Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:57, отчет по практике
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
Содержание работ по проектированию технологических процессов складывается из следующих элементов:
выбора вида заготовок;
разработки межцеховых маршрутов;
определения последовательности и содержания технологических операций;
определения, выбора и заказа средств технологического оснащения;
установления порядка, методов и средств технического контроля качества;
назначения и расчета режимов резания; технического нормирования операций производственного процесса;
определения профессий и квалификации исполнителей;
организации производственных участков (поточных линий);
формирования рабочей документации на технологические процессы в соответствии с ЕСТП.
На втором этапе ТПП, во-первых, проектируют конструкции моделей, штампов, приспособлений, специального инструмента и нестандартного оборудования, а во-вторых, разрабатывают технологический процесс изготовления технологического оснащения, который должен быть достаточно универсальным, но в то же время прогрессивным, совершенным и обеспечивающим высокое качество изготовляемых деталей.
Разработка конструкций технологической оснастки осуществляется конструкторскими бюро по оснастке и инструменту в тесной взаимосвязи с технологами, которые проектируют технологические процессы обработки деталей нового изделия.
На третьем этапе ТПП изготавливают всю оснастку и нестандартное оборудование. Это наиболее трудоемкая часть технологической подготовки (60 - 80% труда и средств от общего объема ТПП). Поэтому, как правило, эти работы проводят постепенно, ограничиваясь вначале минимально необходимой оснасткой первой необходимости, а затем повышая степень оснащенности и механизации производственного процесса до максимальных экономически оправданных пределов. На этом этапе осуществляют перепланировку (если это необходимо) действующего оборудования, монтаж и опробование нового и нестандартного оборудования и оснастки, поточных линий и участков обработки и сборки изделий.
На четвертом этапе ТПП выверяют и отлаживают запроектированную технологию; окончательно отрабатывают детали и узлы (блоки) на технологичность: выверяют пригодность и рациональность спроектированной оснастки и нестандартного оборудования, удобство разборки и сборки изделия; устанавливают правильную последовательность выполнения этих работ; проводят хронометраж механообрабатывающих и сборочных операций и окончательно оформляют всю технологическую документацию.
Технологическая документация отличается глубиной разработки технологических процессов и степенью их детализации. Сначала разрабатываются маршрутные межцеховые карты на технологические процессы изготовления деталей и сборочных единиц. Маршрутные карты указывают последовательность прохождения заготовок, деталей или сборочных единиц по цехам и производственным участкам предприятия. Для изготовления деталей и сборки изделия достаточно иметь конструкторскую документацию, маршрутное или маршрутно-операционное описание технологического процесса либо перечень полного состава технологических операций без указания переходов и технологических режимов. При этом для единичных технологических процессов разрабатывается операционная технологическая карта, для типовых (групповых) технологических процессов - карта типовой (групповой) операции. В них указываются все переходы по данной конкретной операции и способы выполнения каждого, технологические режимы, данные о средствах технологического оснащения, материалах и затратах труда. Обычно в операционных картах помещают эскизные чертежи, изображающие детали или части деталей и содержащие те размеры и указания на обработку, которые необходимы для выполнения данной операции (способ закрепления деталей на станке, расположение инструмента, приспособление и др.).
Кроме того, для определенных изделий разрабатываются карты типовых технологических процессов нанесения электролитических покрытий, химической обработки, нанесения лакокрасочных покрытий, ведомости удельных норм расхода растворителей, анодов, химикатов, ведомости подетальных отходов и другие документы.
Исходная информация для разработки технологических процессов бывает базовой, руководящей и справочной. Базовая информация включает наименование объекта, а также данные, содержащиеся в конструкторской документации. Руководящая информация - это отраслевые и заводские стандарты, устанавливающие требования к технологическим процессам, оборудованию, оснастке, документация на действующие типовые и групповые технологические процессы, производственные инструкции, документация для выбора нормативов по технике безопасности и промышленной санитарии. Справочная информация включает документацию опытного производства, описания прогрессивных методов изготовления, каталоги, справочники, альбомы компоновок, планировок и др.
