Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:39, курсовая работа
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Цели, задачи и основные понятия маркетингового исследования
Формулирование целей маркетингового исследования
Выбор методов проведения маркетинговых исследований
Определение типа требуемой информации и источников ее получения
Определение методов сбора данных
Общая характеристика методов сбора данных
Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований
Методы опроса
Процесс получения данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание:
Таблица № 1.2
Показатели |
Предприятие |
Конкуренты |
1. Изменение выручки |
∆Вп |
∆Вк |
Сегмент 1 |
∆ВпI |
∆ВкI |
Сегмент 2 |
∆ВпII |
∆ВкII |
Сегмент 3 |
∆ВпIII |
∆ВкIII |
2. Изменение рыночной доли |
∆Д |
- |
3. Факторное влияние выручки |
∆Дп |
∆Дк |
Сегмент 1 |
∆ДпI |
∆ДкI |
Сегмент 2 |
∆ДпII |
∆ДкII |
Сегмент 3 |
∆ДпIII |
∆ДкIII |
Решение:
Таблица 1.1.
Базовый период |
Отчетный период | |||||||||||
Показатели |
П |
К1 |
К2 |
К3 |
Все конкуренты |
Весь рынок |
П |
К1 |
К2 |
К3 |
Все конкуренты |
Весь рынок |
1. Объем продаж, тыс. шт. |
36,73 |
30,55 |
23,90 |
24,80 |
79,25 |
115,98 |
40,46 |
18,26 |
26,98 |
39,12 |
84,36 |
124,82 |
Сегмент 1 |
5,35 |
4,30 |
2,67 |
- |
6,97 |
12,32 |
14,49 |
5,45 |
18,37 |
3,01 |
26,83 |
41,32 |
Сегмент 2 |
21,48 |
3,48 |
- |
12,87 |
16,35 |
37,83 |
17,22 |
4,35 |
7,18 |
14,3 |
25,83 |
43,05 |
Сегмент 3 |
9,90 |
22,77 |
21,23 |
11,93 |
55,93 |
65,83 |
8,75 |
8,46 |
1,43 |
21,81 |
31,70 |
40,45 |
2. Цена, грн за 1 шт |
3262,1 |
3624,8 |
3611,1 |
3631,3 |
3625,7 |
3626,1 |
3624,4 |
3620,3 |
||||
3. Выручка |
119816,93 |
110737,64 |
86305,29 |
90056,24 |
287099,17 |
406916,10 |
146695,82 |
66212,59 |
97786,31 |
141626,14 |
305625,04 |
452320,86 |
Сегмент 1 |
17452,24 |
15586,64 |
9641,64 |
- |
25228,28 |
42680,52 |
52536,39 |
19762,25 |
66580,23 |
10897,10 |
97239,58 |
149775,97 |
Сегмент 2 |
70069,91 |
12614,31 |
- |
46734,83 |
59349,14 |
129419,05 |
62434,55 |
15773,54 |
26023,19 |
51770,29 |
93567,02 |
156001,57 |
Сегмент 3 |
32294,79 |
82536,69 |
76663,65 |
43321,41 |
202521,75 |
234816,54 |
31724,88 |
30676,81 |
5182,89 |
78958,74 |
114818,44 |
146543,32 |
Примечание:
[Объем продаж] = ∑ [Сегмент…] кол
[Выручка] = [Объем продаж] * [Цена]
[Сегмент…] стоим = [Сегмент…] кол * [Цена]
[Все конк] = [Конк…]
[Весь рынок] = [П] + [Все конк]
2. Определим рыночные доли предприятия Дп и всех конкурентов Дк
Рыночная доля рассчитывается по формуле :
Д =
где Вп и Вк - соответственно выручка предприятия и конкурентов.
Таким образом, РД предприятия и конкурентов в отчетном (1) и базисном (0) периоде будет равна:
В базисном периоде:
Дп0 = Дк0 =
В отчетном периоде:
Дп1 = Дк1 =
3. Определим изменение рыночной доли предприятия (∆Д) по формуле:
∆Д = Д1 - Д0
∆Д = 0,324 - 0,294 = 0,03
∆Дп = 0,5 * ( )
∆Дп = 0,5 * ( ) = 0,043
и конкурентов:
∆Дк = 0,5 * ( )
∆Дк = 0,5 * ( ) = - 0,0133
Вывод: Знак «минус» свидетельствует об увеличении РД конкурентов, поскольку именно на такую часть рынка уменьшилась РД предприятия. Сумма этих двух величин (∆Дп + ∆Дк = 0,043 - 0,0133) как раз и приводит к потере части РД предприятием ∆Д (0,03).
5. Влияние сбыта продукции предприятия и его конкурентов на рыночную долю предприятия оценим с помощью следующей матрицы:
Фактор А → |
Динамика рыночной доли предприятия в результате изменения его выручки | |||||||
Фактор Б ↓ |
ΔДп > 0 |
ΔДп = 0 |
ΔДп < 0 | |||||
Динамика рыночной доли предприятия в результате изменения выручки конкурентов |
ΔДк > 0 |
ΔД > 0 В результате одновременного увеличения выручки предприятия и уменьшения выручки конкурентов |
ΔД > 0 Исключительно за счет уменьшения выручки конкурентов |
ΔД > 0 |
ΔД < 0 |
ΔД = 0 За счет «помощи» конкурентов | ||
За счет более резкого уменьшения выручки | ||||||||
конкурентов |
предприятия | |||||||
ΔДк = 0 |
ΔД > 0 Исключительно за счет увеличения выручки предприятия |
ΔД = 0 Из-за отсутствия изменений в объемах реализуемой продукции |
ΔД < 0 Исключительно за счет уменьшения выручки предприятия | |||||
ΔДк < 0 |
ΔД > 0 |
ΔД < 0 |
ΔД = 0 Из-за «давления» конкурентов |
ΔД < 0 Исключительно за счет увеличения выручки конкурентов |
ΔД < 0 В результате одновременного уменьшения выручки предприятия и увеличения выручки конкурентов | |||
в результате более активного сбыта продукции | ||||||||
предприятия |
конкурентов |
Вывод: таким образом. Проведя факторный анализ ( ΔДп > 0; ΔДк < 0; ΔД > 0), можно сделать вывод, что РД предприятия изменилась за счет более активного сбыта продукции предприятия.
6. Изменение выручки от реализации продукции предприятия ΔВп и его конкурентов ΔВк на рынке в целом и на каждом сегменте рынка рассчитаем по формулам:
ΔВп = ΔВп1 - ΔВп0; ΔВк = ΔВк1 - ΔВк0
Отсюда:
ΔВп = 146695,82 - 119816,93 = 26878,89
ΔВпI = 52536,39 - 17452,24 = 35084,15
ΔВпII = 62434,55 - 70069,91 = - 7635,36
ΔВпIII = 31724,88 - 32294,79 = - 569,91
Выручка предприятия на всем рынке увеличилась на 26878,89 тыс. грн в основном за счет увеличения выручки на втором секторе.
ΔВк = 305625,04 - 287099,17 = 18525,87
ΔВкI = 97239,58 - 25228,28 = 72011,30
ΔВкII = 93567,02 - 59349,14 = 34217,88
ΔВкIII = 114818,44 - 202521,75 = - 87703,31
Выручка конкурентов на рынке в целом возросла на 18525,87 тыс. грн.
7. Определим влияние активности каждого сегмента на изменение рыночной доли предприятия ΔДпI, ΔДпII, ΔДпIII и конкурентов ΔДкI, ΔДкII, ΔДкIII.
в сумме = 0,043
На изменение РД предприятия значительно повлияло увеличение выручки на I сегменте, что повлекло за собой увеличение доли на этом сегменте.
в сумме = - 0,0133
РД конкурентов снизилась за счет увеличения выручки на III сегменте.
2.2 Задача №2
Задание: на основании данных приведенных в таблице № 2.1 рассчитать прогноз эффективности функционирования предполагаемой службы маркетинга для структуры предприятия и сделать выводы. Промежуточные результаты расчета затратоемкости, прибыльности и рентабельности представить графически.
Таблица № 2.1. - Показатели деятельности предприятия.
Год |
Прибыль, тыс. грн |
Объем продаж, тыс. грн |
Затраты на службу маркетинга, грн |
Численность службы маркетинга, чел. |
2000 |
897,2 |
263,5 |
3789 |
10 |
2001 |
568,9 |
321,1 |
2018 |
9 |
2002 |
987,4 |
298,2 |
3135 |
13 |
2003 |
542,3 |
431,6 |
5710 |
14 |
2004 |
749,8 |
310,5 |
6713 |
17 |
2005 |
658,7 |
677,5 |
5718 |
11 |
2006 |
798,5 |
333,5 |
4589 |
10 |
Решение:
Оценить службу маркетинга можно по следующим показателям:
1) Рассчитаем затратоемкость:
2000 = 3789 / 563500 = 0,0067 грн/грн
2001 = 2018 / 321100 = 0,0063 грн/грн
2002 = 3135 / 298200 = 0,0105 грн/грн
2003 = 5710 / 431600 = 0,0132 грн/грн
2004 = 6713 / 310500 = 0,0216 грн/грн
2005 = 5718 / 677500 = 0,0084 грн/грн
2006 = 4589 / 333500 = 0,0138 грн/грн
Отобразим динамику показателя затратоемкости графически (рис. 1)
Рис.1. - Динамика показателя затратоемкости за период 2000-2006 гг.
