Антикризисное управление на примере ООО "Садко"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Поэтому, цель дипломной работы состоит в разработке антикризисных предложений для ООО «СИБКОМ2000» на стадии процедуры банкротства «Внешнее управление» на основе изучения теоретических основ антикризисного управления предприятием и исследований финансового состояния предприятия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- изучение причин возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
- изучение основ антикризисного управления на предприятии;
- рассмотрение последствий кризиса для предприятия;
- проведение анализа платежеспособности на основе показателей ликвидности;
- проведение анализа финансовой устойчивости предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы антикризисного управления…………………......5
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………5
1.2 Сущность антикризисного управления на предприятии……………….14
1.3 Последствия кризиса для предприятия………………………………….29
2 Исследование финансового состояния ООО «САДКО»…………………40
2.1 Анализ платежеспособности ООО «САДКО» на основе показателей..40 ликвидности
2.2 Анализ финансовой устойчивости ООО «САДКО»……………………44
2.3 Анализ деловой активности ООО «САДКО»…………………………...49
3 Рекомендации и предложения по улучшению антикризисной
Политики ООО «САДКО»...……………………………...………………….53
3.1 Рекомендации и предложения по улучшению антикризисной
политики ООО «САДКО»……………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………62
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 101.82 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики, управления и  природопользования

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

на примере  ООО «САДКО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Руководитель      _________           профессор                   Г.А.Славкин

                                         подпись, дата          должность, ученая степень          инициалы, фамилия

 

        Студент    Э-44                 0804208           ___________    А.О.Киселёв

                                номер группы        номер зачетной книжки         подпись, дата        инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1 Теоретические  основы антикризисного управления…………………......5

1.1 Причины возникновения кризисных  ситуаций на предприятии………5

1.2 Сущность антикризисного управления  на предприятии……………….14

1.3 Последствия кризиса для предприятия………………………………….29

2 Исследование  финансового состояния ООО «САДКО»…………………40

2.1 Анализ платежеспособности ООО «САДКО» на основе показателей..40 ликвидности

2.2 Анализ финансовой устойчивости ООО «САДКО»……………………44

2.3 Анализ деловой активности ООО «САДКО»…………………………...49

3 Рекомендации и предложения по улучшению антикризисной

Политики  ООО «САДКО»...……………………………...………………….53

3.1 Рекомендации и предложения по улучшению антикризисной

политики  ООО «САДКО»……………………………………………………53

Заключение……………………………………………………………………62

Список  использованных источников………………………………………..64

 

 

Введение

 

В условиях советской экономики  проблемы антикризисного управления не были столь актуальными как в  настоящее время. В стране господствовала официальная установка пропорционального  и планомерного, соответственно, и  бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды и в  антикризисном управлении. Правда, некоторые предприятия и в  советский период были убыточными: в промышленности их было примерно 20%, в сельском хозяйстве - около 30%. Но наличие убыточных предприятий  объяснялось тем, что государство  сознательно устанавливало более  низкие цены на их продукцию, в связи  с чем возник такой феномен  в экономике, как планово-убыточное  предприятие. Что касалось других предприятий, убыточность которых являлась следствием бесхозяйственности, то к ним применялись  административные меры воздействия - от смены руководства до реорганизации, в том числе в виде присоединения  к другому предприятию.

Задолженность колхозов Госбанку периодически списывалась. Многие убыточные  колхозы преобразовывались в  совхозы, а убытки при этом покрывались  за счет дотаций из бюджета. Все эти  меры можно считать элементами антикризисного управления, осуществляемого в условиях планово-распределительного хозяйства, хотя понятие "антикризисное управление" тогда не применялось.

Проблемы антикризисного управления стали приобретать особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система  стала утверждаться в России в  процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения  по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных предприятий. Сначала их число достигало 50%, затем  стало 40%. Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.

Поэтому, цель дипломной  работы состоит в разработке антикризисных предложений для ООО «СИБКОМ2000» на стадии процедуры банкротства «Внешнее управление» на основе изучения теоретических основ антикризисного управления предприятием и исследований финансового состояния предприятия.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих  задач:

- изучение причин возникновения  кризисных ситуаций на предприятии;

- изучение основ антикризисного  управления на предприятии;

- рассмотрение последствий  кризиса для предприятия;

- проведение анализа  платежеспособности на основе  показателей                    ликвидности;

- проведение анализа  финансовой устойчивости предприятия;

…………… 
1 Теоретические основы антикризисного управления на предприятии

 

1.1 Причины возникновения кризисных  ситуаций на предприятии

 

В различных источниках можно встретить разное объяснение понятия «предприятие», но в принципе все они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.

