Маркетинговый анализ дмитровской сувенирной продукции для приезжих туристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе проводится маркетинговый анализ сувенирной продукции для туристов, посещающих г. Дмитров.
Актуальность темы вызвана тем, что проведенный анализ позволит определить привлекательность сувенирной продукции Дмитровского района и тем самым определить состояние и развитие туризма нашего района.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Основные характеристики сувенирной продукции 5
1.1. Понятие и значение сувенира. 5
1.2. История сувенира 5
1.3. Классификация сувениров 6
1.4. Использование сувенира в процессе и в целях туризма. 11
Глава 2. Анализ сувенирной продукции города Дмитрова 14
2.1. Дмитровские сувениры, виды и их характеристика 14
2.2. Анализ популярности сувенирной продукции города Дмитрова 17
2.3. Возрастной анализ потребителей сувенирной продукции г.Дмитров 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя!!!.docx

— 613.39 Кб (Скачать)

 

 

 

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  Московской области

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»

Филиал ДИНО

__________________________________________________________________________________

 


Кафедра менеджмента  и 

государственного  и  муниципального управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг» на тему                                                                “ Маркетинговый анализ дмитровской сувенирной продукции для приезжих туристов”

 

 

 

 

 

Студент

Янчук Мария Александровна

Группа № 1010 В

___________________

подпись

Руководитель курсовой работы

Крючков Владимир Николаевич

Д.э.н., профессор

 

__________________

подпись


 

 

 

 

 

 

г. Дмитров 2012 г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Основные характеристики сувенирной продукции 5

1.1. Понятие и значение сувенира. 5

1.2. История сувенира 5

1.3. Классификация сувениров 6

1.4. Использование сувенира в  процессе и в целях туризма. 11

Глава 2.  Анализ сувенирной продукции города Дмитрова 14

2.1. Дмитровские  сувениры, виды и их характеристика 14

2.2. Анализ  популярности сувенирной продукции  города Дмитрова 17

2.3. Возрастной  анализ потребителей сувенирной продукции г.Дмитров 18

Заключение 20

Список  использованной литературы 22

 

 

Введение

 

Во всем мире торговля сувенирами в значительной степени ориентирована  на одну из самых прибыльных сфер бизнеса  – туризм. По информации Российского  союза туриндустрии, в мировой  экономике туризм (частью которого является сувенирная отрасль) по обороту  уступает только топливно-энергетическому  комплексу. В самых посещаемых странах  – Греции, Италии, Малайзии, Таиланде, Египте – ежегодные поступления  от торговли сувенирами составляют сотни  миллионов долларов.  
 
На развитых сувенирных рынках существует несколько направлений. Так, в сувенирах традиционно отражаются колорит и характерные образы или символы страны или города: Эйфелева башня, Биг-Бен и т. п. В США и Канаде распространены сувениры с индейской и ковбойской тематикой, многие японские сувениры посвящены культуре самураев, египетские – эпохе фараонов. Более современное направление – наглядная информация о стране: мелкие и недорогие сувениры, открытки, фотографии.  
 
Одной из характерных тенденций зарубежного сувенирного рынка всегда была быстрая реакция на значимые события. После недавних ураганов в Америке появились футболки с надписями «Я пережил Катрину», которые пользуются огромной популярностью у туристов. А после смерти Иоанна Павла II в Европе моментально повысился спрос на сувенирную продукцию с его изображениями на различных сувенирах.  
 
В Россию, как следует из отчетов Всемирной туристской организации, ежегодно приезжает до 20 млн туристов. А Дмитров за зимний сезон  посещают приблизительно от 1,35 млн. человек до 1,5 млн. 
 
Однако спрос на мелкие и недорогие сувениры, которые туристы обычно покупают в первую очередь, никто из российских производителей удовлетворить не пытается – львиную долю сувенирного рынка составляют изделия народных промыслов, торговля которыми проводится в неорганизованных местах, без обеспечения должной рекламы и другого продвижения туристского продукта. 
 
Те туристы, кто едет в составе экскурсий, чаще обращают внимание на привычные для них сувениры. Иностранцы с удовольствием покупают недорогие глиняные и фарфоровые безделушки: колокольчики, медальоны и тарелочки с видами посещаемых городов.  
 
За границей на туристов работает целая индустрия по изготовлению значков, кружек, магнитиков, открыток или брелоков. Обширный ассортимент продается через разветвленную сеть торговых точек, часть из которых находится под патронажем местных властей, ведь продажа грошовых сувениров – далеко не последний источник доходов в госбюджеты. По данным министерства торговли США, 35–40 млн иностранных туристов в Америке ежегодно тратят на сувениры около $6 млрд. В России фактически отсутствует инфраструктура производства и торговли дешевыми сувенирами для туристов. Зато существует масса разрозненных производителей изделий русских народных промыслов.

В курсовой работе проводится маркетинговый анализ сувенирной продукции  для туристов, посещающих г. Дмитров.

Актуальность темы вызвана  тем, что проведенный анализ позволит определить привлекательность сувенирной продукции Дмитровского района и  тем самым определить состояние  и развитие туризма нашего района.

 

Глава 1. Основные характеристики сувенирной продукции

    1. Понятие и значение сувенира

 

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью  взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без  которых не может существовать современный  туризм. К ним относятся:

  • транспортные предприятия;
  • предприятия питания;
  • предприятия размещения;
  • туристские, экскурсионные бюро и компании;
  • учебные заведения туристского профиля;
  • информационные и рекламные службы;
  • предприятия по производству сувениров;
  • предприятия по производству предметов туристского снаряжения и инвентаря;
  • научно-исследовательские организации туристского профиля.

Недостаточное развитие хотя бы одной из этих отраслей отрицательно сказывается на системе в целом  и существенно снижает планируемые  доходы от туризма. И наоборот, туристские центры, в которых всё поставлено на службу туристу и гармонично развиваются  все отрасли туристской индустрии, получают максимальную прибыль.

К сожалению, не все и не всегда это понимают, и поэтому  сувенирной продукции, её производству и использованию в процессе и  в целях туризма не уделяется  внимание как в теории туризма, так и на практике. Во многом это идёт от понимания сувениров как никому не нужных безделушек, не приносящих пользы и туристскому центру. Обоснованно ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятие и сущность сувенира.

    1. История сувенира

 

История сувенира уходит корнями  в далёкое прошлое. С древних  времён существовал обычай оставлять  какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого  народа и в каждой стране получил  свою неповторимую окраску. Например, на Руси собравшемуся в военный поход  ратнику девушка дарила на память о себе расшитый рушник, бояре преподносили иноземным послам собольи меха и  в свою очередь получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).

В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации возник и оформился в своём настоящем состоянии туризм [2]. С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.

    1. Классификация сувениров

 

В настоящее время сувенир - это художественное или художественно  оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные  особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для  подарка другому лицу.

В большинстве случаев  сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о чужой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности. Показательным является тот факт, что вместе со становлением туризма в конце XIX – начале XX в. во многих странах мира, в том числе и в России, началось возрождение давно забытых или угасающих народных художественных промыслов, которые стали фундаментом сувенирной отрасли.

Но сувениры – это не только изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. Писатель Д.А. Гранин, рассказывая о посещении острова Капри, писал: «Вплотную, друг за другом, тянулись лавочки, вывернутые наружу со своими товарами, так, что внутрь лавочки заглядывать не имело смысла. Всё, что есть примечательного, развешано на витринах, щитах, стоит на лотках. Главным образом это сувениры. Сувениры состоят из открыток, шкатулок, оклеенных ракушками, бутылок вина, кошельков, ножичков…».

Писатель правильно относит  к сувенирам открытки, и даже вино, это не противоречит приведённому выше определению сувенира, а также подтверждается авторами, занимавшимися  теорией   сувенирной   продукции   – Р.А.  Бардиной  и  Э.И. Орловским. Каждый из них предложил свою классификацию сувениров, где выделил в отдельную группу или подгруппу продовольственные сувениры, парфюмерно-косметические, табачные.

Бутылка вина, привезённая  из Франции, или коробка сигар  из Кубы будут, либо прекрасным подарком, либо предметом, который напомнит человеку о посещённом им месте не только не хуже, чем, например, шкатулка оклеенная  ракушками, но возможно и лучше. По утверждению  учёных, запах и вкус могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем даже просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. Таким образом, сувенир хоть и часто, но не всегда является художественным изделием.

