Политический маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания и важнейших направлений организации политического маркетинга.

Задачами данной работы является изучение микро- и макросреды политического маркетинга, политического рынка и его сегментации, политического «товара» и его потребителей, а также разработки рекламной деятельности в структуре политического маркетинга. Рассматривается проведение социологических и политических исследований, разработка и реализация электоральных и предвыборных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...3

1. Политический маркетинг и его сущность………………….…..………...5

1.1. Рынок в политике и экономике: общие черты…………..………….5

1.2. Маркетинг-план. Правило четырех П……………………..………...9

2. Пошаговая технология планирования маркетинговой стратегии.……12

2.1. Организация выборов………………………………………….……12

2.2. Два этапа предвыборной кампании………………………….……..15

3. PR в политике………………………………………………………….....19

4. Эффективность политического маркетинга………….………………...22

Заключение………………………………………..………………….……..24

Список использованной литературы…………………………………...….26

Работа содержит 1 файл

Политический маркетинг.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      Product (продукт, ассортимент). Самое главное, что конкретно мы предлагаем каждому сегменту потребителей, это качество. Применяем «управление качеством» внутри организации, чтобы не предлагать плохой продукт. В случае идей постоянно исключать уже проверенно гнилые, скоропортящиеся, могущие причинять вред потребителям. В случае людей - исключать преступников, психически неустойчивых, потребляющих слишком много ресурсов с малой отдачей. Следующие действия  – оформить упаковку, проследить за обслуживанием, продвинуть марку.

      Сюда  можно добавить прочие понятия, относящиеся к продукту. Каждому можно предложить такой товар, который ему понравится, по принципу: не каждого можно купить, но для каждого можно найти наживку, на которую он клюнет.

      Price (цена). Как ни странно, в политическом маркетинге цена, т.е. то, что люди отдают политикам, играет очень важную роль. Очень дорогую цену требуют идеи, которые призывают решительно выходить на улицы и протестовать. А уж совсем фантастическую цену требуют те, кто призывает к насильственному действию, любой человек взвесит много раз, принимая решение о такой покупке. Намного дешевле ненасильственное сопротивление. Ещё дешевле выражение открытой солидарности с идеями. Самое малое, что можно просить, это скрытое выражение солидарности, специально для осуществления такой сделки придуманы выборы. На тайных выборах любой, кто прятал солидарность с идеями в самых глубоких закромах своей думательной машинки, имеет возможность заплатить. Основные пункты цены – скидки и оплата.

      Place (место, дистрибьюция). Очень важно чётко предусмотреть и запланировать, каким образом наши идеи и образы наших лидеров попадут к потенциальным клиентам, и каким образом граждане смогут «заплатить». Огромное количество бизнес проектов, имея прекрасный продукт и потенциально множество потребителей, погорает из-за отсутствия эффективной системы дистрибьюции, не иначе дело обстоит и в политике. Основная проблема в том, чтобы дать клиенту свой «товар» и получить взамен то, что нас интересует.

      Как уже предполагалось в рассуждениях о цене, одна из «форм оплаты» - голосование на выборах, сразу вырисовывается одна из «групп дистрибьюторов» - те люди, которые проводят выборы, и хотя теоретически результаты голосования не должны зависеть от организаторов выборов, практически всегда имеется вероятность того, что голоса будут украдены. Такая продажа, естественно, приводит к потере части или всего «политического дохода», бороться с этим возможно различными путями, например, иметь хорошие отношения с членами избирательных комиссий, иначе говоря, сделать так, чтобы эти дистрибьюторы добросовестно передавали эту виртуальную ценность - доверие народа, выраженную в голосах. Речь не идёт о подкупе людей, от которых зависят выборы, а лишь о предложении такого «политического продукта», чтобы они сами были заинтересованы в добросовестной работе, и, как минимум, не манипулировали голосами в пользу конкурентов.

