Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:57, курсовая работа
Целью исследования является анализ туристского рекреационного потенциала Псковской области.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить понятие рекреации, рекреационных услуг и рекреационной деятельности, рассмотреть основные виды рекреационных ресурсов, выделить их особенности;
дать определение понятию «инфраструктурный комплекс» и определить его влияние на развитие рекреации;
проанализировать рекреационный потенциал Псковской области и ее привлекательность для рекреационного туризма;
исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования туризма в Российской Федерации;
выявить основные проблемы в исследуемой сфере;
выявить основные направления развития рекреационных услуг Псковской области»;
разработать мероприятия по совершенствованию туристской деятельности и развитию рекреационных услуг в Псковской области;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты туристской рекреационной деятельности 6
1.1. Сущность отрасли туризма 6
1.2. Понятие рекреации, туристских рекреационных ресурсов и туристских рекреационных услуг 10
1.3. Инфраструктурный комплекс и его оценка для целей рекреационного туризма 16
1.4. Виды туристско-рекреационных ресурсов 20
1.5. Нормативно-правовая база предприятий туризма 26
Глава 2. Анализ туристского рекреационного потенциала Псковской области 30
2.1. Функции органов власти по обеспечению функционирования и развития отрасли туризма в Псковской области 30
2.2. Анализ состояния развития туризма в Псковской области 33
2.3. Анализ динамики туристических потоков Псковской области 44
Глава 3. Основные направления совершенствования туристского рекреационного потенциала Псковской области 47
3.1. Ключевые проблемы туристской рекреационной деятельности в Псковской области 47
3.2. Основные направления развития туристского рекреационного потенциала Псковской области 48
Заключение 52
Список литературы 54
Основными причинами, сдерживающими развитие исследуемой отрасли, являются:
В Псковской области в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений. Налицо существенное отставание туристской отрасли области от других регионов России, от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, нормативно-правового обеспечения туристской деятельности.
К основным проблемам, сдерживающим развитие сферы туризма в псковской области, следует отнести:
Определение и исследование ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской области смогли бы обеспечить прорыв в развитии этого перспективного направления экономики, изменив тем самым сложившуюся ситуацию. Автор работы выделит основные направления развития:
1. Формирование нового туристического продукта, учитывающего перспективы развития экотуризма, туризма выходного дня и транзитного туризма. Если в качестве критерия для сегментации целевых туристских групп выбрать увлечения человека, то вероятность роста «возвратного» туризма повышается. Другими словами, если туристический бизнес ориентируется на так называемого постоянного клиента, то и продукт должен быть такой, чтобы не вызывал недоедания (например, конкретный человек не изъявит желание осматривать достопримечательности, к примеру, Псковского Кремля ежегодно, но половить рыбу, если рыбалка является его хобби, он вряд ли откажется вновь).
Важным фактором привлекательности инвестиций здесь выступает урбанизация населения и как следствие этого процесса, желание «вырваться» на природу, отдохнуть от шумного города, в сосновом бору, на берегу тихой лесной речушки или озера.
Если же говорить о туризме выходного дня, то здесь важным фактором выступает визовый режим. Другими словами, туристической компании нужно не только обеспечить туриста возможностью пересечения границы, но и сделать ее максимально комфортной и минимально затратной. Иными словами, можно пытаться зарабатывать на обеспечении оформления этих документов, а можно наоборот, отказаться от этого, чтобы обеспечить доступность турпродукта, при этом прибыль зарабатывается на самом отдыхе. Правда, для этого туристическая компания должна стать не посредником, а активным участником процесса. Инвестором, способным вкладывать в строительство гостиниц, ресторанов, восстановление объектов культурного наследия для их дальнейшего использования в коммерческих целях по согласованию с соответствующими государственными регулирующими органами.
Транзитный туризм может стать весьма перспективным направлением при создании совместного с туристическими компаниями стран Балтии турпродукта. Здесь в качестве целевой аудитории могут выступать туристы из Западноевропейских стран, желающие посетить Ригу, Таллин, Санкт-Петербург. Поскольку Псковская область расположена как раз на пути в северную столицу России, западноевропейский турист смог бы провести пару дней на ее территории. Соответственно воспользовавшись тем турпродуктом и услугами, которые смогли бы предложить псковские компании.
2.
Государственное участие в
Речь идет не о государственных инвестициях в развитие гостиничного или ресторанного дела, а о строительстве качественных дорог к объектам туристической инфраструктуры и культурного наследия, что является непосредственной задачей государства. Потому что, проехав один раз по некачественной дороге, у туриста может сложиться отвращение к такого рода поездкам по данному региону, и в следующий раз он может предпочесть другой вид транспорта, соответственно Псковскую область он просто проедет транзитом.
Другой аспект, регулирование имущественных отношений, обеспечение возможности для бизнеса взятия в долгосрочную аренду объектов культурного наследия. Стоит отметить, что при недостатке финансирования в реконструкцию и поддержание памятников со стороны государства мы их можем просто потерять. В том числе и потенциально привлекательные для посещений туристами объекты культурного наследия. К примеру, усадьбы.
3. Акцент на потребителя. Современное общество можно назвать с одной стороны информационным, но с другой – оно остается потребительским. Соответственно производитель товаров и услуг должен производить их разработку и внедрение исходя из тех посылов, которые дают маркетинговые исследования. Можно выделить очевидные факты. К примеру, по данным Псковоблстата, в среднем на одно специализированное средство размещения (турбазы, санатории) в Псковской области приходится 73 номера, максимальное число мест для размещения в них 2640, 56858 человек они обслужили в 2010 году.
В качестве благоприятного фактора, позволяющего несколько снизить остроту проблемы, выступает рост так называемого внутреннего туризма на недалекие расстояния. Из более 800 тыс. туристов, посетивших Псковскую область в прошлом году, каждый третий не пользовался услугами гостиниц.
В Псковской области целесообразно отразить следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:
-
определение и поддержка
-
защита прав и законных
-
меры по содействию
-
содействия проведению
-
меры по проведению
- меры по содействию кадрового обеспечения и развития научных исследований в сфере туризма;
-
меры по оказанию помощи и
содействию предпринимателей
В ходе написания данной курсовой работы в первую очередь были исследованы теоретической стороны вопроса, изучены основные понятие, связанные с туристскими рекреационными ресурсами. В результате данного изучение, было выявлено, что рекреация является неотъемлемой частью современного общества и ей следует уделять особое внимание. Ведь ее основная задача является восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира.
Рекреационные потребности общества удовлетворяются через предоставление рекреационных услуг, которые в свою очередь непосредственно связаны с наличием рекреационных ресурсов. Именно рекреационные ресурсы в рекреационном хозяйстве выступают как условия рекреационной деятельности. Таким образом, туристские рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность.
Во второй части работы был проанализирован рекреационный потенциал территории Псковской области и ее пригодность для целей туризма. В результате проделанного анализа было выявлено, что Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей. И это в первую очередь связано с тем, что область обладает огромным историко-культурное наследием и экологически чистой природой. Данные обстоятельства создают перспективу для развития в области практически всех видов туризма: познавательного, событийного, экологического, лечебного, оздоровительного и спортивного, что сможет удовлетворить туристов практически любого направления, но на данный момент развитие туризма находится на невысоком уровне.
Псковская область является депрессивным регионом, с высоким уровнем безработицы и низкими реальными доходами населения. В тоже время регион занимает выгодное географическое положение, располагает развитой транспортной инфраструктурой, соединяя российский рынок с рынками зарубежных стран Европы. Это единственный европейский субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя государствами: на западе - с Эстонией и Латвией, на юге – с Республикой Беларусь. В связи с этим сфера услуг, предоставляемых как жителям области
и других регионов России, так и иностранцам, является той отраслью экономики, которая в сложившихся условиях может способствовать решению многих экономических и социальных проблем, являясь безусловным фактором роста экономики региона, создавая новые рабочие места, повышая уровень жизни населения.
В третьей главе автором работы были выявлены ключевые проблемы в развитии туристского рекреационного потенциала Псковской области и предложены основные направления совершенствования данной сферы.