Однако, в отличие от изделий  народных художественных промыслов, очень  немногие изделия пищевой, полиграфической  или другой промышленности могут  стать сувениром. Критерии, по которым  то или иное изделие можно отнести  к сувенирной продукции, обозначены в предложенном выше определении  сувенира. Вещь, не являющаяся изделием народных художественных промыслов  или художественной промышленности, должна, по крайней мере, быть художественно  оформлена, отображать местные природные  или культурные особенности, достопримечательности. Также желательно, чтобы предмет  имел небольшие размеры, что является существенным для большинства туристов. К сожалению, последнего не понимают многие тюменские художники, пишущие  картины больших форматов, а также  работники художественных салонов, предлагающие их туристам в качестве сувениров, от которых они, естественно, отказываются.

Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует  создания классификации, необходимой  для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций сувенирной продукции, предложенных  Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки.

  • По тематике сувениры делятся на:

1) сувениры, связанные с  определённым местом, отражающие  природу, национальные и местные  особенности;

2) сувениры, связанные с  какой-либо датой или определённым  событием;

3) сувениры, связанные с  какой-либо выдающейся личностью;

4) комбинированные.

 

  • По способу использования сувениры делятся на:

1) утилитарные;

2) декоративные.

  • По преобладающему материалу сувениры делятся на:

1) сувениры из дерева  различных пород, коры, лозы;

2) сувениры из бумаги, картона, папье-маше;

3) сувениры из керамики;

4) сувениры из поделочных  камней, янтаря;

5) сувениры из стекла;

6) сувениры из металла;

7) сувениры из пластмасс;

8) сувениры из резины  и каучука;

9) сувениры из кожзаменителей, кожи, меха;

10) сувениры из ниток,  ткани, пряжи;

11) сувениры из кости,  рога, перламутра;

12) сувениры, изготовленные  из нескольких материалов.

  • По промышленно-отраслевой принадлежности сувениры делятся на:

1) сувениры народных художественных  промыслов;

2) сувениры художественной  промышленности;

3) сувениры легкой промышленности;

4) сувениры полиграфической  промышленности;

5) сувениры пищевой промышленности:

    • сувениры кондитерской промышленности;
    • сувениры ликёроводочной промышленности;
    • сувениры табачной промышленности;
    • прочие;

6) сувениры парфюмерно-косметической  промышленности;

7) прочие.

В теории туризма сувениры относят к товарам туристского  назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт  – совокупность вещественных (предметов  потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых  для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия  и вызванных именно этим путешествием. Схематически это представлено на рис. 1.   

 

Рисунок 1. Сувенир в структуре туристского продукта.  

 

Таким образом, с точки  зрения теории туризма сувенир –  это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих  в период его путешествия и  вызванных именно этим путешествием.

Необходимо понимать, что  услуги, входящие в тур, это ещё  не весь турпродукт. Турист, помимо этого, рассчитывает потратить деньги на дополнительные услуги и на товары, которые туристский центр должен им предоставить, если хочет получить максимальную прибыль. Покупки сувениров составляют важный   элемент   туристского   путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить, и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой.

В марте 2003 г. в Ханты-Мансийске проводился чемпионат мира по биатлону. По мнению специалистов туристско-экскурсионного бизнеса, спрос на некоторые виды сувенирной продукции, посвящённой данному мероприятию, значительно превзошёл её предложение. А это значит, не были удовлетворены потребности туристов и налицо упущенная выгода. Между тем во всём мире при организации подобных мероприятий уделяется большое внимание производству и реализации сувенирной продукции с символикой, так как в немалой степени благодаря этому окупаются расходы на проведение спортивных состязаний. Примером тому может служить опыт проведения Зимних Олимпийских игр в Лилихаммере (Норвегия), где был достигнут высокий коммерческий успех, в том числе и за счёт активной торговли сувенирами с символикой игр [2].

Информация о работе Маркетинговый анализ дмитровской сувенирной продукции для приезжих туристов