2) Рассчитаем прибыльность:
2000 = 897200 / 10 = 89720 грн/чел
2001 = 568900 / 9 = 63211,11 грн/чел
2002 = 987400 / 13 = 75953,85 грн/чел
2003 = 542300 / 14 = 38735,71 грн/чел
2004 = 749800 / 17 = 44105,88 грн/чел
2005 = 658700 / 11 = 59881,82 грн/чел
2006 = 798500 / 10 = 79850 грн/чел
Отобразим динамику показателя прибыльности графически (рис. 2):
Рис.2. - Динамика показателя прибыльности за период 2000-2006 гг
3) Рассчитаем рентабельность деятельности службы:
2000 = (897200 / 3789) * 100 % = 23679,1 %
2001 = (568900 / 2018) * 100 % = 28191,3 %
2002 = (987400 / 3135) * 100 % = 31496,0 %
2003 = (542300 / 5710) * 100 % = 9497,1 %
2004 = (749800 / 6713) * 100 % = 11169,4 %
2005 = (658700 / 5718) * 100 % = 11519,8 %
2006 = (798500 / 4589) * 100 % = 17400,3 %
Отобразим динамику рентабельности графически (рис. 3):
Рис.3. - Динамика показателя рентабельности за период 2000-2006 гг
Вывод: анализируя показатели деятельности службы маркетинга следует отметить, что:
1) показатель затратоемкости в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 0,0054 грн / грн (на 64,29 %), что свидетельствует о неэффективности работы службы маркетинга, что отразится на финансовых результатах деятельности предприятия. При этом необходимо провести независимую аудиторскую проверку целесообразности расходования средств службой маркетинга. Если эта аудиторская проверка покажет, что средства были потрачены целенаправленно(например, проведение маркетинговых исследований, разработка новой упаковки, разработка рекламной компании и т. д), то в дальнейшем затраты окупятся в результате увеличения объема продаж данного товара.
2) показатель прибыльности в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 19968,18 грн / чел (на 33,35 %) и показатель рентабельности увеличился на 5880,5 % , что в совокупности говорит о том, что служба маркетинга на предприятии эффективна.
3.) советы руководству фирмы по данной ситуации:
1. в зависимости от индивидуального курса политики фирмы нужно вознаградить работников дополнительными денежными средствами;
2. можно отправить сотрудников на курсы повышения квалификации, чтобы они могли с большей пользой применять свои способности;
3. по результатам аудиторской проверки определить каких затрат можно было избежать, не потеряв при этом эффективности.
2.3 Задача № 3
Задание: оценить степень риска предприятия, выходящего на рынок с новым товаром, используя данные таблицы № 3.1. Предложите мероприятия, для стабилизации деятельности предприятия.
Таблица 3.1.
Показатель, тыс. грн |
2005 г |
2006 г |
1. Оборотные средства |
327,19 |
211,03 |
2. Материалы и продукты питания |
49,50 |
46,12 |
3. МБП |
111,46 |
10,54 |
4. Текущая задолженность |
79,12 |
63,71 |
5. Уставный капитал |
119,26 |
119,26 |
6. Паевой капитал |
43,91 |
42,80 |
7. Дополнительно вложенный капитал |
- |
18,60 |
8. Резервный капитал |
- |
- |
9. Объем продаж |
128,37 |
128,37 |
10. Цена за единицу (грн) |
208,24 |
163,83 |
11. Прибыль от реализации ОПФ |
122,81 |
55,41 |
12. Необоротные активы |
45,99 |
39,65 |
13. Векселя полученные |
33,17 |
36,83 |
14. Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги |
48,23 |
41,89 |
15. Дебиторская задолженность по расчетам |
29,14 |
42,80 |
16. Текущие финансовые инвестиции |
54,03 |
47,69 |
17. Расходы будущих периодов |
39,22 |
42,88 |
Информация о работе Особенности проведения маркетинговых исследований