Выводы: уровень механизации и автоматизации рабочих мест на Минском автомобильном заводе составляет около 84%. Вместе с тем следует отметить большой удельный вес оборудования со сроком службы свыше 10 лет. Он составляет более 38% от общего состава установленного оборудования. В состав автоматизированной системы обработки экономической информации на Минском автомобильном заводе входят: техническое обеспечение; системное программное обеспечение; сетевое обеспечение; средства организации баз данных; прикладное программное обеспечение; информационное обеспечение. Технологическая подготовка производства на Минском автомобильном заводе выполняется отделами главного технолога, главного металлурга, а также технологическими бюро основных цехов, в ведении которых находятся литейные, кузнечные, механические и сборочные цехи. Материальной базой для них служат инструментальный цех, технологические лаборатории, опытное производство.
Предложения: одним из решающих направлений совершенствования ТПП на РУП "МАЗ" является создание и эффективное использование автоматизированных систем, основанных на широком использовании ЭВМ.
6. Индивидуальное задание
Организационная структура управления энергохозяйством РУП "МАЗ" приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура управления энергохозяйством РУП "МАЗ"
РУП "МАЗ" можно предложить произвести пропорциональное сокращение численности рабочих и изменить структуру управления предприятием за счет объединения отделов главного механика и главного энергетика в единую энерго-механическую службу, так как именно в этих отделах наблюдается наибольшее количество недоработок при достаточно большом штате работников (32 человека). Предлагается оставить службу в количестве 22 человек. Это улучшит степень управляемости. Остальные структурные подразделения полностью и своевременно справляются с возложенными на них обязанностями.
По состоянию на 01.01.2006 года на Минском автомобильном заводе работало 26437 человек, из них руководителей, специалистов и служащих - 6391 человек или 24,2%, рабочих - 20096 человек или 75,8%, женщин - 9447 человек.
Рисунок 3. Образовательный уровень работников РУП "МАЗ"
В 2010 году окончили 193 чел. высшее учебное заведение, из них работают в соответствии с полученной в учебном заведении специальностью - 170 чел., окончили среднее специальное учебное заведение - 228 чел., из них работают в соответствии с полученной специальностью - 167 чел.
На предприятии работает 1 - доктор наук и 12 - кандидатов наук.
В отчетном году на предприятие принято 7186 чел., в том числе 6382 чел. - рабочих и 804 чел. - служащих. Уволено - 4684 чел., из них 4033 чел. - рабочих и 651 чел. - служащих, в том числе: по собственному желанию - 1464 чел., по сокращению штатов - 43 чел., за нарушение трудовой дисциплины - 1249 чел.
На предприятии работает 378 чел. молодых специалистов, из них с высшим образованием - 178 чел. и со средним специальным - 200 чел.
Рисунок 4. Возрастной уровень работников РУП "МАЗ"
Из общей численности работников 2564 - пенсионера, в том числе женщин - 1331 чел.
В 2009 году успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности 279 чел.
За отчетный год обучено 9512 работников: в том числе повысили квалификацию - 6566 чел., прошли профессиональную подготовку и переподготовку - 2946 чел.
На предприятии действует резерв руководящих кадров, номенклатуры Министра и номенклатуры генерального директора. Во всех структурных подразделениях имеется резерв на все категории руководителей подразделений. На конец 2009 года существует вакансии по остро дефицитным профессиям и специальностям, наличие которых объясняет отсутствие кадров на рынке труда.
На Минском автозаводе среднесписочная численность работающих увеличилась на 948 чел. (104,2%), в том числе по промперсоналу на 1188 чел. (105,8%).
Динамика изменения среднесписочной численности работников по МАЗу в разрезе категорий приведена в таблице 5.
Таблица 5. Динамика изменения среднесписочной численности работников по МАЗуСреднесписочная численность персонала (чел)
2008 год 2009 год Изменение (+,-) Темп изменения,% 2010 год, прогноз.
Всего работающих 22467 23415 +948 104,2 25054
в том числе ППП 20616 21804 +1188 105,8 23320
в том числе рабочие 15458 15849 +391 102,5 16958
ИТР и служащие 5158 5259 +101 102,0 5627
из них:
руководители 2107 2168 +61 102,9 2320
специалисты 2879 2916 +27 101,3 3120
служащие 172 175 +3 101,7 187
персонал неосновной деятельности 1851 1611 -240 87,0 1724
Численность персонала неосновной деятельности снизилась за счет окончательной передачи детских дошкольных учреждений в ведомство города, а так же в результате осуществления структурных мероприятий в других подразделениях непромышленной группы (СОК, ФСК, УЭиСЖ).
