Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
ВВЕДЕНИЕ ….
1 КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО
СОСУЩЕСТВОВАНИЯ…………………………………………………………….
1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды ….
1.2 Сбор и анализ информации о конкуренции ….
1.3 Формы конкурентного сосуществования …...
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ……
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности
продукции и фирмы ……
2.2 Понятие и методы оценки конкурентоспособности
продукции …...
2.3 Определение конкурентоспособности фирмы …...
3 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ……
3.1 Оценка конкурентоспособности продукции …...
3.2 Матричный подход к определению конкурентоспособности
фирмы……………….. ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……
Выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности [8, 9, 6, 12]:
2.2 Методики
оценки конкурентоспособности
Существует множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Методика 1
Определение комплексного показателя конкурентоспособности по методике М. Г. Долинской и И. А. Соловьевым, согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций.
1. Определение единичных показателей
конкурентоспособности (q) как
отношение величины первого параметра
для анализируемого товара (Р) к
величине первого параметра
базового образца (Рiо).
qi = Pi/Piо х 100%; (1)
qi = Pio/Pi х 100%. (2)
2. Из формул (1) и (2) выбирается
та, которая соответствует улучшению
параметра показателей (в данном случае).
Далее рассчитываются групповые
показатели (индексы) конкурентоспособности
(Imn), которые характеризуют
соответствие товара потребности в нем.
Imn = , (3)
где п - число технических параметров, участвующих в оценке;
a - вес i-го параметра в общем наборе;
q - единичный показатель по i-му техническому параметру;
Imn - групповой показатель конкурентоспособности по потребительским
параметрам не должен превышать 100%.
3. Расчет уровня конкурентоспособности (К) с помощью групповых
показателей по одной группе параметров:
К=Iтп(1) / Iтп(2), (4)
где Imn(1), Imn(2) - показатели конкурентоспособности для первого и второго
товаров-конкурентов.
IK= Imn / C, (5)
где С - групповой показатель конкурентоспособности по экономическим
параметрам.
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком - отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами и другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов «Технические требования к качеству».
Эта методика из всех потребительских показателей учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать ее для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты.
Методика 2
Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена О. Д. Андреевой [7] и предусматривает следующие операции.
1. Расчет цены потребления
(Цп), которая складывается из цены
рынка и
расходов, связанных с эксплуатацией изделия
в период его жизнедеятельности:
Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+
где Ц - цена рынка;
Р2 - расходы на транспортировку;
С3 - стоимость установки;
С4 - стоимость хранения;
С5 - стоимость технической информации и прочей документации;
Рб - расходы по обслуживанию изделия;
Р7 - расходы на топливо и электроэнергию;
P — расходы на ремонт;
О - оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С — стоимость страхования;
С - стоимость утилизации.
2. Расчет показателя конкурентоспособности (К):
K=(Q+C)/Цn, (7)
где Q - качество товара;
С - качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3. Определение уровня конкурентоспособности
как строительного
показателя, отражающего
отличие анализируемого товара от товара-конкурента
по степени удовлетворения конкретной
общественной потребности.
Все параметры,
характеризующие уровень
В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).
Методика 3 — оценка конкурентоспособности товара по схеме 1111-
5555
Конкурентоспособность товара следует оценивать по четырем главным статичным факторам (первый уровень дерева целей): качество товара, цена товара, качество сервиса потребителей товара на конкретном рынке, эксплуатационные затраты на использование товара. Результативность статичных факторов определяют динамичные факторы — качество управления процессами.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара можно оценивать экспертным путем по двум методам:
В любом случае эти
методы применяются при невозможности
По системе 1111-5555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Так, товар низкого качества, предлагаемый по высокой (грабительской) цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие эксплуатационные затраты, будет иметь оценки 1 - 2 балла и его конкурентоспособность может быть, допустим, 1211. По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 4(1+1+1+1), максимальное - 20 (5+5+5+5). Оцениваемый товар имеет конкурентоспособность, равную 5 из 20, т.е. в четыре раза отстает от лучших мировых образцов.
По этой оценке,
в мировой практике наивысшие
баллы имеют некоторые конкурен
Товары скандинавских стран и некоторых стран ЕС на российском рынке по этой же системе имеют конкурентоспособность, равную примерно 16 (5344), т.е. они отличаются высоким качеством, хорошим качеством сервиса, но имеют несколько завышенные производственные затраты (или удельную цену).
Конкурентоспособность
товаров стран Юго-Восточной
Конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке в среднем можно оценить в 12 баллов (3333), т.е. они по всем показателям средние. Так, отечественные телевизоры «Рубин» по качеству отстают от «Сони» значительно, а их цена ниже примерно в 2,5 раза.
Для повышения точности оценки предлагается взвешивать важность, или весомость, каждого фактора конкурентоспособности. Ранее нами были присвоены следующие весомости факторам: качеству товара - 4, его цене - 3, качеству сервиса товара на конкретном рынке - 2 и эксплуатационным затратам по использованию товара — 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, так как эксплуатационные затраты во многом определяются качеством товара и его сервиса. Чем выше качество, тем ниже эксплуатационные затраты (по конкурентоспособной японской и американской технике эксплуатационные затраты в 3-5 раз меньше, чем по аналогичной российской технике).
Методика 4
Рассмотрим экспертную оценку конкурентоспособности товара (услуги). Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист). Как при аттестации, сертификации, аудите, оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой аккредитованной организацией.
После формирования экспертной группы выполняется подготовительная работа, включающая издание приказа (распоряжения) об организации оценки конкурентоспособности, знакомство с методикой управления конкурентоспособностью, сбор и обработку исходных данных для оценки. Затем строится система баллов для оценки.
Система баллов наглядно
показывает, что каждому фактору конкуренто
Кt = ( ( Бij/n)/5)aj (8)
где Kt — конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);
п — количество экспертов;
Бij - экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности
товара;
aj - весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 -максимальная оценка фактора.
2.3 Методы
оценки конкурентоспособности
Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет:
Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строится матрица, по горизонтали откладываются темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали - относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Заслуживает внимания также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода - конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.
Метод, основанный на теории
эффективной конкуренции, дает представление
о конкурентоспособности
1. Показатели, характеризующие
эффективность производственной
деятельности фирмы:
2. Показатели финансового положения организации:
3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара: