Маркетинговый анализ дмитровской сувенирной продукции для приезжих туристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе проводится маркетинговый анализ сувенирной продукции для туристов, посещающих г. Дмитров.
Актуальность темы вызвана тем, что проведенный анализ позволит определить привлекательность сувенирной продукции Дмитровского района и тем самым определить состояние и развитие туризма нашего района.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Основные характеристики сувенирной продукции 5
1.1. Понятие и значение сувенира. 5
1.2. История сувенира 5
1.3. Классификация сувениров 6
1.4. Использование сувенира в процессе и в целях туризма. 11
Глава 2. Анализ сувенирной продукции города Дмитрова 14
2.1. Дмитровские сувениры, виды и их характеристика 14
2.2. Анализ популярности сувенирной продукции города Дмитрова 17
2.3. Возрастной анализ потребителей сувенирной продукции г.Дмитров 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя!!!.docx

— 613.39 Кб (Скачать)

Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет  и социальное значение для региона, поскольку производство и продажа  сувениров обеспечивают занятость  местного населения.

Благодаря повышенному спросу на оригинальную сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, возрождаются традиционные народные художественные промыслы; таким образом оказывается благоприятное влияние и на культуру региона.

Сувенир – это частица  культуры народа. Совершенно справедливо  их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют  познавательную роль, способствуют духовному  обогащению людей, отражая жизнь  и культуру страны, местности, которую  они представляют.

Визитная карточка – это, в некотором роде, реклама. Не является исключением и сувенир, отображая  достижения искусства, спорта, науки  и техники региона, он создаёт  ему благоприятный имидж. Человек  же, побывавший в туристской поездке, демонстрируя привезённые сувениры, невольно становится бесплатным рекламным  агентом туристского центра, чем  активно способствует привлечению  в него новых туристов.

Итак, сувенир, являясь составляющей туристского продукта и удовлетворяя разнообразные потребности туристов, приносит ощутимую пользу региону. Поэтому  недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами, а также отсутствие глубокой теоретической  разработки данного вопроса в  современной туристской литературе является серьёзным упущением.

    1. Использование сувенира в  процессе и в целях туризма

 

По мнению М.Б. Биржакова, приобретение сувениров является одной из целей туристского путешествия, причём не самой последней [3]. Поэтому регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, а туристско-экскурсионные фирмы учитывать это в своих программах.

Это понимают и многие туроператоры, перечисляющие в своих каталогах среди прочей информации наиболее интересные и характерные сувениры округа и места, где их можно приобрести. В рекламных проспектах некоторых фирм указываются приблизительные цены на сувениры. Кроме того, для посещения магазинов с целью приобретения сувениров обычно в экскурсионных программах отводится время. Многие туристские фирмы для удобства своих клиентов на время посещения магазинов организуют их доставку на автотранспорте в торговый центр и выделяют им в помощь гидов-переводчиков [4].

Помощь в выборе сувенира является дополнительной услугой и  оплачивается отдельно, согласно прейскуранту цен на дополнительные услуги экскурсовода. Это дополнительный заработок для  экскурсовода и дополнительные средства, остающиеся в регионе. В свою очередь, это требует от экскурсовода хорошего знания ассортимента сувенирной продукции  своего региона, чтобы выбрать наиболее подходящий сувенир для определённой категории туристов и индивидуально  для каждого.

В Центральном федеральном  округе эта задача облегчается проведением  маркетинговых исследований в целях  изучения предпочтений туристов и наиболее эффективного удовлетворения их потребностей. Так, в результате исследований выяснилось, что арабские, японские, китайские  и турецкие туристы чаще приобретают  изделия из финифти и янтаря. Европейских  же туристов интересуют сувениры с  советской символикой. Исследования показали также, что туристы из разных стран предпочитают разные матрёшки. Например, американские туристы чаще всего покупают матрёшки, изображающие политиков и спортсменов, туристы  из Великобритании предпочитают традиционные семёновские матрёшки, немецкие туристы  – расписные тёмных оттенков, для  китайских же туристов главным критерием  является цена сувенира.

Благодаря тому, что сувенир, отображает культурные достижения региона, передаёт национальный и местный  колорит, он используется как средство рекламы и PR. На российских и международных выставках оформляются стенды c помощью наиболее интересных сувениров своего региона.

Возможность использования  сувениров в качестве рекламы  не только региона, но и самой туристско-экскурсионной  фирмы наконец-то осознали директора компаний, они являются спонсорами разнообразных наборов сувенирных открыток, издающихся в последние годы в большом количестве. Дарение этих и подобных сувениров некоторым категориям туристов и руководителям школьных и студенческих групп в конце тура или экскурсии, несомненно, оставит память и благоприятное впечатление не только о регионе, но и о фирме. А напечатанные на обложке адреса и телефоны турфирм помогут туристам связаться с ними для заказа новых экскурсий или туров. Разнообразие тем наборов сувенирных открыток позволяет дифференцированно подойти и к выбору сувенира.

Большое разнообразие сувениров  привлекает к ним внимание людей, одержимых страстью коллекционирования. Хобби одних – значки, памятные медали и монеты, у других это  почтовые марки, открытки, брелки, различные  изделия народных художественных промыслов  и т.д. Некоторые туристско-экскурсионные  фирмы, желая выжить в условиях жестокой конкуренции, стремятся создать  эксклюзивный туристский продукт и  предлагают туры для этой категории  туристов. В рамках такого вида туризма, как хобби-туризм организуются специальные  туры для коллекционеров (филателистов, филокартистов, нумизматов, фалеристов и других), в которых они имеют  возможность заняться любимым делом  в среде единомышленников во время  отдыха или путешествия [5]. То есть, можно сказать, что сувенирам посвящаются специальные туры.

«Центры народного искусства  привлекают туристов как объекты  экскурсионного показа и сувенирной продукции» [5]. Некоторые российские туристско-экскурсионные фирмы организуют экскурсии на предприятия и в мастерские, производящие сувенирную продукцию. Например, экскурсии в посёлок Жостово Московской области, где производятся знаменитые жостовские подносы, или на нижегородскую фабрику «Семёновская роспись», где делают матрёшки. Подобные экскурсии не распространены широко, и даже считаются экзотическими [6].

Приём туристов в мастерской продуман до мелочей, поэтому посещение  мастерской становится одним из самых  ярких и незабываемых моментов экскурсии. Происходит это следующим образом. Мастер выходит навстречу гостям в рабочем фартуке и с повязкой на голове, что придаёт всему происходящему  особый колорит. Сам рассказывает туристам о  своей работе, а также некоторые моменты своей биографии, благодаря чему между ним и экскурсантами устанавливаются доверительные отношения. Желающие могут не только увидеть процесс создания художественного изделия, но и сами поучаствовать в нём. Ну и, конечно же, туристы не уходят из мастерской без сувениров, возможность приобретения которых указывается в программе экскурсии. По просьбе экскурсанта, купившего сувенир, мастер может поставить на нём свой автограф.

Однако для более эффективного использования сувенирной продукции  в процессе и в целях туризма  необходимо взаимодействие народных мастеров, центров народного художественного  творчества, художественных салонов, экскурсоводов, туристских фирм и представителей органов  власти, которого на данный момент нет. Опрос сотрудников художественных салонов, показал, что отсутствует связь между художественными салонами и туристско-экскурсионными фирмами, занимающимися приёмом туристов и проведением экскурсий.  А эта связь нужна и выгодна всем: художественные салоны были бы обеспечены клиентами, туристы знакомились бы с изделиями народных художественных промыслов региона и приобретали бы понравившиеся сувениры, экскурсоводы, приводящие туристов в салон, могли бы получать определённый процент от проданной сувенирной продукции, как это делается в мировых туристских центрах.

Большая масса художественных салонов работают с 10.00 до 19.00, причём все они в выходные дни закрываются раньше, либо вообще не работают. Всё это часто создаёт неудобства для туристов, многие из которых – бизнес-туристы. Для них часто организуются вечерние экскурсии, так как на протяжении всего дня и до позднего вечера они заняты своими делами.

Налицо отсутствие взаимопонимания  и недостаточное взаимодействие различных отраслей туристской индустрии. Выходом из данной ситуации могло бы стать создание координационного совета по развитию внутреннего туризма города, куда вошли бы представители всех заинтересованных сторон. Подобный совет решал бы проблемы сувенирной, а также других отраслей туристской индустрии, вырабатывал бы единую политику устойчивого развития рынка внутреннего туризма.

Кроме того, необходимо проведение маркетинговых исследований, подобных упомянутым выше, с целью изучения потребностей туристов и наиболее эффективного их удовлетворения.

Московскими художниками  и мастерами создан сайт в сети «Интернет» (www.webvernisage.com), где можно  познакомиться с различными сувенирами народных художественных промыслов, почитать статьи по различным направлениям декоративно-прикладного  искусства, познакомиться с подробной  биографией мастера, а также оформить заказ на приглянувшийся экспонат.