При темпе роста объема реализованной продукции в 1,56 раза к уровню продукции, реализованной за 2008 год, фонд заработной платы по объединению увеличились в 1,5 раза, в том числе по МАЗу темп роста составил 149,7%.
Средняя заработная плата одного работающего за 2009 год составила 511523 руб., и возросла к уровню 2008 года на 44,6%. В 2010 г. планируется увеличение средней заработной платы по сравнению с 2009 г. на 30 - 40%/
Темп роста средней заработной платы обусловлен осуществлением мероприятий внутри завода по социальной защите работников с учетом изменений минимального потребительского бюджета, изменения цен на основные продукты и потребительские товары, а также с учетом результатов хозяйственной деятельности предприятия. На Минском автомобильном заводе постоянно проводится работа по дальнейшему совершенствованию уровня социальной защиты работающих и социальному развитию предприятия. В 2008-2010 гг. принимались меры по социальной защите работников предприятия с учетом либерализации цен.
Фактическая среднемесячная заработная плата работников предприятия за 2009 год составила 511,5 тыс. руб. или 253,9% от среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек (по коллективному договору должна быть не менее 210%). По Республике этот показатель составляет 180%. Информация об уровне среднемесячной зарплаты на РУП "МАЗ" за 2008-2010 гг. по категориям работающих приведена в таблице 6.
Таблица 6. Информация об уровне среднемесячной заработной платы на РУП "МАЗ" за 2008-2010 гг. по категориям работающихКатегория работающих Среднемесячная зарплата, тыс. руб.
2008 год 2009 год
Темп роста,
% 2010 год, прогноз.
Всего работающие
Всего рабочие
в% к общей зарплате по предприятию
Производственные рабочие
в% к общей зарплате по предприятию
Вспомогательные рабочие
в% к общей зарплате по предприятию
Всего РСС
в% к общей зарплате по предприятию
Руководители
в% к общей зарплате по предприятию
Специалисты
в% к общей зарплате по предприятию
Служащие
в% к общей зарплате по предприятию
356,1
338,8
94,9
396,3
111,0
287,8
80,6
409,1
114,6
516,9
144,8
344,9
96,6
230,3
64,5
511,5
482,9
94,4
560,7
109,6
408,9
79,9
596,2
116,6
753,3
147,3
499,7
97,7
327,3
64,0
143,6
142,5
141,5
142,1
145,7
145,7
144,9
142,1
654,8
543,6
83,0
625,4
95,5
469,8
71,7
687,5
104,9
896,1
136,9
597,2
91,2
426,9
65,2
Среднемесячная зарплата по РУП "МАЗ" за 2009 год в 1,41 раза выше, чем среднемесячная зарплата за соответствующий период рабочих и служащих по Республике Беларусь. Минимальный уровень заработной платы по предприятию у работников, работающих полную смену, за 2009 год составил 187,7 тыс. руб. или 93,2% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек (по коллективному договору - 80%).
В декабре 2009 г. среднемесячная зарплата работающих предприятия составила 592,7 тысяч рублей и возросла против декабря 2008 года в 1,45 раза при росте индекса потребительских цен за этот период в 1,144 раза. То есть, на 1 процент роста индекса потребительских цен заработная плата росла на 1,26 процента.
В 2009 году проводилась работа по дальнейшему совершенствованию организации и нормированию труда, усилению материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности производства.
В целом за 2009 год трудозатраты на фактический выпуск основной продукции были снижены на 453,05 тысяч нормо-часов, что позволило условно высвободить 165 производственных рабочих. За счет внедрения новой техники и передовой технологии, улучшения организации производства, трудозатраты снижены на 367,0 тысяч нормо-часов (81% от всего снижения). В результате проведенной работы средний процент выполнения норм времени (выработки) в целом по предприятию составил 147,3%.
В целях обеспечения прироста объема производства за счет роста производительности труда, основанного на использовании свободного машинного времени, систематически проводилась работа по внедрению многостаночного и многоагрегатного оборудования. Численность рабочих - многостаночников на предприятии составляет сегодня 437 человек, а совмещением профессий охвачено 5867 работников. В результате принятых вышеуказанных мер в 2009 году обеспечен рост производительности труда на 16,6%.
Динамика изменения среднесписочной численности по категориям работающих приведена в таблице 7.