Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:33, курсовая работа
Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление товарной политикой позволяет предприятию выживать в условиях жесткой конкуренции и быть преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.
В случае отсутствия в продаже нужного товара или неудовлетворительного качества предположительного товара покупатель, как правило, не откладывает. А ищет ему замену с аналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров оказывает влияние сезонности и производства со сменой времени года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментная политика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.
Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляются номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые прибыли. Ассортимент же является частью розничной стратегией и оружием в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определённого товара из ассортимента совершенно очевидна.
Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом. Надо обратить внимание на стадии жизненного цикла товара:
Ассортиментная политика выделяет набор изделий, находящихся одновременно на рынке, в разных жизненных циклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени новизны, гарантирует фирме относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.
Следует выделить товарные группы:
При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:
Принцип синергизма товары и услуги внутренне увязаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельности фирмы определяет широкую экономию.
Принцип стратегической гибкости преодолевает недостаток, построение стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам.
Принципы подбора ассортиментных групп товаров должны гармоничны всем ассортиментным группам.
Принципы формирования ассортимента торговой организации:
Ориентируются
на одну ассортиментную группу характерна
для специализированных магазинов.
Устойчивый ассортимент товаров
в магазине обуславливает сокращение
затрат времени покупателей на поиск
товаров, позволяет стандартизировать
все важнейшие торгово-
Ориентация на место производства товара (это менее распространено), подходит тем торговым организациям, которые ориентируются на производство в определённом географическом регионе (одежда из Германии, Белорусский трикотаж и т. д.). Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей.
Ориентация
на определённый уровень цен означает,
что торговая организация подбирает
ассортимент таким образом, чтобы
соответствовало
Ориентация
на самообслуживание может сочетаться
с другими принципами формирования
ассортимента, но чтобы товары имели
несущую информацию о нём и
достаточно просты, и не требовали
дополнительной консультации продавца.
Такой принцип формирования ассортимента
позволяет создать большие
Ориентация на широту и глубину ассортимента товара. Ширина и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.
Одним
из принципов правильного
Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этом устанавливаются:
Ценовые линии – где совокупность цен на одинаковый товар, будет рознится с качеством.
Цена «выше норминала» - характеризуется низкой ценой на основной товар и приложения к нему дополнительного товара;
Цена «с приманкой» - доступность цен массовому покупателю основного товара и повышенные цены на широкий круг дополнительных товаров к нему;
Цены на сопутствующие товары;
Цена на комплект (стоимость набора товара);
Цены на побочные продукты;
Психологические цены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей).
Между отдельными товарами внутри ассортимента могут складываться различные связи:
Используется
перекрёстная эластичность для изменения
взаимосвязи товаров. Можно это
сделать методом переключения спроса
с одного товара на другой.
1.4.
УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ
Товарная
политика предприятия - комплекс действий
торгового посредника на основе наличия
у него чётко сформулированной программы
действий на рынке. Она призвана обеспечить
преемственность решений и мер
по формированию ассортимента и его
управлению, поддержанию
Рынок
– это сложное и многостороннее
явление, которое характеризуется
разным уровнем своего развития, особенностями
исторического, социального, культурного
характера, присущих различным странам;
это та среда, в которой только
могут быть удовлетворены все
нужды потребителей через взаимодействие
спроса и предложения; т.е. это с
одной стороны сфера отношений
между субъектами экономики, а с
другой - составная часть рыночной
экономики, куда входят сферы производства
товаров, их потребления и распределения,
а также элементы планирования и
регулирования экономики. Постоянный
анализ рыночной среды, оценка и продуманное
применение полученной информации –
залог успешной работы любой фирмы.
Прогноз развития рынка состоит
в определении условий, при которых
обеспечивается наиболее полное удовлетворение
спроса потребителей в товарах данного
предприятия и создаются
Начать
свою деятельность по оценке конъюнктуры
лучше всего с общего исследования
рынка, т.е. оценки общеэкономической
ситуации на нем. Рыночное окружение
устанавливает пределы того, что
может быть достигнуто. Такая оценка
позволяет вовремя и без
Проведению
анализа способствует рассмотрение
коньюнктурообразующих
Кроме постоянных факторов, которые необходимо учитывать любому участнику рынка, существуют и такие, которые зависят от специфики реализуемых товаров или услуг, среди которых можно выделить:
Величину предложения можно оценить в натуральных показателях.
Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынках потребительских товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движении товарных запасов, объеме внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовой импорт и валовой экспорт. Рост этих показателей говорит о повышении потребности в товаре, а снижение – о ее снижении. Величину спроса можно оценивать и по таким расчетным показателям, как емкость (Ер), доля (Д), и насыщенность (Н) рынка.
Емкость рынка означает возможный объем спроса и объем реализации на рынке товара при данном уровне цен и за определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешнеторговой статистики в натуральных (физических) единицах или по стоимости по следующей формуле:
где
Т - объем национального
З - остаток товарных запасов на складах предприятий;
И - импорт;
Ик - косвенный импорт (ввоз комплектующих);
Э - экспорт;