Исследование рынка чая Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Чай – один из самых древних, а также самый популярный в мире напиток (после воды). И, пожалуй, лучший для утоления жажды. Родина чая – Китай. Само название «чай» происходит от китайского «ча», что означает «молодой листочек».
На сегодняшний день чай является привычной частью ежедневного рациона. Подобное пристрастие можно объяснить климатическими особенностями нашей страны (Чай – сезонный товар

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………..4
1 Анализ динамики и структуры рынкА………….........……...5
Характеристика товара, сфера его потребления, основные участники
рынка и основные тенденции развития……………………………………5
1.2. Оценка объема рынка в натуральном и стоимостном выражении..............................................……………………………….7
1.3. Анализ структуры рынка................................................………………11
2 Определение целей и задач маркетингового
исследования. Разработка опросного листа ……... 14
2.1. Цели, задачи, тип исследования и метод сбора информации...……. 14
2.2. Описание структуры анкеты………………………………..…………15
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...……………………...17
ВЫВОДЫ……………………………………………………………........ 29
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………….....30
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Маркетинговые Исследования.docx

— 260.59 Кб (Скачать)

Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.6.

Рисунок 3.6 – Вид чая

Из приведенных данных следует, что респонденты предпочитают листовой чай (68%), в пакетиках 26%, и  лишь 6% выбирают гранулированный чай.

 

Таблица 3.8 – Пол респондентов

Пол

Частота ответа

Кол-во ответов, %

Мужской

22

44

Женский

28

56

Всего

50

100


Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.7.

Рисунок 3.7 – Пол  респондентов

Из приведенных  данных видно, что из количества опрошенных людей, женщины занимают 56%, а мужчины 44%.

 

Таблица 3.9 – Возраст  респондентов

Возраст

Частота ответа

Кол-во ответов, %

18-25 лет

20

40

26-35 лет

14

28

36-45 лет

8

16

Старше 45 лет

8

16

Всего

50

100


Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.8.

 

Рисунок 3.8 – Возраст  респондентов

Из приведенных  данных видно, что из респондентов, 40% занимают люди от 18 до 25 лет. 28% от 26-35, от 36-45 лет заняли 16%, и старше 45 лет – 16%.

 

Таблица 3.10 – Доход  на одного члена семьи в месяц  респондентов (грн./мес.)

Доход

Частота ответа

Кол-во ответов, %

До 1000 грн

2

4

1001-1500 грн

2

4

1501-3000 грн

24

48

3001-5000 грн

14

28

Более 5001 грн

8

16

Всего

50

100


Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.9.

Рисунок 3.9 – Доход респондентов

Из приведенных данных видно, что большее количество респондентов( 48%) имеют доход на одного члена семьи от 1501-3000 грн/мес. Остальные, это 25% от 3001-5000, 16% более 5001 и лишь 4% приходится на респондентов с доходом от 1001-1500 и до 1000 гривен в месяц.

Рассчитаем средний уровень  дохода респондентов. При этом необходимо пользоваться не интервалами, а конкретными значениями для каждого интервала. Эти значения  принимаются равными середине интервала. Например, для интервала среднемесячного дохода 1001-1500грн., принимается значение 1250грн. Для крайнего интервала принимается значение равное начальному значению интервала плюс половина предыдущего интервала. Таким образом получаем следующие данные:

=1000*0,04+1250*0,04+2250*0,48+4000*0,25+6000*0,16=400+50+1080+1000+960=3490 грн./мес.

Если данный доход соотнести  со статистикой Госкомстата Украины, где указанно, что на январь-октябрь 2012 года среднемесячная заработная плата  в Донецкой области составляет 3464 грн./мес. [1].

Результаты ответов на 6 вопрос представлены в таблице 3.11. Следует заметить, что при ответе на этот вопрос допускалась возможность выбирать несколько вариантов.

Таблица 3.11 – Какая марка  чая покупалась последние 3 раза?

ТМ чая

Частота ответа

Кол-во ответов, %

Ahmad

10

16,1

Batik

1

1,6

Greenfield

21

33,8

Alokozay

1

1,6

Lipton

11

17,7

Dilmah

3

4,8

Akbar

2

3,2

Другая ТМ

13

20,9

Всего

62

100


Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.10

Полученные характеристики по результатам ответов на шестой вопрос соответствуют официальным статистическим данным, приведенным во второй части работы(Рис 1.5.).  В соответствии с ними в состав лидеров рынка входят – Ahmad (13,1%), Greenfield (9,7%), Lipton(9,2%). По полученным результатам выделилась та же группа лидеров – Ahmad (16,1%), Greenfield (33,8%), Lipton(17,7%).

 

Рисунок 3.10 – ТМ, покупка которой совершалась последние 3 раза

Для того чтобы установить зависимость места совершения покупки  от уровня дохода составим сводную  таблицу с двойной табуляцией (табл. 3.12).

