Антикризисное управление на примере ООО "Садко"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Поэтому, цель дипломной работы состоит в разработке антикризисных предложений для ООО «СИБКОМ2000» на стадии процедуры банкротства «Внешнее управление» на основе изучения теоретических основ антикризисного управления предприятием и исследований финансового состояния предприятия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- изучение причин возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
- изучение основ антикризисного управления на предприятии;
- рассмотрение последствий кризиса для предприятия;
- проведение анализа платежеспособности на основе показателей ликвидности;
- проведение анализа финансовой устойчивости предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы антикризисного управления…………………......5
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии………5
1.2 Сущность антикризисного управления на предприятии……………….14
1.3 Последствия кризиса для предприятия………………………………….29
2 Исследование финансового состояния ООО «САДКО»…………………40
2.1 Анализ платежеспособности ООО «САДКО» на основе показателей..40 ликвидности
2.2 Анализ финансовой устойчивости ООО «САДКО»……………………44
2.3 Анализ деловой активности ООО «САДКО»…………………………...49
3 Рекомендации и предложения по улучшению антикризисной
Политики ООО «САДКО»...……………………………...………………….53
3.1 Рекомендации и предложения по улучшению антикризисной
политики ООО «САДКО»……………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………62
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 101.82 Кб (Скачать)

в) разделение властей на оппозиции, что влечет за собой беспорядочное принятие решений;

г) снижение уровня доходов населения - это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса. Как правило, правительство вынуждено идти на такие меры из-за экономических и финансовых кризисов в стране и важнейших отраслях, поскольку требуются большие средства для преодоления кризисных ситуаций;

д) рост безработицы - результат экономических и промышленных кризисов и причина социальных кризисов.

2. Рыночные факторы:

а) нестабильность валютного рынка;

б) усиление монополизма;

в) сокращение сферы рынка.

3. Прочие внешние факторы:

а) политическая нестабильность;

б) рост криминальных структур - эта проблема остается актуальной на протяжении уже долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства. От криминальных действий страдают как малые и крупные предприятия, так и отрасли в целом. Наибольшая опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;

в) природно-климатические причины - кроются в стихийных бедствиях, наносящих большой урон всему сектору деятельности и государству в целом;

г) стихийные бедствия опасны тем, что могут вызвать сразу несколько кризисов - экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.

Внутренние причины возникновения кризиса:

1. Управленческие причины:

а) разногласия между участниками управленческой структуры - если это легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий - это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;

б) отсутствие динамики в управлении- с течением времени предприятие или отрасль развиваются и приобретают все большие масштабы и формы, для чего требуется более разветвленная и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

в) высокий уровень коммерческого риска - если предприятие или бизнес создавались в рискованных условиях, то управление может некоторое время сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию»; дела;

г) недостаточное знание конъюнктуры рынка - при образовании предприятия следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в связи с этим. В процессе деятельности нужно Также постоянно следить за этими процессами для внесения изменений в организационную и производственную структуры для сохранения конкурентоспособности на рынке;

д) сложности с учетными системами для своевременного обнаружения кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и т. д. Предоставление этих документов должно проходить в точно установленные сроки, в противном случае можно пропустить первые признаки наступления кризиса;

е) затруднения маркетинговых служб. Хорошо организованный маркетинг - половина успеха, так считают большинство специалистов. Он помогает в повышении конкурентоспособности и раскрутке. Однако при недостаточной организации он может иметь противоположный эффект.

2. Производственные причины:

а) устаревшая техническая база - приводит к снижению производительности и качества выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

б) низкая производительность труда - связана с отсутствием стимулов упорной и эффективной работы: подходящих условий труда и оплаты труда, социальных гарантий, карьерного роста, дополнительных преимуществ;

в) высокие энергозатраты- это связано, как правило, с изнашиванием технической базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

3. Рыночные причины:

а) низкая конкурентоспособность товара - связано с недостаточным уровнем качества или плохо проведенной маркетинговой кампанией;

б) зависимость от постоянного ограниченного количества поставщиков и клиентов. [3, c. 43]

Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудшение  финансового положения организаций  и их последующее банкротство  связано с:

- неэффективной системой  управления и некомпетентностью  высшего руководства;

- слабым учетом изменений  состояния рынка (спроса, конкурентов,  ценовой политики и др.), производственного  и финансового потенциала организации;

- хищениями на высшем  уровне управления;

- неэкономичным и нетехнологичным  производством продукции.

