Международная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкурентное преимущество фирм в глобальных масштабах
1.1 Конкурентная стратегия 3
1.2 Национальные условия – залог успеха в конкуренции 8
Глава 2. Условия для конкурентного преимущества страны
2.1 Условия спроса 10
2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм 12
2.3 Роль правительства 16
2.4 Детерминанты в будущем 18
Глава 3. Россия на Мировом рынке
3.1 Внешнеэкономическая деятельность России 21
3.2 Структура внешней торговли России 21
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 23
3.4 Перспективы развития внешней торговли России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Международная конкуренция.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Существенные  изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В российском импорте сократилась  доля инвестиционных товаров, тогда  как доля потребительских товаров существенно возросла, составив к концу 90-х годов около 40% всего объема импорта (табл. 1).

Таблица 1 Структура торговли России в первом полугодии 1996 г.,

% к итогу

    Товарные  группы Экспорт Импорт
    Продовольствие  и сырье для его производства (включая напитки и табак) 3,4 27,2
    Минеральное сырье и топливо 47,9 6,3
    Машины  и оборудование, транспортные средства 9,1 30,6
    Химические  товары, каучук 8,5 14,4
    Другие  промышленные товары (включая текстиль и текстильные изделия, обувь, мебель) 1,1 4,7
    Черные  и цветные металлы и изделия  из них 19,8 8,8
    Прочие  товары (включая оружие и военную  технику, золото и другие драгоценные  металлы, драгоценные камни и др.)  
    10,2
     
    8,0
 
 

3.3 Конкурентные преимущества  и недостатки России

Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального

3. Внешняя  торговля России: тенденции и  перспективы развития обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности

3.4 Перспективы развития  внешней торговли  России

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере восстановления собственного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

      Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта  не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование  ее конкурентных преимуществ и преодоление  присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставление  всем предприятиям независимо от их форм права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Теперь главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. Мировой опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны — западноевропейские страны, Япония, а за ними — новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее  действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели — общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.

Опираясь  на мировой опыт и собственный  потенциал Россия сможет превратиться в одну из самых конкурентоспособных  держав в мире. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

Основы  внешнеэкономических знаний  отв. ред. И.П. Фаминский М: “Международные отношения” 1994.- 316 с.

Майкл Портер. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.-  896 с.

Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с. 

Периодика:   

1.Российская  газета. 1996. 3 марта

2. Экономика  и жизнь. 1996. № 46. С. 19 (VII)

Информация о работе Международная конкуренция