Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:13, контрольная работа
В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкурентное преимущество фирм в глобальных масштабах
1.1 Конкурентная стратегия 3
1.2 Национальные условия – залог успеха в конкуренции 8
Глава 2. Условия для конкурентного преимущества страны
2.1 Условия спроса 10
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм 12
2.3 Роль правительства 16
2.4 Детерминанты в будущем 18
Глава 3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельность России 21
3.2 Структура внешней торговли России 21
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 23
3.4 Перспективы развития внешней торговли России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В российском импорте сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров существенно возросла, составив к концу 90-х годов около 40% всего объема импорта (табл. 1).
Таблица 1 Структура торговли России в первом полугодии 1996 г.,
% к итогу
Товарные группы | Экспорт | Импорт |
Продовольствие и сырье для его производства (включая напитки и табак) | 3,4 | 27,2 |
Минеральное сырье и топливо | 47,9 | 6,3 |
Машины и оборудование, транспортные средства | 9,1 | 30,6 |
Химические товары, каучук | 8,5 | 14,4 |
Другие промышленные товары (включая текстиль и текстильные изделия, обувь, мебель) | 1,1 | 4,7 |
Черные и цветные металлы и изделия из них | 19,8 | 8,8 |
Прочие товары (включая оружие и военную технику, золото и другие драгоценные металлы, драгоценные камни и др.) | 10,2 |
8,0 |
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального
3. Внешняя
торговля России: тенденции и
перспективы развития
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности
3.4 Перспективы развития внешней торговли России
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
Внешняя
торговля России ни по своему объему, ни
по структуре экспорта и импорта
не соответствует экономическому потенциалу
страны. Более полное использование
ее конкурентных преимуществ и преодоление
присущих ей недостатков возможно только
в процессе возрождения экономики страны,
создания полноценной системы государственной
поддержки ее экспортного потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставление всем предприятиям независимо от их форм права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Теперь главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. Мировой опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны — западноевропейские страны, Япония, а за ними — новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
Наиболее
действенной и эффективной
Опираясь
на мировой опыт и собственный
потенциал Россия сможет превратиться
в одну из самых конкурентоспособных
держав в мире.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основы внешнеэкономических знаний отв. ред. И.П. Фаминский М: “Международные отношения” 1994.- 316 с.
Майкл Портер. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.- 896 с.
Экономика:
Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова.
– М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с.
Периодика:
1.Российская газета. 1996. 3 марта
2. Экономика и жизнь. 1996. № 46. С. 19 (VII)