Доход респондентов на одного члена семьи в месяц (грн./мес)

Место совершения покупки  чая

Супермаркет

Ларек

Рынок

Магазин

Частота ответа

До 1000

1

 

1

 

1001-1500

 

1

 

1

1501-3000

15

1

3

6

3001-5000

10

   

3

Более 5001

7

   

1


Приведенные данные представлены графически на рисунке 3.14

Рисунок 3.14 – Зависимость места  покупки от дохода

 

Анализирую приведенные  данные можно сделать вывод, что  респонденты, находящиеся в группе с доходом до 1000 гривен на одного члена семьи в месяц чаще всего  покупают чай в супермаркете или  на рынке. Респонденты с доходом  от 1001 до 1500 гривен на одного члена семьи  в месяц чаще всего покупают чай  на рынке или в магазине. Группа с доходом от 1501 до 3000 гривен на одного члена семьи в месяц чаще всего  покупает чай в супермаркете. Респонденты  с доходом от 3001 до 5000 гривен на одного члена семьи в месяц чаще всего  покупают чай в супермаркетах, и  группа с доходом более 5001 гривен на одного члена семьи в месяц  чаще всего покупает чай в супермаркетах.

Заключительной стадией проведения анализа является проверка статистической значимости полученных результатов с помощью z- критерия [6]. В процессе исследования установлено, что 50 респондентов из 59, или 85% являются потребителями чая. Что мы можем сказать о доли, потребляющих чай, в генеральной совокупности? Для ответа на этот вопрос необходимо выдвинуть нулевую и альтернативную гипотезу. Нулевая гипотеза в данном случае звучит следующим образом: не более 60% населения потребляют чай. Альтернативная гипотеза : Более 60% населения потребляют чай.

Для проверки нулевой гипотезы необходимо определить расчетное значение  критерия по  формуле:

 

Z = ( P-П ) / δ

 

Р - доля потребителей чая в исследуемой выборки;

П - доля потребителей чая согласно гипотезе.

δ - расчетное среднеквадратичное отклонение, определяемое по формуле:

 

δ = √П (1-П) / n

 

n- количество респондентов, принявшее участие в опросе (59).

 

δ = √60 (1-0,6) / 59 = 0,05

Z = (0,85-0,6) / 0,05 = 10,2

 

Подставив в формулу конкретные значения, получим расчетное значение  критерия – 10,2. Следовательно, нулевая гипотеза отвергается и подтверждается альтернативная – более 60% населения употребляют чай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

По результатам проведенной  работы можно сделать такие выводы:

- Проведен анализ рынка чая Украины в динамике за три года (2009-2011 гг.).

- Были проанализированы показатели производства, экспорта и импорта, а так же определен баланс рынка чая Украины.

- Проведен анализ структуры рынка Украины.

- Указанное структурирование позволило определить тип рынка – рынок чистой конкуренции.

- Составлены цели и задачи исследования, определен тип исследования, метод сбора информации, вид приемлемого опроса, а так же составлена анкета для проведения опроса.

- Проведено анкетирование.

- Анализ результатов исследования по каждому вопросу анкеты – приведена простая  табуляция по каждому вопросу анкеты с указанием частот ответов и процентов каждого ответа. Так же проведена двойная табуляция для установления зависимости места покупки чая от уровня дохода.

- Проведена проверка статистической значимости результатов с помощью  z-критерия. Были выдвинуты нулевая и альтернативная гипотезы. Нулевая была отвергнута и подтверждена альтернативная – более 60% населения употребляют чай.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

    1. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс] / Соціально-економічне становище України за січень-листопад 2011 року – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/, свободный. – Загл. с экрана.
    2. Журнал Forbes [Электронный ресурс] / Чай дорожает – Режим доступа: http://forbes.ua/business/1338812, свободный. – Загл. с экрана.
    3. Союз-Информ  [Электронный ресурс] / Анализ рынка чая – Режим доступа: http://www.souz-inform.com.ua/, свободный. – Загл. с экрана.
    4. Западная маркетинговая компания [Электронный ресурс] / Обзор рынка Украины  2011 год – Режим доступа: http://www.zmk.com.ua, свободный. – Загл. с экрана
    5. Маркетинговые известия [Электронный ресурс] / Чай остыл  – Режим доступа: http://markets.eizvestia.com/ свободный. – Загл. с экрана
    6. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

АНКЕТА №

Интервьюер ___________

1. Употребляете  ли Вы чай?

    • Да             
    • Нет

2. Как часто  Вы приобретаете чай?

  • Раз в неделю
  • Раз в две недели
  • Раз в месяц
  • Раз в 2-3 месяца
  • Реже

3. Каков был  объем последней покупки чая?

  • 25 г
  • 50 г       
  • 100 г         
  • 250 г
  • 500 г                 

4. Какую упаковку  Вы предпочитаете?

  • Картонная пачка                                         
  • Пакет из фольги    
  • Металлическая банка
  • Стеклянная банка        

5. Какой вид  чая Вы предпочитаете?

  • Черный
  • Зеленый
  • Каркаде
  • Мате

6. Какую марку  чая Вы приобретали последние  3 раза:

  • Ahmad  
  • Batik         
  • Greenfield         
  • Alokozay
  • Lipton                 
  • Dilmah                     
  • Akbar                     

Другая марка, уточните? ______________

7. В каком месте  Вы чаще всего покупаете чай?

  • Супермаркет
  • Ларек
  • Рынок
  • Магазин

 

8. Какой тип  чая Вы предпочитаете?

  • Листовой
  • Гранулированный
  • В пакетиках

 

9. Пожалуйста, укажите  Ваш пол ?

  • Мужчина
  • Женщина

 

10. Пожалуйста, укажите  Ваш Возраст ?

    • 18 – 25
    • 26-35
    • 36-45
    • Старше 45                        

Информация о работе Исследование рынка чая Украины