Ассортиментная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление товарной политикой позволяет предприятию выживать в условиях жесткой конкуренции и быть преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.

Работа содержит 1 файл

mвы.docx

— 172.04 Кб (Скачать)

 

     ВВЕДЕНИЕ

    В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как  система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса.

    Предпринимательская деятельность является эффективной, когда  производимый фирмой товар или оказываемая  ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

    Для того чтобы производимый товар или  оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений.

    Маркетинговая политика предприятия включает в  себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения  товара на рынке. Таким образом, политика всей фирмы строится от выбора товара, определения его цены, различных  методов сбыта до конечного этапа  – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия  от продажи товара.

    Товарная  политика является ядром маркетинговых  решений, вокруг которого формируются  другие решения, связанные с условиями  приобретения товара и методами его  продвижения от производителя к  конечному покупателю.

     Товарная  политика имеет экономическое и  социальное значение. Экономическая  важность заключается в том, что  умелое управление товарной политикой  позволяет предприятию выживать в условиях жесткой конкуренции  и быть преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом  воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Управление ассортиментом  продукции связано с инновацией. Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для  новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.

     Таким образом, фундаментом всего маркетинга выступает товарная политика, что  и подтверждает актуальность выбранной  темы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ и принципов  товарной политики на примере торгового  предприятия. 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.2.Понятие, показатели ассортимента

      Ассортиментная  политика определяет товарные группы обеспечивающую успешную работу фирмы  на рынке и экономическую эффективность  в целом.

      На  рынке определяются отношения между  новыми товарами и товарами в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное  соотношение базовых моделей  и их подвигов и модификаций. Ассортиментная политика решает вопросы о происхождении  товара и кем он произведён.

      Со  стремительным ростом торговых организаций  растёт ассортимент продукций и  услуг, а значит, подчас покупателям  тяжело ориентироваться в этом многообразии. Торговые организации должны осваивать  всё более новые и разные ситуации ассортиментной политики.

      Одной из главных характеристик товара является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

      Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определённым признакам  и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

      Неотделимы  друг от друга понятия товарного  ассортимента и номенклатуры  - это  всё совокупность изделий, выпускаемых  предприятием.

      Ассортимент продукции означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким - либо признаков. С такой точки  зрения ассортимент может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает  выделение групп однородной продукции  или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определённое сходство.

      Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, например, в магазине женской одежды есть разные секции товаров удовлетворяющие  потребности покупателей.

      Видовой ассортимент товаров отражает наличие  в группе товаров ряд видов. Например: верхняя женская одежда пальто, куртки, пуховики.

      Внутривидовой ассортимент товаров представлен  разновидности продукции, членение вида на части. Так например: пальто может быть, как деми - сезонными, так и зимнем, ткани разной расцветки  и т.п.

      Марочный  ассортимент – набор товаров  одного вида, марочных наименований или  относящихся к группе марочных. Например: престижные фирмы удовлетворяют  потребности покупателей.

      Одним из показателей товарного ассортимента характеризуются широтой, количеством  позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами с точки  зрения общности потребителей, конечно  использования, каналов распределения  и цен.

      Показатель  широтой (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная идёт в наличии, а базовая применяется  для сравнения.

      Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение  действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп  к базовому.

      

      где, Шд – широта действительная,

              Шб – широта базовая,

              Кш – коэффициент широты.

      Широта  ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда  спрос превышает предложение  производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п.

      Формирования  ассортимента – проблема подбора  конкретных товаров их отдельных  серий. Определения соотношений  между «старыми» и «новыми», единичного и серийного производства, «наукоёмкими»  и «обычными», овеществлёнными товарами, лицензиями и ноу-хау.  

      Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем.

      Наряду  с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение  его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос  на одни и те же товары.

      Одним из показателей характеризующих  устойчивость ассортимента товаров  в магазине является коэффициент  устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом  у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

      

      где, У – устойчивый спрос на определённый товар,

              Шб – широта базовая,

              Ку – коэффициент устойчивости.

      Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

    • Для универсамов и гастронома – 0,90
    • Для универмагов – 0,80
    • Для магазинов обуви и одежды – 0,75
    • Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных,

хозяйственных галантерейных товаров – 0,85

      Ещё один из показателей ассортимента является полнота, удовлетворяющая одинаковые потребности (П). Показатель полноты  бывает как действительный (Пд), так  базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного  показателя полноты к базовому.

      

      где, Пд – полнота действительная,

              Пб – полнота базовая,

              Кп – коэффициент полноты.

      Важными факторами, обеспечивающими полноту  ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке  товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар  крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень  надёжности.

      Обновление  ассортимента – это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.

     Постоянное  и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано  определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании  обновление ассортимента так же должно быть рациональным. 
 
 

      1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации

      Чем более качественно подобран ассортимент  товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет  получена. Ассортиментная политика торгового  предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного  обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

      Задачами  ассортиментной политики служит:

  • Удовлетворение запросов потребителей;
  • Эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
  • Оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
  • Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);
  • Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
  • Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией единой квалификацией кадров др. логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

   На  построение ассортиментной политики в  розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

   К экономическим факторам относят  денежные доходы населения и распределение  их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного  пользования.

   Социальные  факторы к ним относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования  и культурного развития людей, праздники, мода и др.

   К демографическим факторам изменение  численности населения и его  состава по полу, возрасту, месту  проживания; размеру состава семьи.

   Природно  – естественные факторы – это  климатические условия, продолжительность  времён года, физиологические особенности  человеческого организма в зависимости  от пола, возраста и т. д.

   Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий  товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие  др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия