Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:57, курсовая работа
Целью исследования является анализ туристского рекреационного потенциала Псковской области.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить понятие рекреации, рекреационных услуг и рекреационной деятельности, рассмотреть основные виды рекреационных ресурсов, выделить их особенности;
дать определение понятию «инфраструктурный комплекс» и определить его влияние на развитие рекреации;
проанализировать рекреационный потенциал Псковской области и ее привлекательность для рекреационного туризма;
исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования туризма в Российской Федерации;
выявить основные проблемы в исследуемой сфере;
выявить основные направления развития рекреационных услуг Псковской области»;
разработать мероприятия по совершенствованию туристской деятельности и развитию рекреационных услуг в Псковской области;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты туристской рекреационной деятельности 6
1.1. Сущность отрасли туризма 6
1.2. Понятие рекреации, туристских рекреационных ресурсов и туристских рекреационных услуг 10
1.3. Инфраструктурный комплекс и его оценка для целей рекреационного туризма 16
1.4. Виды туристско-рекреационных ресурсов 20
1.5. Нормативно-правовая база предприятий туризма 26
Глава 2. Анализ туристского рекреационного потенциала Псковской области 30
2.1. Функции органов власти по обеспечению функционирования и развития отрасли туризма в Псковской области 30
2.2. Анализ состояния развития туризма в Псковской области 33
2.3. Анализ динамики туристических потоков Псковской области 44
Глава 3. Основные направления совершенствования туристского рекреационного потенциала Псковской области 47
3.1. Ключевые проблемы туристской рекреационной деятельности в Псковской области 47
3.2. Основные направления развития туристского рекреационного потенциала Псковской области 48
Заключение 52
Список литературы 54
Народные промыслы оказывают большое влияние на туризм, так как регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками.
Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как к фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие познавательного туризма в регионе.
Рекреация и туризм - это один из видов хозяйственной деятельности, где государственное регулирование является обязательным, что получило уже закрепление в законах, касающихся этого вида деятельности. Главная цель государственной политики в области туризма - это создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
К законодательным основам, регулирующим деятельность туристического хозяйства в России, относятся:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I, II, III):
Определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации:
Определяет финансовые обязательства гостиничных предприятий перед государственными органами и муниципальными учреждениями;
3. Закон РФ «О защите прав потребителей»:
Регулирует отношения между потребителями исполнителями, устанавливающий права потребителей на приобретение товаров(услуг) надлежащего качества.
4.
Федеральный закон от 24 ноября 1996
г. № 132-ФЗ «Об основах
Определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в РФ, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
5. Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года)
Определяет в целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности национального туристического комплекса постановляю, приоритетной задачей государства признает оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации", одобряет инициативу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, Национальной туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы - Национальной туристической корпорации.
6.
Постановление Правительства
В нашей стране данное постановление является основным нормативным документом для таких предприятий, как гостиница. Исходя из требований, предъявляемых этим документом, хозяйствующие субъекты, предоставляющие гостиничные услуги, организуют процесс их оказания;
7.
Приказ Министерства
Устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в системе классификации гостиниц и других средств размещения по категории.
8.Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изм. и доп. от 21 мая 2001 г.).
9. Закон ''О туристской деятельности в Псковской области'' № 48-ОЗ от 14 июля 1999 г. разработан на основании Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. и других нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере туризма, а также общепризнанных принципах и нормах международного права и договорах Российской Федерации.
Туризм - одна из приоритетных отраслей экономики. Цель закона - создание благоприятных условий для развития туризма, для более полной реализации прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, на отдых и образование, развития международных и внутригосударственных туристских связей на основе взаимной выгоды, создание условий для использования культурного и природного наследия.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности на территории области являются: создание на территории области развитой туристской индустрии, соответствующей международным требованиям; создание нормативно-правовой базы для регулирования отношений в сфере туризма; формирование представления об области как территории, благоприятной для туризма; стимулирование притока туристов из других регионов России и иностранных государств на территорию области; более полное обеспечение общепризнанных прав человека, в том числе права на отдых, свободу передвижения, образование; стимулирование и развитие социального туризма; рациональное использование природного и культурного наследия области.
Исходя из требований, предъявляемых этим документом, хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги общественного питания, организуют процесс их оказания.
В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции. На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную функции, и Городской Думой, выполняющей законодательную функцию.
Государственный
комитет Псковской области по туризму,
инвестициям и пространственному развитию
является органом исполнительной власти
области, осуществляющим государственно-властные
полномочия исполнительно-
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности на территории области являются:
Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности на территории области являются:
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности на территории области являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. Была проведена классификация инструментов регулирования по сферам их применения:
1. В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.
2.
В экономической сфере:
3. В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма.
4.
В научно-образовательной
5.
В сфере организации туризма:
формирование имиджа России на
мировом рынке туризма;
Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.
Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории [3].
Псковский край – это мир удивительной природы, мир, который формировался многими столетиями, мир, который сумел сохранить в себе частичку первозданной красоты. В этой части работы мы рассмотрим, насколько пригодна природа этого края для развития в нем туристской рекреационной деятельности.