ресурсов.

4. Затоваривание складов.

5. Значительный износ оборудования на заводе.

Износ оборудования на заводе довольно велик, что ведёт к удлинению производственного цикла, застоям.

6. Недостаток квалифицированных рабочих на заводе.

Большинство работников предприятия имеют среднее специальное образование.

Угрозы

1. Нестабильное финансовое положение заказчиков.

2. Повышение требований к качеству товара и низким ценам.

3. Рост числа конкурентов.

4. Нестабильность цен поставщиков.

5. Нестабильность поставок со стороны поставщиков.

6. Риск использования конкурентами современных технологий.

7. Повышение цен на энергоносители.

8. Повышение цен на транспортные перевозки.

Оценим количественно выявленные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.

 

 

Таблица 1 SWOT взвешенная бальная оценка.

Сильные стороны

Весовой коэффициент (в сумме 1)

Балл (от 1 до 5)

Оценка (Вес.коэфф-т * балл)

1. Широкий ассортимент продукции

0,15

4

0,6

2. Широкий рынок сбыта

0,15

3

0,45

3.Комплексная поставка запасных частей

0,05

3

0,15

4. Гибкая система скидок

0,05

2

0,1

5.Удобные условия доставки товара клиенту

0,1

3

0,3

6. Многовариантная оплата за поставку товара

0,05

3

0,15

7. Внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество

0,1

3

0,3

8. Оказание консультационных и инженерных услуги

0,1

3

0,3

9. Большой опыт в проведении всех видов ремонта техники, на которую предприятие поставляет запасные части

0,12

4

0,48

10. Возможность обучения кадров

0,13

2

0,26

Итого

1

 

3,09

Слабые стороны

 

 

 

1. Отсутствие маркетинговых исследований

0,1

2

0,2

2. Недостаточно знаний о конкурентах

0,15

3

0,45

3. Неэффективное использование ресурсов

0,15

3

0,45

4. Затоваривание складов

0,05

1

0,05

5. Значительный износ оборудования на заводе

0,3

4

0,12

6. Недостаток квалифицированных рабочих на заводе

0,25

2

0,5

Итого

1

 

1,77

Возможности

 

 

 

1. Политическая стабильность

0,05

2

0,1

2. Снижение ставки рефинансирования

0,05

2

0,1

3. Создание в скором будущем единого экономического пространства на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана

0,2

4

0,8

4. Экономический рост металлургических отраслей

0,2

4

0,8

5. Снижение таможенных пошлин

0,05

2

0,1

6. Большой рынок рабочей силы высокой квалификации

0,15

3

0,45

7. Большой выбор поставщиков

0,05

2

0,1

8. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования

0,05

3

0,15

9. Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами

0,2

4

0,8

Итого

1

 

3,4

Угрозы

 

 

 

1. Нестабильное финансовое положение заказчиков

0,1

3

0,3

2. Повышение требований к качеству товара и низким ценам

0,25

3

0,75

3. Рост числа конкурентов

0,2

4

0,8

4. Нестабильность цен поставщиков

0,1

3

0,3

5. Нестабильность поставок со стороны поставщиков

 

0,05

2

0,1

6. Риск использования конкурентами современных технологий

0,2

4

0,8

7. Повышение цен на транспортные перевозки

0,1

3

0,3

Итого

1

 

3,35

 

Оценивая полученную таблицу можно сделать вывод, что самой сильной стороной предприятия является  широкий ассортимент предоставляемой продукции. Самыми слабыми сторонами на предприятии являются недостаточность знаний о конкурентах и неэффективное использование ресурсов. Существует высокая вероятность возникновения большого рынка рабочей силы высокой квалификации, появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. Наибольшее влияние представляют угрозы рост числа конкурентов и риск использования конкурентами современных технологий.

Внутренние

Внешние

 

Возможности

Угрозы

Сильные

Благодаря большому опыту работы и имиджу компании у нее появится возможность брать дополнительные кредиты, для усовершенствования производства. С помощью гибкого производственного цикла и по средством таможенных пошлин можно снизить себестоимость продукции. Рост льготного обеспечения и государственных заказов предприятию вследствие большого опыта работы предприятия позволит увеличения объемы продукции и число ремонтов. За счет широкого ассортимента услуг и создания единого экономического пространства предприятие может расширить рынок сбыта. Гибкий производственный цикл и появление современных технологий позволяют намного упростить работу персонала и удешевить продукцию. Большой рынок высокой квалификации и возможность обучения его непосредственно для денного предприятия позволяет совершенствовать производственный процесс, при обретении качественных специалистов.

1. Повышение требований к качеству товара и низким ценам. Благодаря гибкому производственному циклу предприятие может частично решить эту проблему, снизить цену на товар.

2. Рост числа конкурентов. Эта угроза не страшна предприятию, так как оно работает на рынке уже 10 лет и зарекомендовало себя как надежный деловой партнер.

3. Риск использования конкурентами современных технологий Частично можно повлиять  путем внимательного отношения к заказчику и долгосрочному сотрудничеству с ним, а так же посредством многовариантной оплаты за поставку, удобных условий доставки товара клиенту и гибкой системы скидок.

Слабые

Благодаря появлению рынка высокой квалификации у предприятия появляется возможность создать отдел маркетинга, который будет осуществлять маркетинговые исследования, и ликвидирует проблему недостаточности знаний о конкурентах. А также повысит число квалифицированных рабочих на предприятии. Проблему затоваривание складов можно решить путем появления в скором будущем единого экономического пространства на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана, т. е. путем расширения рынка сбыта. Значительный износ оборудования на заводе, а также неэффективное использование ресурсов можно устранить путем применения современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.

Повышение цен на энергоносители, повышение цен на транспортные перевозки, нестабильность цен поставщиков и поставок со стороны поставщиков, нестабильное финансовое положение заказчиков это угрозы ,которые влияют на предприятие, но не могут контролироваться им.

 

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Пензадизельмаш»