Маркетинговое исследование рынка холодильников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: качественно провести маркетинговое исследование рынка холодильников в Украине.
Задачи курсовой работы: получить навыки в организации и проведении маркетингового исследования, составлении опросных листов, анализе вторичных и первичных данных по состоянию рынка, представлении результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая к выдаче.docx

— 284.92 Кб (Скачать)

R1 = ( 565 тыс.ед. * 1350 грн./ед.) / (565 тыс.ед. * 1225 грн./ед.) = 1,102

R2 = (688,5 тыс.ед. * 1350 грн./ед.) / (688,5 тыс.ед. * 1225 грн./ед.) = 1,102

R = √1,102*1,102 = 1,102

  Реальный  индекс роста рынка i рассчитывается по формуле:

i = Qст 2 / (Qст 1 * R ) , где: Qст 1 и Qст 2 – объем рынка в стоимостном выражении в базовом и текущем годах соответственно[4].

  Индекс  роста рынка в 2003 году:

i = 692,125 млн.грн. / (570,456 млн.грн. * 1,074) = 1,129

Индекс роста  рынка в 2004 году:

i = 929,475 млн.грн. / (692,125 млн.грн. * 1,102) = 1,218

  Итак, в  стоимостном выражении, объем  рынка в 2003 году вырос на 12,9% по сравнению с 2002 годом, и  в 2004 году – на 21,8% по сравнению  с 2003 годом, что полностью совпадает  с темпами роста рынка в  натуральном выражении в этих  же годах (см. табл. 1.2.)

                            1.3. Анализ структуры рынка.

    На сегодняшний день рынок холодильников на Украине представлен одним отечественным производителем и более 20 марками зарубежных производителей – из России, Белоруссии, США, Германии, Италии, Венгрии, Литвы, Дании, Китая, Кореи, Турции и т.д. 70% внутреннего рынка составляет импорт, и в то же время, почти столько же отечественных изделий экспортируется. Это означает, что как отрасль, так и рынок в значительной степени интегрированы в мировую экономическую систему.

     Структура рынка бытовых холодильников  за 2004 год по основным брендам в процентном выражении выглядит так.

   Украинский  производитель « NORD» занимает около 30% рынка. За ним следует литовский бренд «Snaige» - 20% рынка, который является прямым конкурентом холодильников «NORD».  Итальянский бренд «Indesit» и белорусский «Атлант» имеют по 12%, затем следует «LG» - 7%, «Ardo» и «Samsung» - по 5%, «Bosh» , «Liebherr» и другие марки занимают 9%.[2]

    Наглядно  данная ситуация представлена  на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Структура рынка бытовых  холодильников.

 

   Для определения  типа рынка используется коэффициент  монополизации Хершмана:

∑d2 = d12 + d22 + … dn2 , где d – доля каждого производителя(торговой марки) на данном рынке.

   Если значение  d2 от 10000 – данный рынок является рынком чистой монополии, от 7000 до 10000 – рынок олигополии ( доминируют 3-4 компании), от 1500 до 7000 – рынок монополистической конкуренции, меньше 1500 – рынок совершенной конкуренции[4].

∑d2 = 302 + 202 + 122 + 122 +72 +52 +52 +42 +32 +22 = 1716.

  Итак, рынок холодильников  в Украине – рынок монополистической  конкуренции.

  Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Часть 2. Определение целей  и задач маркетингового исследования.       

                                  Разработка опросного листа

 

     Цель исследования: определение отдельных характеристик регионального рынка холодильников.

     Основные задачи исследования:

- определение предпочтения  торговым маркам в зависимости  от пола, возраста и среднего  уровня дохода респондента;

- определение предпочтения  торговым маркам в зависимости  от факторов, влияющих на выбор  респондента при приобретении  холодильника;

- определение предпочтения  отечественным или зарубежным  холодильникам в зависимости  от возраста и среднего уровня  дохода респондента; 

- определение предпочтения  месту покупки холодильника в  зависимости от пола, возраста  и среднего уровня дохода респондента;

- определение места покупки  холодильника в зависимости от  предпочтения торговым маркам;

- определение величины  средней стоимости покупки холодильника  в зависимости от пола, возраста  и среднего уровня дохода респондента;

- определение величины  средней стоимости покупки холодильника  в зависимости  от  предпочтения  торговым маркам.

     Тип исследования: описательный.

     Метод сбора информации:  личный опрос –анкетирование.

     Объем выборки, подлежащей опросу:  50 респондентов различных возрастных групп .

      На основании  целей и задач исследования, был  разработан опросный лист(анкета) , включающий в себя 8 основных вопросов, и 3 классификационных. В данной анкете отсутствует фильтрующий вопрос:                « Пользуетесь ли вы холодильником?», так как холодильник есть в каждой семье и данный вопрос не имеет смысла. На вопрос № 5 «Какие факторы оказывают влияние на ваш выбор при приобретении холодильника?» респондент может дать несколько ответов, на все остальные вопросы желательно дать один ответ. Некоторые вопросы содержат вариант ответа «другое». Выбрав такой вариант ответа, респонденту необходимо указать, что включает в себя этот ответ.

    Место и время проведения  опроса: опрос проводился в течении двух дней в общественных местах : в парке, а так же возле супермаркета бытовой техники «Эльдорадо». Участники опроса выбирались случайно из общего потока людей.  Время опроса – 5-7 минут.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Часть 3. Анализ результатов исследования

 Таблица 3.1 « Расчет респондентов, принявших участие в опросе».

Всего

90

100%

Отказались от интервью

40

44,4 %

Не подлежат интервьюированию в

связи с ответом на 1й  вопрос

0

0%

Взято интервью

50

55, 6 %

Забраковано опросных листов

3

    -


 

Таблица 3.2. «Простая табуляция результатов опроса по наличию у респондента холодильника той или иной торговой марки»

Марка холодильника

Частота ответа

% ответов

Bosh

4

8,0

Ardo

4

8,0

Nord

14

28,0

Rainford

3

6,0

Ariston

4

8,0

Samsung

6

12,0

Другое, из них:

- LG

- Indesit

- Атлант

- Sharp

- Whirpool

- Panasonic

- Toshiba

- Liebherr

- ВЕКО

- Донбасс

15:

3

2

2

2

1

1

1

1

1

1

30,0

6,0

4,0

4,0

4,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Всего

50

100


 

  Как видим, большинство  респондентов являются пользователями  отечественных холодильников «Nord» (28%). Второе место занимает торговая марка «Samsung»(12%). На третьем месте – Bosh, Ardo  и Ariston ( по 8%).

Рисунок 3.1. Результаты опроса по наличию  у респондента той или иной торговой марки.

 

   Таблица 3.3. « Простая табуляция результатов опроса о намерении приобрести новый холодильник»

 

Частота ответа

% ответов

Собираются приобрести

в ближайшие 3 месяца

0

0

Собираются приобрести

в ближайшие 6 месяцев

4

8,0

Собираются приобрести

в ближайший год

7

14,0

Не собираются приобретать

39

78,0

Всего

50

100


   Большинство опрошенных респондентов (78%) не собираются приобретать новый холодильник, во всяком случае, в ближайший год. 14% намерены купить холодильник в течении ближайшего года, и только 8 % - в ближайшие 6 месяцев.

Рисунок 3.2.Результаты опроса о намерении приобрести новый холодильник.

 

Таблица 3.4. « Простая табуляция результатов опроса  о предпочтении торговым маркам»

Марка холодильника

Частота ответа

% ответов

Bosh

12

24,0

Ardo

3

6,0

Indesit

4

8,0

Zanussi

0

0

Nord

4

8,0

Rainford

4

8,0

Ariston

3

6,0

Samsung

12

24,0

Другое, из них:

- LG

- Siemens

- Liebherr

- Sharp

- Атлант

- ВЕКО

8

3

1

1

1

1

1

16,0

6,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Всего

50

100


Рисунок 3.3.Результаты опроса о предпочтении торговым маркам.

  Как видим, первое место среди предпочтений потребителей разделили две торговые марки – Bosh ( 24%) и Samsung ( 24%).

  Таблица 3.5. « Простая табуляция результатов опроса о предпочтении респондентов отечественным или зарубежным производителям холодильников»

Предпочитают холодильники

производителей:

Частота ответа

% ответов

Отечественных

6

12,0

Зарубежных

44

88,0

Всего

50

100


 

Рисунок 3.4. Результаты опроса о предпочтении отечественным или зарубежным холодильникам.

  Таблица 3.6. «Простая табуляция результатов опроса о влиянии различных факторов  на выбор приобретаемого холодильника»

Факторы

Частота ответа

% ответов

Объем

0

0

Стоимость

8

16,0

Реклама

0

0

Дизайн

1

2,0

Технические характеристики

11

22,0

Мнение друзей

0

0

Другое

0

0

Объем и стоимость

5

10,0

Объем и дизайн

1

2,0

Объем, реклама и мнений друзей

1

2,0

Объем, стоимость и мнение друзей

1

2,0

Объем, дизайн, технические

характеристики 

2

4,0

Объем, стоимость, реклама, дизайн,

технические характеристики

1

2,0

Стоимость и дизайн

2

4,0

Стоимость и реклама

2

4,0

Стоимость и технические

характеристики

5

10,0

Стоимость, технические характеристики

и дизайн

2

4,0

Стоимость, технические характеристики

и мнение друзей

3

6,0

Технические характеристики и дизайн

3

6,0

Технические характеристики и мнение

друзей

1

2,0

Технические характеристики, дизайн

и мнение друзей

1

2,0

Всего

50

100


 Рисунок 3.5.результаты опроса о влиянии различных факторов на выбор холодильника

Большинство респондентов (22%) выбирая холодильник, прежде всего обращают внимание на его технические характеристики, и именно от этого фактора зависит их выбор. 16%  выбирают холодильник, исходя исключительно из его стоимости. На выбор 10% респондентов одинаково влияют эти два фактора – стоимость и технические характеристики, и еще 10%  выбирают холодильник по его стоимости и объему.

 

Таблица 3.7. « Простая табуляция результатов опроса о предпочтении респондентами однокамерных, двухкамерных или трехкамерных холодильников»

 

Частота ответа

% ответов

Однокамерные

1

2,0

Двухкамерные

39

78,0

Трехкамерные

10

20,0

Всего

50

100


 

     Рисунок 3.6.Результаты опроса о предпочтении одно, -двух, или трехкамерных холодильников

    

 

   Таблица 3.8. «Простая табуляция результатов опроса о предпочтении места покупки холодильника»

Место покупки

Частота ответа

% ответов

Фирменный магазин

13

26,0

Интернет-магазин

6

12,0

Супермаркет бытовой техники

31

62,0

Другое

0

0

Всего

50

100


 

 

Рисунок 3.7.Результаты опроса о предпочтении места покупки холодильника

 

 Таблица 3.9. « Простая табуляция результатов опроса о средней стоимости покупки холодильника респондентом»

Средняя стоимость

Частота ответа

% ответов

До 3000 грн

5

10,0

3500 грн

12

24,0

4500 грн

18

36,0

5000 и более

15

30,0

Всего

50

100


 

 Как видим, основная  масса опрошенных (36%)  готова потратить на покупку нового холодильника около 4500 грн. Немного меньше(30%) готовы  заплатить за новый холодильник 5000 грн и более.

Рисунок 3.8.Результаты опроса о средней  стоимости покупки холодильника

 

  Таблица 3.10. « Простая табуляция результатов опроса по полу респондентов»

Пол

Частота ответа

% ответов

Женский

31

62,0

Мужской

19

38,0

Всего

50

100

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка холодильников