Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:31, реферат
Маркетинг (ағылшынша: marketing — нарық, базар, өткізу, сауда) — кәсіпорынның (фирманың, бірлестіктің, т.б.) тауар өндіру-өткізу және сауда жасау қызметін ұйымдастыру мен басқару жүйесі. Маркетинг нарық дамуының жай күйі мен келешегін зерделеуге негізделеді, тұтыну мен өндіріс өніміне (тауарға, көрсетілген қызметке) сұранымды қалыптастырады, табыс алу мақсатымен рынокта тауарлардың өткізілуін тездетуге бағытталады.
Успех сегментации
рынка зависит от того, насколько
существенны различия между потребителями
(в противном случае выделение
сегментов недостижимо), насколько
схожи переменные у потребителей,
сгруппированных в одном и
том же сегменте. А также от того,
в какой степени реальны
Сегментация рынка позволяет модифицировать качественные характеристики товаров в соответствии с запросами различных. групп потребителей, дает конкретные аргументы для рекламы и продажи товаров соответствующей номенклатуры и потребительских свойств. В жизни, как правило, сегменты рынка неизбежно взаимопересекаются. Ф. Котлер выделяет «концентрированный маркетинг»; «дифференцированный маркетинг» и «недифференцированный маркетинг». Последний базируется на методах массового распределения и массовой рекламы, объектом же такого вида маркетинга являются товары кассового спроса. Недифференцированный маркетинг экономичен, ибо по существу его проведение вовсе не предполагает проведения исследований сегментов рынка. Однако, предупреждает Ф. Котлер, «если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным».
Более сложным и затратоемким, но в итоге и более прибыльным, особенно в тех случаях, когда конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, оказываются дифференцированный либо концентрированный маркетинг. Практикуя первый из них, фирма стремится охватить различные сегменты тынка, диверсифицируя при этом свою деятельность и товарное предложение. При современном уровне интенсивности конкуренции в странах Запада и обусловленными этим уровнем высокими темпами обновления ассортимента продукции именно дифференцированный маркетинг постепенно становится, очевидно, основной формой маркетинговой деятельности.
Возможен, наконец, и концентрированный маркетинг. Он основан на концентрации усилий фирмы на ограниченном числе сегментов рынка, что обеспечивает, как правило, прочные рыночные позиции фирмы в этих сегментах. Отличие концентрированного маркетинга от недифференцированного в том, что первый предполагает в качестве объекта маркетинговых действий товар, рассчитанный на вполне определенную категорию покупателей либо географическую зону, второй—на все категории покупателей или на все географические зоны. Так что при всей кажущейся схожести данных форм на самом деле они существенно различны, что вполне объяснимо, если рассмотреть этот вопрос сквозь призму конкурентных отношений. Недифференцированный маркетинг сегодня, видимо, может считаться анахронизмом, о чем полезно знать отечественным предпринимателям, если они вздумают заняться серьезным делом в расчете не только на данный момент, но и на перспективу. Такая форма маркетинга, впрочем, вполне естественная для условий острого дефицита, когда одна и та же продукция, скажем, «колбаса к завтраку», служит «удовлетворению» потребностей всех сплошь покупателей в любом регионе, если, конечно, ее удастся раздобыть. Напротив, концентрированный маркетинг – вполне современная форма действий, связанная со специализацией фирм и обычно применяющаяся тогда, когда они обладают ограниченными средствами расширения производственно-хозяйственной деятельности.
Ф. Котлер весьма убедительно показывает, что по мере развертывания конкуренции происходит эволюция маркетинговых действий к более сложным и разносторонним формам, о чем свидетельствует и преобладание в современном рыночном хозяйстве дифференцированного и концентрированного маркетинга. Базируясь на концептуальных представлениях о потенциале своей фирмы и возможности ее воздействия на рынок, предприниматель выбирает «стратегию охвата рынка» для проведения на нем позиционирования своего товара.
Позиционирование товара – следующий шаг фирмы, связанный с внедрением ее на конкурентный рынок либо с закреплением на нем. Выполнение связанных с этим операций в свою очередь позволяет фирме заняться прогнозированием сбыта продукции, т. е. выявлением объема товаров (услуг), которые могут быть реализованы определенной группе (либо группам) покупателей в течение фиксированного времени.
Как заявлял сам Ф. Котлер, он ввел маркетинг в новые общественные сферы и продемонстрировал возможности его содействия работе некоммерческих организаций. В 1969 г. Ф. Котлер и С. Леви высказали предположение о том, что концепция маркетинга может быть расширена с целью включения в сферу ее применения таких организаций, как церкви, учреждения полиции, школы и больницы. Расширение границ применимости маркетинга стало центральной темой статьи под названием «Broadening the concept of marketing». Для некоммерческих организаций необходимо достижение баланса целей и ресурсов на фоне потребностей и возможностей общества, и Ф. Котлер, к примеру, оказал влияние на целое поколение врачей, показав, как находить рынок для таких мероприятий, как кампании профилактики СПИДа, отказа от курения табака и употребления наркотиков.
Расширение концепции
маркетинга основывается на том же
главном принципе обмена, который
подразумевает, что маркетинговая
деятельность возникает там, где
люди хотят удовлетворить свои желания
и потребности путем
Помимо развития концептуальной и практической применимости маркетинга к некоммерческим организациям и социальным проектам Ф. Котлер распространил концепцию маркетинга на людей и территории их проживания – города, штаты и государства. Он утверждает о расширении предложений для таких «покупателей места», как туристы, новые жители, заводы, инвесторы, так что концепция маркетинга может оказаться весьма полезной для «местоэкономикс».
