Содержание
Часть 1. Теоретическая часть 3
1. Метод структурной
аналогии. Его содержание, сферы
применения 3
2. Организация контроля
над ценами на продукцию предприятий,
занимающих доминирующее положение
на товарных рынках 4
Часть 2. Анализ ценовой политики
ООО «Евросеть СПб» 9
Часть 3. Практическое решение
задач 20
Список используемых источников
Часть 1. Теоретическая часть
1. Метод структурной аналогии.
Его содержание, сферы применения
В экономической
литературе описаны различные
методы формирования цены, причем
зачастую используются разные
только названия методов, но
содержащие одну суть и методику
расчета и базовые показатели.
Как правило, выделяют затратный
подход к ценообразованию, ценностный
и эконометрический. Однако с
развитием рыночных отношений
перечень был несколько расширен
и модифицирован. В настоящее
время целесообразно все методы
ценообразования ранжировать следующим
образом:
1. Рыночный метод
формирования цены, ориентированный на
покупателей другими словами на полезность
/ ценность товара и отражающий конъюнктуру
рынка.
2. Затратный метод
формирования цены, базирующейся на расчете
расходов продавца по созданию и реализации
товара.
3. Параметрический
(нормативно-параметрический) или эконометрический
метод формирования цены основанный на
соотношении цены к определенному параметру,
характеризующему ценность товара аналогичного
ряда или входящих в товар других составных
частей.
4. Административный
метод формирования цены, основанный на
директивном распоряжении по установлению
того или иного уровня или пределов цен
уполномоченными на то государственными
органами.
Кроме того, в
каждой группе выделяют разновидности
методов ценообразования в зависимости
от способа учета и распределения
расходов, экономической ценности,
покупательского спроса и конкурентных
преимуществ.
Все методы в
той или иной степени базируются
на экономическом функционировании
субъектов механизма ценообразования
с одной стороны, и с другой
стороны - на оценке расходов
продавца и требованиях покупателя,
предъявляемых к качеству / полезности
товара.
Суть метода структурной
аналогии заключается в том, что при установлении
цены нового товара определяют структуру
цены аналогичного товара, используя фактические
или статистические данные о доле основных
элементов в цене. Если имеется возможность
точно определить для нового товара переменные
расходы на единицу, например, расходы
материальных ресурсов по нормам расхода,
то, перенося структуру аналога на новый
товар, определяется доля постоянных расходов,
приходящаяся на данный вид нового товара.
Такими способами получают объем удельных
постоянных расходов, приходящихся на
данный вид товара.
Зная ту или
иную сумму и их удельный
вес в структуре полных затрат
по аналогичной группе продукции
можно рассчитать полные затраты
по новому продукту.
Сн = См (Сз.п) / Ам (Аз.п)
Сн – себестоимость
нового товара
См (Сз/п) - материальные
затраты(з/п) на ед. нового товара
Ам (Аз/п) - удельный
вес материальных затрат(з/п) в себестоимости
по аналогичной группе товаров
Рн = Сн * (1+Rн)
Рн – цена нового
товара
Rн - процент к затратам
Данные о структуре
затрат (метод структурной аналогии)
используются при установлении
скользящих цен на сложное
по производству оборудование, на
продукцию, которая требует длительного
срока изготовления,а так же в мировой
экономике.
Объективность
цены, рассчитанной затратными методами
ценообразования, где используются
совокупные расходы в расчете
на определенный вид товара, а
в их числе и объем удельных
постоянных расходов, зависит от
правильности выбора базы распределения.
Поэтому при выборе метода
ценообразования продавец должен
глубоко проанализировать особенности
своей хозяйственной деятельности
и оценить свои возможности.
Классификация
затратных методов ценообразования
строится в зависимости от
способа включения в цену товара
переменных и удельных постоянных
расходов и способа определения
желаемого дохода в виде дополнительной
надбавки к расходам в расчете
на единицу товара. Для расчета
показателя на единицу данного
вида товара за ожидаемый объем
продаж (производства) данного вида товара
в натуральных единицах принимается количество
этого товара в натуральных единицах.
2. Организация контроля
над ценами на продукцию предприятий,
занимающих доминирующее положение
на товарных рынках
Воздействие государства
на процессы ценообразования
стало одним из важных и
систематически применяемых методов
экономической политики развитых
стран.
Сложившаяся система
государственного регулирования
цен наряду с другими формами
отраслевой государственной политики
воздействует на стоимостные
пропорции и распределение национального
дохода между отдельными отраслями
и категориями населения страны.
Роль этой формы регулирования
в последние десятилетия резко
усилилась в связи с ростом
инфляции. Ценовая политика становится
одной из самых важных сфер
экономической деятельности государства.
В мире известны
две модели преодоления высоких
цен, устанавливаемых монополиями.
Зарубежная теория и практика
показывает, что высокие цены
и нормы прибыли сегодняшних
монополистов побуждают другие
предприятия и новых инвесторов
к проникновению на такие рынки,
что само по себе создает
условия для возникновения и
развития конкуренции. Другая
модель, которая экспериментировалась
в условиях отечественной экономики, состоит
в том, что если товар продается по монопольно
высоким ценам, правительство прибегает
к регулированию таких цен. Предприятия
в условиях ограничения прибыли, стремясь
уйти от государственного регулирования,
завышают себестоимость, растрачивая
свои ресурсы. Правительство, пытаясь
осуществлять такое регулирование, нередко
выплачивает дотации, субсидии, предоставляет
различные льготы, растрачивает государственные
ресурсы. Такая политика укрепляет монополию,
устраняя возможности для появления конкурентов.
Разумеется, первая
модель относится к хорошо
функционирующему рынку. Монополизированная
структура производства в республике,
доставшаяся нам в наследство
от прежних времен, неизбежно
создавала трудности в формировании
конкурентной рыночной среды
и рыночных цен. Когда рынок
только формируется, недостаточно
насыщен, не создана его инфраструктура,
отсутствуют инвестиции, независимая
торговая сеть высокая цена
не в состоянии выполнять функции
привлечения нового предложения
и ограничения спроса.
На этапе трансформации
экономики сфера государственного
антимонопольного ценового регулирования
должна быть еще достаточно
широкой, адаптированной к особенностям
экономики переходного периода.
В нее следует включать как
регулирование цен на продукцию
естественных монополий, так и
искусственных. К естественным
монополиям относятся отрасли
производства, в которых минимальные
издержки в расчете на единицу
продукции достигаются при сосредоточении
производства на единственном
предприятии. В этом случае
создание конкуренции путем рассредоточения
производства на нескольких предприятиях
является экономически нецелесообразным,
так как ведет к повышению
удельных издержек (электроэнергетика,
связь, железнодорожный транспорт,
газ, тепло, водоснабжение). Деятельность
естественных монополий регулируется
в большинстве зарубежных стран, чтобы
предупредить с их стороны монопольное
завышение цен и сокращение объемов производства.
В этой части антимонопольное законодательство
должно иметь целью обеспечение доступности
для потребителей товаров (услуг) таких
предприятий за счет определения экономически
обоснованных цен, позволяющих осуществлять
развитие субъектов естественных монополий.
На этапе переходной
экономики необходимо не только
сохранить, но и ужесточить
регулирование цен на продукцию
естественных монополий. Эти предприятия
находятся в собственности государства,
и их деятельность должна подвергаться
действенному и эффективному
контролю. Прежде всего такой
подход касается формирования
издержек. В последнее время оказалась
разрушенной, многие годы создаваемая
система управления затратами
на производстве. Практически отсутствуют
экономически обоснованные нормы
расхода различных ресурсов, что
приводит к увеличению себестоимости,
включению в нее необоснованных
издержек, образованию диспропорций
в структуре затрат, распределения
прибыли. Поэтому необходимо вернуться
к системе жесткого нормирования
ресурсов, снижения себестоимости
продукции, планированию ресурсосбережения
в первую очередь на таких
предприятиях.
Длительность процесса
приватизации и разгосударствления
в национальной экономике вызывает
необходимость регулирования деятельности
искусственных монополий. Для
выбора форм регулирования необходима
значительная аналитическая работа.
Прежде всего, важно выяснить,
способен ли рынок той или
иной продукции функционировать
нормально: поступает ли свободно
импорт из других стран или
регионов, могут ли потенциальные
участники рынка свободно выходить
на него в ответ на ценовые
сигналы, активно ли противодействует
антимонопольное ведомство поведению
крупных предприятий. Если эти
условия соблюдаются, то, скорее
всего, свободные высокие цены
будут способны привлечь новых
производителей, а потребители получат
выигрыш в долгосрочном аспекте
за счет конкуренции.
Если же условия
на рынке таковы, что он не
в состоянии функционировать
нормально, то, прежде всего, следует
направить усилия на устранение
недостатков этого рынка, создав
условия, открывающие рынок для
национальных или зарубежных
фирм. При этом следует исходить
из того, что иностранная или
внутренняя конкуренция окажется
эффективным средством длительного
удержания цен на относительно
низком уровне. Рынок гораздо
лучше, чем государственные органы
способствует предложению товаров
требуемого качества, в необходимом
населению и потребителям количестве
и ассортименте.
Используя систему
регулирования цен, перечень товаров
и услуг предприятий-монополистов,
по мере формирования конкурентной
рыночной среды, должен постоянно
сужаться, приближаясь только к
государственной монополии (производство
товаров и услуг, для обеспечения
национальной безопасности, здоровья
населения, охраны окружающей
среды).
В республике
используется система регулирования
цен на продукцию предприятий,
злоупотребляющих своим доминирующим
(монопольным) положением. При этом
доминирующее положение означает
исключительное положение предприятия
на рынке, которое позволяет
ему диктовать свои условия
потребителям и конкурентам, затруднять
доступ на рынок другим предприятиям
или иными способами ограничивать
конкуренцию. Факт доминирования
устанавливается по доле рынка,
которым обладает предприятие.
Если, например, одно предприятие
владеет более чем 30 %, а два
– более чем 54 % рынка, то
эти предприятия признаются монополистами
и включаются в Государственный
реестр хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на
товарных рынках республики (независимо
от формы собственности).
В первый реестр
включен перечень предприятий,
относящихся к естественным монополиям,
цены на продукцию и услуги
которых устанавливаются государственными
органами. Во второй реестр входят
предприятия, относящиеся к искусственным
монополиям, за деятельностью которых
ведется наблюдение со стороны
государственных антимонопольных
органов, и в отношении которых
применяются государственный контроль
и регулирование отдельных параметров
деятельности, в том числе ценовых.
В зависимости
от вида и назначения товара
(услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами,
используются следующие методы
ценового регулирования: установление
предельного норматива рентабельности,
предельного уровня цен (тарифов)
и декларирование уровня свободных
цен (тарифов). Декларирование представляет
собой регистрацию цен в органах
ценообразования на основе представляемых
предприятиями детальных обоснований
цен (с представлением калькуляции,
расчетами прибыли, налогов, пояснительной
запиской).
Для преодоления
монополизма и поддержания на
рынке определенного уровня конкуренции,
считается необходимым придание
установлению цен так называемой
"прозрачности". Это означает,
что любой товар или услуга
должны иметь одинаковую для
всех потенциальных покупателей
цену в любой момент (за исключением
объективных факторов, обусловливаемых
различиями в условиях продажи,
поставки, платежа). Таким образом,
цены не могут быть подвержены
скрытым издержкам, зависеть от
личных связей или ходатайств
государственных органов.
Можно привести
примеры, когда на государственном
уровне в худшие условия ставятся,
в одних случаях, коммерческие
структуры, в других – государственные
предприятия. Так, республиканский
радиотелепередающий центр пытался установить
для негосударственных субъектов хозяйствования
оплату за услуги с повышающим коэффициентом
к основному тарифу, Белорусская железная
дорога – ввести повышенные тарифы на
перевозку грузов для негосударственных
предприятий и т. д.
Часть 2. Анализ ценовой политики
ООО «Евросеть СПб»
«Евросеть» - крупнейшая
компания, работающая на рынке сотового
ритейла и ведущий дилер крупнейших операторов
связи. Компания работает в формате дискаунтера,
то есть предлагает стандартный ассортимент
товара по более низким ценам, поскольку
имеет возможность устанавливать меньшую
маржу прибыли за счет большого оборота.
Основными направлениями деятельности
компании является осуществление розничной
торговли сотовыми телефонами, цифровыми
фотоаппаратами, телефонами DECT, CD и MP3-плейерами,
аксессуарами, подключение к операторам
связи в России, работа с московскими и
региональными дилерами и оказание информационных
услуг клиентам.