Мерчандайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Слово «мерчандайзинг» происходит от английского «merchandising» - «искусство сбыта». Можно сказать, что мерчандайзинг та «одежка», по которой покупатель встречает товар в магазинах.

Работа содержит 1 файл

Мерчандайзинг.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     Для того чтобы эффективно организовать поток покупателей, создатели интерьера  внутри магазина могут прибегнуть к  различным средствам.

     Например, для того чтобы покупатель заметил  какой-либо товар, необходимо чтобы он замедлил движение по торговому залу. При этом необходимо не уменьшить проход, а сузить его – к примеру, в середине, или на пересечении с другими. Для этого могут применяться: декоративные колонны, стойки с плакатами, зеркала и т.п.

     Для стендов используется свободное место в простенках, по ходу лестниц, если торговый зал находится на втором этаже. В витринах устанавливают телевизоры, видеомагнитофоны, с помощью которых демонстрируются видеоматериалы санитарно-просветительного характера.

     Имеется категория покупателей (около 5%), которые самостоятельно изучают витрины в поисках подходящего средства и никогда не спросят о его наличии или отсутствии. Поэтому возможность рассмотреть расположенный в витрине товар существенно влияет на покупательскую способность посетителей.

     При оформлении витрин следует руководствоваться  следующими принципами:

     1. Витрина должна быть яркой  и информативной.

     2. Витрина должна быть тематически  организована (например, по группам  товаров).

     3. Материалы, выставленные в витрине,  должны соответствовать установленным  гигиеническим нормам.

     Анализ  потребительского потока выявил, что  большие витрины привлекают посетителей и задерживают их внимание от 30 сек. До 10 мин. Однако при большом скоплении посетителей (например, в районе касс) применение витрин нецелесообразно, т.к. ограничен обзор, а наиболее рационально применение в этих местах прилавков, позволяющих при меньшем угле обзора получить более полную информацию.

     4 Рекомендации размещения товарных групп в зале 

     Одна  из самых сложных задач мерчандайзинга – правильное размещение товарных групп в торговом зале и отдельных  товаров на стеллажах. Большинство  покупателей – правши. Поэтому  они начинают осмотр полок с правой стороны и обходят магазин против часовой стрелки.

     Таким образом, правая сторона магазина оказывается  более привлекательной зоной  для покупателей, чем левая. В  ней стоит размещать самые  востребованные товары. В маленьком  торговом павильоне площадью 10-15 кв. м «сильной» является правая сторона центральных стеллажей и витрин. Кроме расположения непосредственно товаров по ходу движения, необходимо учесть такие немаловажные факторы, как: расположение товаров слева направо в порядке увеличения их стоимости и расположение товаров на стеллажах (товары, находящие наибольший спрос, должны занимать центральное, «элитное» место на стеллажах).

     Очевидно, что полка, находящаяся на уровне глаз покупателя, является приоритетной.

     Расположение  зон восприятия товаров и их взаимосвязь  с объемом продаж можно проиллюстрировать следующим образом: 

     

     Рис. 2.6 – Расположение зон восприятия товаров 

 

Именно  на полках 4 и 5 располагают обычно наиболее продаваемые товары, а также те, которые хотят сделать таковыми. Если в вашем магазине предлагаются товары, интересующие детей (соки, мороженое, коктейли, пирожные), необходимо принять во внимание, что полка 4 находится как раз на уровне глаз ребенка. А вот на уровне вытянутой руки ребенка находится полка 3. Правда, в некоторых магазинах самообслуживания, преимущественно в супермаркетах, класть товары подобным образом не всегда оправданно: не всегда родителям может понравиться большое количество импульсивных покупок их чада. Некоторых мам откровенно возмущает и поведение продавцов, дающих ребенку понравившийся ему товар (попробуй, отбери потом его у ребенка без обид и слез). Полка 2 традиционно служит для товаров менее прибыльных и иногда более дешевых, или запланированных для покупки. На нижней полке (1) может быть размещен и товарный запас. При размещении товара на верхних и нижних полках важно предоставить покупателю свободный доступ к ним, а, например, вокруг тяжелых товаров (бутылок, коробок) лучше оставлять больше свободного места, чтобы покупатель, в случае необходимости, без проблем мог поддержать товар второй рукой.