Расширение концепции
маркетинга на некоммерческий сектор
требует разработки систематического
подхода к решению
Идеи Ф. Котлера об использовании управленческих, бихевиоральных, политических, международных и экономических концепций способствовали дальнейшему развитию маркетингового мышления. Ученый утверждал, что если основным понятием экономике является редкость (ограниченность), политики – власть, социологии – группа, а антропологии – культура, то ключевым понятием маркетинга является понятие обмена. Суть маркетинга заключается в совершении трансакции, т. е. обмена между двумя или более сторонами, при этом будущее назначение маркетинга видится Ф. Котлеру в качестве науки о человеческом поведении, о социальном процессе.
Но что же в понимании
Ф. Котлера представляет собой маркетинг
как экономический феномен современного
рыночного хозяйства? Вот одна из самых
распространенных формулировок, ее придерживается
Американская ассоциация маркетинга: «Маркетинг предста
В этой связи надо
подчеркнуть, что было бы ошибочно маркетинг,
компонент рыночной деятельности фирмы,
сводить непосредственно лишь к
ее рыночному поведению.Современны
Всё это и позволяет
вводить маркетинг в систему
организованного рыночного
Планирование необходимо маркетингу, притом не только текущее, но и стратегическое, ибо оно дает возможность анализировать рыночную ситуацию в динамике, выбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать систему маркетинговых акций, добиваясь успешного претворения в жизнь производственных и коммерческих замыслов.
Надо учитывать, что в условиях современного интенсивного воспроизводства в странах с рыночной экономикой происходит взаимное опосредование двух разнохарактерных и, по существу противоположных тенденций – конкуренции экономически независимых товаропроизводителей и интеграции их усилий в обеспечении потребительского спроса. Данные тенденции можно, с учетом мирового опыта, квалифицировать как центробежную и центростремительную. И та, и другая, отражая соответственно процессы обособления и обобществления, является важным признаком современной рыночной экономики (т. е. вполне сознательно говорить именно об интеграции, а не о монополизации, ибо монополизация экономики не в состоянии преодолеть сегодня мощный заслон в виде антимонопольного законодательства, экономических мер государственного антимонопольного регулирования, противодействия производственно-коммерческим монополиям со стороны различных союзов, ассоциаций и. др.).
С центростремительной тенденцией связаны такие важные признаки, как целенаправленное управление динамикой потребностей, прогнозирование, стандартизация продукции и ее изготовления, что особенно важно для крупносерийного производства, имеющего четко обозначенные и стабильные отраслевые рамки и базирующегося на долгосрочном характере применения рабочей силы определенной квалификации и неизменных типов производственного аппарата. Естественно, интенсивное воспроизводство включает при этом и стандартизацию движения организационно-экономических отношений, что находит воплощение прежде всего в практике применения современных информационных технологий, развитии информационной инфрастуктуры рыночной экономики, компьютеризации управления. Действие такой тенденции означает, что конкуренты волей-неволей, как правило, против своего желания, оказываются втянутыми в некую новую форму отношений, в рамках которой они вынуждены не столько считаться с интересами друг друга, но и иначе строить «стратегию охвата рынка».
Последнее нельзя,
конечно, трактовать как трансформацию
рыночной экономики в некую чисто
информационную систему, ибо тенденция
к конкуренции не только сохраняется
в современном обществе, но и усиливается.
Конкуренция обеспечивает такие
важные черты интенсивного воспроизводства,
как инновационная активность товаропроизводителей,
их стремление к дифференциации продукции
под воздействием динамики спроса и
диверсификации производства, «то в
свою очередь ведет к модернизации
производственного аппарата, изменению
структуры занятости и
Ф. Котлер считает, что любая маркетинговая стратегия будет рано или поздно скопирована, в результате чего потеряет свою эффективность. Объединение нескольких маркетинговых стратегий приводит к их загниванию. Сегодня благодаря возникновению новых технологий, средств массовой информации и каналов распространения появляются абсолютно новые маркетинговые стратегии, в которых необходимо ориентироваться. А иногда старая, давно известная стратегия, от которой, казалось бы, уже отказались, может принести неплохие результаты.
За последние десять лет маркетинг прошел четыре основные стадии. Первая стадия характеризуется сильной «ориентацией на продукт». Это было время, когда производство не достигло еще того массового уровня, который мы имеем на данный момент, и количество товаров было ограничено. Соответственно они пользовались спросом, и усилия по маркетингу сводились к минимуму. Вторая стадия – так называемая «ориентация на продажи» – наступила тогда, когда производство достигло определенного уровня, рынок наполнился товарами, а компании начали вести активную торговлю. Третья стадия, известная как стадия «сегментной ориентации», ознаменовала переход к продажам, направленным не на весь рынок, как это было ранее, а на определенные сегменты с совершенно конкретными задачами. Компании адаптировали товары, услуги и методы взаимодействия с потребителями к конкретным целевым сегментам рынка. И наконец, четвертая стадия – стадия «ориентации на потребителя». Она наступила тогда, когда компании решили собрать и использовать максимально полезным способом информацию о каждом индивидуальном участнике целевого сегмента рынка.
Информация о работе Маркетингтің қалыптасуына ат салысқан ғалымдар, олардың негізгі идеялары