Оценка конкурентоспособности предприятия (фирмы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, соответственно предприятие должно быть конкурентоспособным. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом.

Работа содержит 1 файл

Копия реферат. готовый. маркетинг..docx

— 36.74 Кб (Скачать)

Введение 

     В условиях рыночных отношений целью  деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, соответственно предприятие должно быть конкурентоспособным. Прибыль обеспечивает предприятию  возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Кроме этого, прибыль  предприятия через систему налоговых  платежей позволяет формировать  доходную часть государственных  бюджетов всех уровней, создавая тем  самым базу экономического развития государства в целом. Высокая  роль прибыли в развитии конкурентоспособности  предприятия и обеспечении интересов  его собственников определяют необходимость  эффективного и непрерывного управления и распределения прибыли на разработки новых продуктов и совершенствование  производства. Управление и извлечение прибыли представляет собой процесс  выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования  и планирования на предприятии. Однако прибыль является одной из самых  сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли  можно разработать научный подход к решению многих проблем. 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     1.1.    Анализ конкурентоспособности предприятия.

     1.2. Методика расчета показателей конкурентоспособности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Анализ конкурентоспособности предприятия 

     Рыночное  состязание предприятий и конкуренция  стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская  политика сама по себе может нанести  большой ущерб предприятию и  в то же время конкурентоспособность  такой страны, как Швейцария, не может  быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и  сами предприятия. В основе этих главных  аспектов конкурентоспособности лежит  нечто, что можно назвать “мягкими”  составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены  в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному  определению.

     В промышленно развитых странах эти  составляющие играют, как правило, большую  роль, чем в развивающихся. В то же время “мягкие” составляющие не поддаются политическому манипулированию, а их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных  методик изучения, игнорировать эту  группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

     Трудовая  этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает  чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. Например, Швейцарское  общество в целом пресыщено: профессиональная работа не стоит слишком высоко в  иерархии ценностей среди трудоспособного  населения, а финансовые стимулы  не являются достаточно действенным  средством мотивации производительности труда.

     Гибкость  и готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и  т.п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими  совершенно иной ментальностью, готовых  быстро отреагировать на любое желание  клиента и новые тенденции, эти  преимущества сходят на нет.

     Готовность  работать в сфере обслуживания. Нежелание  этого может оказаться фатальным  для развития общества, особенно в  случае, если это - одна из важнейших  отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого  достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности  экономики, в которой клиент хочет  и должен быть главным действующим  лицом.

     Уровень претензий. Население развитых стран  привыкло рассматривать свой высокий  жизненный уровень как нечто  само собой разумеющееся. Такая позиция  лишает общество всякой гибкости, снижает  в конечном счете конкурентоспособность  экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему  социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

     Открытость  внешнему миру. Препятствия доступу  иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным  гражданам получить контрольный  пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать  мировой опыт и т.п. негативно  влияют на экономику.

     Мобильность рабочей силы. Высокий уровень  жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей  силы учиться, работать за границей, постигать  опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

     Дух конкуренции. Конкурентоспособность  формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой  так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и  на перспективу складывается иная обстановка.

     Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах , характеризуют относительную  прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции  примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции  это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции  характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции  или его обратной величиной. (Т-С)/ Т100,где Т товарная продукция в  оптовых ценах предприятия;

     С - полная себестоимость товарной продукции .

     Классической  формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/ С100.

     Рентабельность  изделия - это отношение прибыли  на единицу изделия к себестоимости  этого изделия. Прибыль по изделию  равна разности между его оптовой  ценой и себестоимостью.

     Число оборотов капитала отражает отношение  валовой выручки (оборота) предприятия  к величине его капитала и исчисляется  по формуле

     валовая выручка

     ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ------------------

     активы

     Показатели  рентабельности и доходности имеют  общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность  работы предприятия и выпускаемой  им продукции.

     Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы  прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это  факторы не зависящие от усилий данного  коллектива, например изменение цен  на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие  мероприятия проводятся в общем  масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

     Общая рентабельность предприятия:

     Р = Е / ---- + ---, где

     УМ  К

     Р - общая рентабельность предприятия %

     Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной продукции;

     У - удельный вес активной части в  общей стоимости основных производственных фондов , доли единицы;

     М - коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов ;

     К - коэффициент оборачиваемости нормированных  средств.

     Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Методика расчета  показателей конкурентоспособности  предприятия 

     Технические показатели товара определяются оценкой  соответствия его технического уровня, качества и надежности современным  требованиям, которые выдвигаются  потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при  достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят  отражение в национальных и международных  стандартах.

     Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску  продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические  условия на его изготовление, правила  приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При  оценке качества товара прежде всего  определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение  которого сводит конкурентоспособность  товара к нулю.

     В каждой стране существует своя система  стандартизации товаров, соответствующая  степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии. Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую  экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретают  развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.

     Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В  этих целях функционирует специально созданная Международная организация  стандартизации (ISO - lintel-national Organization for Standardization).

     Международный координационный центр по стандартизации - постоянно действующее Совещание  правительственных должностных  лиц при Европейской Экономической  Комиссии ООН. Совещание разрабатывает  рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной  торговли.

     Качество  товара - это степень достижения установленного технического уровня при  производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим  методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических  средств.

     При изучении конкурентоспособности продуктов  необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристики способа  применения продукта и его пользователей. Например, марки пива, помимо их вкусовых характеристик, описываются также  с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т.п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены и т.п.).

     Для составления полного списка атрибутов, что является достаточно сложной  задачей, может использоваться так  называемая решетка Келли. Респондентам вначале дается пачка карточек, содержащих названия марок исследуемых товаров. Из этой пачки изымаются карточки с неизвестными для респондента марками. Из оставшихся карточек случайным образом выбираются три карточки. Респондента просят выбрать две наиболее знакомые ему марки и описать, чем они похожи друг на друга и чем они отличаются от третьей марки. Далее респондент ранжирует оставшиеся марки на основе выявленных им атрибутов. Для каждого респондента данные процедуры повторяются несколько раз. В одном из вариантов данного метода выбираются и сравниваются только две марки.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия (фирмы)