     Самую дешевую и объемную продукцию  надо выкладывать на нижних полках, например, крупы, фасуемые непосредственно  в магазине. Покупка таких товаров  обычно планируется заранее. Поэтому  люди, нуждающиеся в той же крупе, найдут ее и на нижней полке. А на самой нижней полке, практически не попадающей в поле зрения покупателей, можно размещать товарный запас.

     Верхняя полка – тоже не самое лучшее место. Как правило, товары, которые  здесь расположены, хорошо видят  только мужчины и совсем не замечают женщины. Это связано с особенностями зрительного восприятия разных полов. Мужчины привыкли смотреть вдаль. Они способны издалека выхватывать глазами нужные предметы, но плохо замечают продукты и вещи под самым носом. А женщины, напротив, войдя в магазин, сразу приклеиваются к полкам, расположенным на уровне глаз и ниже, и редко поднимают их «к небесам». Поэтому на верхней полке не следует выкладывать товары, которые входят в основной ассортимент.

     Для того, чтобы увеличить продажу  неходовых товаров следует, например, поместить их среди товаров, пользующихся устойчивым спросом. Этот прием называется «заимствованием популярности».

5.Правила «выкладки» товара

      Принимая решение о том, где разместить те или иные товары (хлеб, молочные продукты, гастрономию и т. Д.), нужно учесть ряд важных тонкостей.

  • Товары одной группы должны находиться в одном месте.

     Например, если вы торгуете питьевой водой, то весь ассортимент должен быть представлен  в отделе безалкогольных напитков. Даже если в продаже имеется специальная  вода для детей, не стоит выставлять ее рядом с детским питанием. Ведь большинство покупателей все равно будет искать разную сладкую шипучку в отделе «соки-воды». Впрочем, если позволяет площадь, то можно создавать дополнительные места продаж. Например, летом несколько видов соков и воды можно продавать во всех отделах. Спрос на напитки в жаркое время года растет, и этот прием позволяет увеличить товарооборот.

  • Следует размещать «подобное с подобным» – жидкости рядом жидкостями, замороженные продукты – рядом с замороженными.
  • Следует соблюдать правило «аппетитного соседства».

     Если  человек пришел в магазин за пастилой, он может отказаться от покупки, если сладости красуются на одной полке  с копченой селедкой или острой корейской  морковкой. По этой же причине не стоит класть в один холодильный ларь креветки и замороженные торты.

  • Следует выкладывать рядом товары, которые обычно употребляются вместе.

     К чаю уместно предложить печенье  и конфеты. К пиву – чипсы, соленые  орешки и вяленую рыбу. А, например, в мясном отделе логично представить широкий ассортимент приправ. Если человек покупает мясо, то, возможно, нужен еще перец или лаврушка, и напомнить ему об этом будет очень уместно.

  • В маленьких магазинах товары следует группировать не по маркам, а по видам.

     Например, в магазине имеется отдел бытовой химии. В один ряд на полке необходимо выставить все средства для мытья посуды с соответствующей табличкой-указателем. В другой – средства для мытья духовки, в третий – средства для чистки ковров и т. Д. и тогда покупателям будет легко выбрать нужную вещь.

  • Следует отводить постоянное место для товаров, продающихся по низким ценам.

     Обозначьте  эти участки на витринах табличками «Новинка» или «Товар дня (недели, месяца)». Постарайтесь сделать так, чтобы люди знали, что в вашем  магазине они всегда увидят что-то новенькое или купят нужный товар дешевле, чем в другом месте.

  • Следует создать эффект того, чтобы витрины и стеллажи буквально ломились от товаров.

