Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:13, контрольная работа
В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкурентное преимущество фирм в глобальных масштабах
1.1 Конкурентная стратегия 3
1.2 Национальные условия – залог успеха в конкуренции 8
Глава 2. Условия для конкурентного преимущества страны
2.1 Условия спроса 10
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм 12
2.3 Роль правительства 16
2.4 Детерминанты в будущем 18
Глава 3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельность России 21
3.2 Структура внешней торговли России 21
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 23
3.4 Перспективы развития внешней торговли России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоративного управления в стране влияют на национальное преимущество по двум направлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли промышленности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая конкретная институциональная структура может пойти на пользу в одних отраслях и мешать другим.
Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребностей в инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная собственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.
Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами и работающих в них, могут усиливать или ослаблять возможность достижения успеха в конкретных отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для создания и поддержания конкурентоспособности.
Один из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведение и усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопроса является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат, очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок налогообложения.
Влияние национального престижа и национальных приоритетов. На качество человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мотивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто ведет к росту ее конкурентоспособности.
Важность устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуальные цели часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.
Диверсификационная
структура компании является важным
моментом, указывающим на приверженность
той или иной отрасли и на порядок перераспределения
ресурсов. Концентрация внимания на одном
виде бизнеса или на тесно связанной с
этим диверсификации является признаком
этой приверженности и ее причиной. Диверсификация
родственных товаров во многих случаях
способна перераспределять ресурсы внутри
фирмы и отражает приверженность делу.
Напротив, диверсификация, не связанная
с основным производством, действует на
национальную конкурентоспособность
в противоположную сторону. Однако поддержание
конкурентоспособности требует, чтобы
ресурсы перетекали из одной отрасли в
другую только после определенной борьбы.
2.3 Роль правительства
В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, последней переменной, является роль правительства. Многие рассматривают правительственное воздействие на современную международную конкуренцию едва ли не как самое основное.
Сделать роль правительства в международной конкуренции основным детерминантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным. Действительная роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов, и - это видно из ряда примеров, приведенных выше. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии, телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно играет как покупатель, может как помочь, так и навредить развитию национальной промышленности.
Правительство
может формировать условия
В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например, распределение капиталовложений на нужды образования производится в зависимости, от числа местных конкурентов. Высокий уровень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу правительственных норм техники безопасности.
Очевидно, что влияние правительства на основные факторы, определяющие уровень национальной конкурентоспособности, может быть или положительным, или отрицательным. Однако если правительственные регулирование или закупки ведут к чрезмерному или слишком рано возникающему внутреннему спросу, отвлекающему местные фирмы от международных рынков, то в таком случае правительство играет негативную роль. Положительное или отрицательное влияние правительства на уровень конкурентоспособности становится ясным, если рассматривать правительство как институт, способный оказывать воздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование гораздо более сложных вариантов государственной политики и ее результатов, чем это принято считать. Теория детерминантов, определяющих национальные преимущества, предлагает такую правительственную политику, которая в некоторых случаях резко отличается от вариантов, предлагаемых менее целостными концепциями. Например, кажется разумным сдерживать рост стоимости национальной валюты, если цены на ресурсы рассматриваются как основа в экономике с неизменным уровнем развития технологий и навыков. Однако давление рынка и проистекающие отсюда научно-технические усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так что слишком низкая оценка национальной валюты может препятствовать росту конкурентоспособности и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувствительные к колебаниям цен сегменты рынка. Результатом является долговременное падение уровня конкурентоспособности. Правительственная "помощь" фирмам, устраняющая необходимость совершенствования производственных процессов, является по сути своей контрпродуктивной.
Правительство оказывает значительное влияние на уровень национальной конкурентоспособности, хотя это влияние неизбежно оказывается частичным. Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Политика действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.
2.4 Детерминанты в будущем
В этой части своей курсовой работы я попытался рассмотреть детерминанты национального преимущества в отрасли, а также влияние правительства на их развитие. Эти детерминанты оценивают экономическую среду исходя из того, является ли она благоприятной для конкуренции в этой отрасли. Отдельные детерминанты, определяющие экономическую среду в стране, взаимозависимы, так как часто действие одного из них зависит от состояния других. Опытные покупатели не будут переключаться на новые товары, если, например, качество трудовых ресурсов пока недостаточно для производства этого товара на уровне, способном удовлетворить покупательские запросы. Неравные условия, в которых находятся компании, будут стимулировать инновации, только если между компаниями существует здоровая конкуренция, а их целям соответствует постоянное инвестирование. В самом широком смысле слабые места каждого детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциала отрасли.
В перспективе социальные и политические детерминанты, а также система ценностей будут оказывать большее влияние на достижение успеха в конкуренции. Например, социальные нормы и ценности уже сегодня сказывают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, равно как и на цели менеджеров, и на то, каким образом фирмы организуются. Социальные и политические факторы определяют те навыки, которые были накоплены нацией, и институциональные структуры, через которые конкуренция оказывает свое воздействие. То есть национальные особенности, которые принято называть культурными, не могут быть отделены от экономических. Культурные факторы также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетенными с экономическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, что они формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы осуществляют свое воздействие через главные детерминанты, а не в отрыве от них. Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности, так как изменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь. Социальные и политические факторы и система ценностей создают устойчивые различия между странами, играющие определенную роль в установлении уровня конкурентоспособности различных отраслей.
Еще
один фактор, который будет иметь
существенное значение в
Все вышеперечисленные
факторы уже сегодня
Глава 3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельность России
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в середине 90-х годов составила лишь около 1,5%, а в импорте — менее 1%.
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если
роль России в мировой торговле невелика,
то для самой России значение внешнеэкономической
сферы весьма существенно. Величина экспортной
квоты России, рассчитанная на базе паритета
покупательной способности рубля к доллару,
составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним
и ближним зарубежьем в соотношении примерно
4:1. Внешняя торговля остается важным источником
поступления инвестиционных товаров,
а также играет большую роль в снабжении
населения России продовольствием и различными
товарами потребительского назначения.
3.2 Структура внешней торговли России
Структура российской внешней торговли и ранее была отнюдь не характерна для промышленно развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие. Сокращение в структуре экспорта, особенно в страны дальнего зарубежья, доли машин и оборудования вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран — бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответствующих ей по техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования в тех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми и весьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистских ограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнего зарубежья сдерживаются низкой платежеспособностью последних.