 

 

 

 

Глава 2.  Анализ сувенирной продукции города Дмитрова

2.1. Дмитровские сувениры, виды и их характеристика

 

Дмитров – один из немногих городов, где выбор сувениров  дается легко. Торговый сувенирный ряд  находится на городской площади  возле памятника Юрию Долгорукому.

Среди множества стандартных  наборов в виде колокольчиков, тарелок, магнитиков можно выделить скоморошные  деревянные булавы, ярко напоминающие историческое прошлое города. Булавы от миниатюрных брелков (70 руб.) до больших (300-400 руб.) размеров. Представлен широкий  выбор иконописи.

Но основной торговой маркой города являются изделия фарфорового  завода, расположенного недалеко от города в селении Вербилки. Завод основан  аж в 1766 г. иностранцем Гарднером.

Вначале завод подолгу  не мог определиться с созданием  своей собственной продукции, с  четким стилем – до 1810-х гг. были лишь творческие переработки западноевропейских образцов на русский манер. Впоследствии стиль был определен – завод  освоил производство посуды из фаянса, в 1840-х гг. – посуды из высшего  сорта фаянса опаки. Впоследствии гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных российских заводов. Но уже во второй половине XIX в. художественный уровень деградирует в связи с желанием как можно скорее обрести полный коммерческий успех.

 




Во времена  СССР Дмитровский фарфоровый завод неоднократно расширялся и уже в 1937 г. имел собственную художественную лабораторию. В 1953 г. работа над художественным образом приобрела планомерный характер, качество и художественная ценность изделий повысились в несколько раз, что и было отмечено более чем на 100 зарубежных выставках, на которых побывала продукция завода. Завод неоднократно отмечался высшими наградами – золотая медаль в Париже в 1937 г., серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., орден Трудового Красного знамени в 1966 г. На сегодняшний день завод изготавливает посуду из фарфора, художественные изделия и посуду из фаянса.

Особенность дмитровского фарфора – яркая роспись. Из сувениров можно приобрести как дорогую посуду, так и недорогие изделия. Больший выбор посуды в магазине возле самого завода в Вербилках. При заводе находится музей.

Особой популярностью  среди туристов пользуются сувенирные колокольчики, тарелки с видом города, магнитики и особенно можно выделить скоморошные деревянные булавы, ярко напоминающие историческое прошлое города.


Сувенирные колокольчики.

Эксклюзивный продукт, произведение искусства, уменьшенные в сотни  раз копии многотонного колокола.  Имеются колокола с православной и светской тематикой.

Они обладают следующими характеристиками: 
 
1. имеют высокохудожественное внешнее оформление; 
2. изготовлены и оформлены вручную без применения машинных технологий; 
3.каждый колокольчик обладает уникальным звучанием.


Сувенирный магнит.

 

Если спросить кого угодно, какой вид подарков является самым  новым и вместе с тем распространяется всё шире, не сомневаюсь, многие ответят  – конечно, это магниты на холодильник. Ещё десятилетие назад магнитики  периодически встречались, однако большого распространения не имели. Сегодня  у почти каждой семьи, регулярно  проводящей отпуск вне родного города, на холодильнике проблематично отыскать свободное место.


Декоративные  тарелки.

Тарелки декоративные не предназначены для того, чтобы использовать их под употребление пищи, их ценность в другом — они как предмет искусства несут в себе некий художественный посыл, информацию и чувства. Это может быть напоминание о значимом дне из прошлого, исторической эпохе, великом человеке — тематик может быть много.

 


Сувенирные шкатулки.

Деревянные шкатулки являются довольно милыми вещицами. Следует  заметить, что они самодостаточны, как в качестве упаковки для подарка, так и самого презента. Но подобрать и купить шкатулки из дерева бывает непросто. Богатый выбор цветовых решений и рисунка – всё это делает любое подобное изделие неповторимым и индивидуальным. На сегодняшний день деревянные шкатулки являются многофункциональными предметами и способны с легкостью стать частью интерьера или декора, применяться для хранения важных писем и мелочей, парфюмов и ювелирных украшений.


Матрешки и ложки-матрешки.


Матрёшка - эта русская  красавица покорила сердца любителей  народной игрушки и красивых сувениров  по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Классической темой для росписи матрешек являются цветы.

Информация о работе Маркетинговый анализ дмитровской сувенирной продукции для приезжих туристов