[6, c. 25]

Наличие хотя бы одного фактора  уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние  предприятия или отрасли оказывают  сложности в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

Для выживания в условиях кризисных ситуаций требуется сплоченность всех структур - экономических, финансовых, управленческих.

В настоящее время разработано  множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.

Но прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно  проанализировать структуру социально-экономической  системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию  и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда  каждой системы сугубо индивидуальна.

Вообще, во время всего  периода существования социально-экономической  системы необходимо наблюдать за внешними и внутренними факторами, потому что все процессы находятся  в условии динамического развития.

Таким образом на предприятие  влияют внешние факторы ( на которые  предприятие не в силах повлиять) и внутренние факторы , которые фирма  в силах устранять, и регулировать.

 

1.2 Сущность антикризисного управления  на предприятии

 

Антикризисное управление - это система управленческих мер  по диагностике, предупреждению, нейтрализации  и преодолению кризисных явлений  и их причин на всех уровнях экономики.

Принимая во внимание определение, данное выше, зададимся вопросом: всякое ли активное воздействие на экономику  с целью обеспечения ее эффективного функционирования относится к антикризисному управлению? В принципе, ответ можно  дать утвердительный.

Но следует иметь в  виду, что антикризисное управление включает в себя использование важнейших  экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое  планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в  единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и преодоления кризиса.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в  двух значениях: в широком и узком  смысле.


В широком смысле антикризисное управление - это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке. [14, c. 16]

Зуб, А.Т - доктор экономических наук в книге «Антикризисное управление» дает следующее определение, антикризисное управление - это функция, обеспечивающая минимизацию потенциального ущерба от кризиса и помогающая установить контроль над ситуацией.

Подобное определение  дал Самородский, В. А. - профессор экономических наук книге «Антикризисное управление» - Антикризисное управление - это профилактика банкротства либо, если предприятие уже в кризисном состоянии, своевременное его «лечение», грамотный и по возможности быстрый вывод из кризиса.

Наиболее точное определение  антикризисного управления есть у Короткова, Э. М. - профессора экономических наук, в книге «Антикризисное управление». Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит  из множества проблем, которые так  или иначе разрешаются самой  этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно  дифференцировать по совокупности его  проблематики. Именно таким образом  выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы  кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его  проявления, наступления кризиса. Факторы  кризиса могут быть предполагаемыми  и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или  становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения  имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных ситуаций.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором, потенциалом  активного и решительного поведения  человека в условиях кризиса, его  заинтересованностью в преодолении  кризисов, пониманием истоков и природы  кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет  искать и находить пути выхода из критических  ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления  кризисов, приспосабливаться к возникающим  ситуациям. [8, c. 99]

Кроме того, возможность  антикризисного управления определяется и знанием циклического характера  развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к  ним. Наиболее опасными являются неожиданные  кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления  и разрешения кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством  специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать  и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и  целями развития. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые  средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - это область  деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное  в антикризисном управлении - необходимость  повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация  разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем  также начинается с управления.

В экономическом антикризисном  управлении тоже возникает необходимость  поиска - типов диверсификации производства, конверсии. [8, c. 97]

Основные характеристики антикризисного управления такие.

1. Функции антикризисного  управления - это виды деятельности, отражающие предмет управления  и определяющие его результат.  Их формулируют, отвечая на  вопрос: что надо делать, чтобы  успешно управлять в преддверии, в процессе и после завершения  кризиса. Можно выделить шесть  функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса,  управление процессами выхода  из кризиса, стабилизация неустойчивых  ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Вне зависимости от наличия  или отсутствия официального статуса  в организации менеджер по антикризисному управлению будет выполнять функции, в определенной степени общие для разных организаций. В частности, кризисный управляющий должен:

- обладать всей необходимой  информацией относительно стратегических  планов развития организации  (лучше всего, если он будет  непосредственно участвовать в  совещаниях руководства и в  рабочих группах по выработке  стратегии, знать оценки текущего  положения организации в отрасли,  иметь представления о тенденциях  развития параметров среды, угрозах  и благоприятных возможностях, проистекающих  из такого развития; его участие  в принятии стратегических решений  будет способствовать формированию  в среде высшего уровня управления  организации философии кризиса,  кризисного стратегического мышления);

- определять цели антикризисного управления, оценивать уязвимость организации перед кризисом (работа антикризисного менеджера позволяет руководству по-новому взглянуть на слабые стороны организации как на потенциальный источник трудностей при преодолении возможных кризисов);

Информация о работе Антикризисное управление на примере ООО "Садко"