     Посетитель  должен быть уверен, что в вашем  магазине в изобилии есть все, что  ему нужно. Поэтому на полках нельзя оставлять свободное место, а образовавшиеся «дырки» моментально заполнять новым товаром. Рекомендуется избегать ситуаций, когда на витрине лежит образец товара, а к нему прикреплена бумажка со словом «нет». Намаявшийся за рабочий день покупатель, увидевший, что у вас «нет» ни замороженной цветной капусты, ни блинчиков с мясом, неизбежно испытает раздражение. Необходимо так составить график поставок, чтобы был постоянный запас самых ходовых товаров или товаров, с которыми случаются перебои. Обязательно стоит увеличить и запас тех продуктов, которые активно рекламируются на телевидении и в прессе. Обычно во время рекламных кампаний спрос на них заметно растет.

6.Правила оформления ценников

  • Цена должна быть четко обозначена и хорошо видна, как определяющий критерий выбора покупки.
  • Ценник не должен закрывать упаковку. Это связано с тем, что многие покупатели запоминают, как выглядит понравившийся товар, но при этом не знают, как точно он называется.
  • Цены на товары, расположенные рядом, могут отличаться очень сильно. Поэтому ценники должны быть расположены так, чтобы покупатель не перепутал один товар с другим. Иначе, рассчитываясь у кассы, он испытает массу неприятных эмоций: от недоумения до стыда и недовольства.
  • Ценники должны быть написаны разборчивым, аккуратным и красивым почерком.
  • Ценники с информацией об однородных товарах должны иметь единый формат.

В целом успешный мерчандайзинг :

     •Помогает продать ваши товары. Привлекает внимание к товару, когда большинство покупателей спешит.

     •Напоминает о необходимости сделать покупки.

     •При  одновременном обслуживании нескольких покупателей особое значение приобретает  правильная выкладка товара и рекламные  материалы. Они напоминают покупателю о товарах вашей фирмы, помогают выбрать нужный товар и влияют на решение о покупке.

     •Повышает качество обслуживания, а также делает товар легко доступным для  потребителя и продавца. Это помогает розничной точке работать эффективнее.

     •Выделяет новые продукты и специальные  предложения, способствуя увеличению продаж.

7.Эффективные решения мерчандайзинга, основанные на цвето-, свето-, звуковосприятии потребителя

  • Упаковка. От дизайна упаковки и ее формы зависит как она будет видна на полках магазина.
  • Цвет. От цветовых сочетаний может произойти головная боль, а может и релаксация.
  • Свет. В магазинах одежды, на манекены, освещенные галогенной лампой, размещают то, что необходимо продать. Или яркие, привлекающие внимание товары.
  • Звук. Исследования показали, что Покупатели гораздо комфортнее чувствуют себя в магазинах, где звучит фоновая музыка. От ритма музыки зависит скорость движения Покупателей по залу.
  • Запах. Голодный Покупатель закупает продуктов в 3 раза больше, чем сытый, а запах заставляет ощутить голод.

     Внедрение элементов мерчандайзинга оказывает  эффективное воздействие как на обеспечение населения товарами, так и на финансово-экономическую деятельность предприятий торговли. Раскладка товаров с учетом мерчандайзинга позволяет не только значительно расширить объем продаж, но и более рационально управлять торговыми запасами.

     Расширенная информация о товарах в условиях значительного ассортиментного  перечня реализуемой продукции  позволяет улучшить качество обслуживания и повысить реализацию товаров.

     В ходе выполнения курсовой работы были разработаны эффективные решения мерчандайзинга – такие решения в системе маркетинговых и рекламных мер, призванные воздействовать на выбор покупателя в тот момент, когда он находится непосредственно в месте продажи, итогом внедрения которых является стойкое увеличение объёмов продаж торговой сети. Данные решения включают в себя выполнение рекомендаций, согласно разделам мерчандайзинга:

     - выкладка товара, т.е. расположение  товара в магазине (торговый зал  и склад), включает в себя "зонирование магазина", "планограммы", "стандарты выкладки";

     - изготовление и размещение торгового  оборудования, важно, чтобы оно  совмещало две функции - красоту  и практичность;

Информация о работе Мерчандайзинг