Так существует ли реальная угроза существованию предприятия  в виде кризиса? К сожалению, такая  угроза существует всегда.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние. [8, c. 13]

Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих  состояние экономики, в которой  осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии  кризиса, то это находит отражение  и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может  вполне успешно противостоять внешним  кризисным ситуациям или, в противоположном  случае, чутко реагировать на них.

Для каждого отдельного предприятия существует свое соотношение  внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие - находиться на грани банкротства, а третьи - извлекать выгоду. В чем причина? Их может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними.

Но может быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных  внешних факторах. Здесь причинами  являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие. [3, c. 23]

Опасность возникновения  кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Формально возможность экономических  кризисов возникла с переходом от непосредственного обмена продуктов  к товарному обращению посредством  денег. Две формальные возможности  кризисов заложены в противоречиях  между товаром и деньгами.

Первая возможность кризисов связана с функцией денег как  средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар  - деньги - товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:

- продажа: товар - деньги;

- покупка: деньги - товар.

Продажа одного товара не означает одновременной покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар  - товар). Покупка другого товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.

В качестве продавцов и  покупателей выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или  покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех  субъектах, у кого он раньше покупал  товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и  другие проблемы, что и вызывает кризис.

Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как  средства платежа. В этом случае также  происходит разрыв во времени между  актом купли товара в кредит и  актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным. [13, c. 24]

Н.Н Кожевникова - профессор экономических наук, в книге «Основы антикризисного управления предприятиями» выделяет следующие факторы влияющие на платежеспособность предприятия: внешние и внутренние.

Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.

1. Международные факторы складываются под влиянием:

а) общеэкономических факторов - экономическая цикличность развития ведущих стран; состояние мировой  финансовой системы, характеризующееся  политикой международных банков;

б) стабильности международной  торговли - зависит от заключенных  межправительственных договоров и  соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);

в) международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов  из-за более высоких технологий или  более дешевого труда) - организация  совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.

2. Национальные факторы  оказывают достаточно ощутимое  влияние на финансовую состоятельность  каждого хозяйствующего субъекта  и складываются под влиянием:

а) политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые  через право и включающие в  себя:

- состояние финансовой  системы;

- отношение к собственности  (ее приватизация или национализация);

- принципы земельной  политики государства;

- отношение государства  к предпринимательству (запретительный  или стимулирующий характер);

- налоговую политику;

- меры по защите прав  потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита  конкуренции и т.д.);

б) экономико-демографических  факторов, которые характеризуются:

- цикличностью экономического  развития;

- уровнем доходов, накоплений  населения, т.е. покупательной  способностью (уровень цен, возможность  получения кредита);

- предпринимательской активностью.

3. Рыночные факторы складываются под влиянием:

а) психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях  и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном  отношении к другим (потребительский  выбор);

б) научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения  конкурентных преимуществ, требуют, как  правило, значительных капитальных  вложений и могут в течение  какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты;

в) форм конкуренции, на которые  влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции  и уровень маркетинга.

Однако наиболее сильным  внешним фактором банкротства является так называемый технологический  разрыв - крупный научно-технический  сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам  специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в  своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

- конкурентная позиция  фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный  состав руководства и персонала,  доля рынка и стадия жизненного  цикла;

- принципы деятельности - форма собственности, организационная  структура управления, организация  системы управления, инновационная  деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации,  концентрация производства, диверсификация  производства;

- ресурсы и их использование  - прогрессивность средств и методов  производства, длительность производственного  цикла, уровень производственных  запасов, диверсификация производства;

- маркетинговые стратегии  и политика - прогрессивность средств  и методов производства, длительность  производственного цикла, уровень  производственных запасов, оборачиваемость  средств;

- финансовый менеджмент - структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных  и заемных средств, стоимость  капитала, структура имущества, инвестиционная  привлекательность, доход на акцию,  уровень прибыли и рентабельность.[19, c. 19]

Причины кризиса зависят  от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины - это угроза извне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны:

а) рост инфляции; нестабильность налоговой системы - изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

б) нестабильность правительственной системы - глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

Информация о работе Антикризисное управление на примере ООО "Садко"