      Promotion (промоция, продвижение). Тут уж поле действия для рекламистов и специалистов от пиара. Самый широкий круг вопросов, от организации кампании в электронных СМИ, до «личного маркетинга» когда наши активисты лично убеждают потенциальных клиентов, что наш продукт лучше. Про рекламу в СМИ можно говорить очень много, по возможности просьба к практикам этой тематики высказаться. Заметим, что в данном случае сходство с продажей обычного продукта поразительное, практически всё поведение «продавца», разъяснение вопроса и получение оплаты в виде подписи – это один к одному продажа умелым торговцем «самого лучшего моющего средства в мире» путём личного убеждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пошаговая технология планирования маркетинговой стратегии

    2.1. Организация выборов

       Самая первая стадия избирательной стратегии начинается примерно за год до выборов и заключается в формировании избирательного штаба кандидатов в составе 25—30 человек (кандидатов, советников, организаторов) во главе с менеджером. Этот штаб должен разработать маркетинговую стратегию.

      Рынок политического консалтинга стал формироваться в России с развитием демократических институтов к 1994 году. До становления рынка политические технологи работали с кандидатами бесплатно (из идейных убеждений) или за весьма скромное вознаграждение. В лучшем случае клиент оплачивал аренду помещения для проведения собрания или размножение листовок на ротаторе. Затем произошел прорыв, спровоцированный Большими Выборами (выборы депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации). Спрос стремительно рос, но квалифицированное предложение за ним не успевало. Несколько десятков профессиональных команд при всем желании не могут удовлетворить миллиардные потребности заказчиков. Разве могут они обеспечить губернаторские выборы, когда избираются 88 губернаторов, причем баллотируется, в среднем, пять-шесть кандидатов. На выборы в Государственную Думу идут одновременно более 10 кандидатов в 225 одномандатных округах, выбираются партии федерального масштаба, проводятся выборы в местные органы законодательной власти, муниципальные органы5. А если учесть, что клиент часто вообще плохо представлял себе, что такое политические технологии, становится понятным появление на рынке огромного количества неквалифицированных игроков, желающих заработать легкие деньги.

        Рассматривая подробнее эти  организации, можно выделить  среди них следующие виды: созидающих и разрушающих - традиционных маркетологов и группы подавления предвыборной деятельности конкурентов; ко второму направлению относятся, в основном, организации, создающие имиджи, PR-акции, рекламные акции и тому подобные отдельные заказы; научные - исследующие и обучающие политическим технологиям; политические группы - лоббирующие группы и группы политического давления.

      Организации нужно выделить по самостоятельности  действия на рынке на внутренние (партийные) и внешние - работает ли организация постоянно на определенного политического субъекта или они свободна в выборе своего клиента. К первым также относятся департаменты организаций, партий, личностей по связям с общественностью или отделы, занимающиеся выборами.

      Партийные, внутренние или собственные политические технологи есть у каждой солидной партии, организации. Даже у отдельных личностей есть пресс-секретарь или отдел по работе с общественностью. У крупных партий федерального масштаба (таких, как КПРФ, ЛДПР) есть постоянно действующий департамент по проведению выборов.

      Рассмотрим каждый вид специализации политических технологов в отдельности.

      Традиционные  выборные маркетологи занимаются только предвыборными кампаниями различных уровней. Когда говорят об организациях, проводящих выборные кампании, имеют в виду именно эту часть политических технологов.

      Неквалифицированные участники рынка – «жмейкеры», сформировались в период сильного расширения рынка политических технологий и недостатка в профессионалах. Состоят из неудавшихся политиков, рекламистов, журналистов и политологов и просто людей, пытающихся воспользоваться рыночной ситуацией вакуума профессиональных услуг. «Жмейкеры» сверхприбыль загоняют в смету расходов, а клиенту демонстрируется работа на грани рентабельности. Политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, имеющих иное постоянное место работы, и лишь периодически участвующих в избирательных кампаниях.

      «Силовики» - группы подавления предвыборной работы конкурентов - решают проблему выбора силовыми методами, то есть физически препятствуют проведению предвыборной борьбы.

      Узкоспециализирующиеся фирмы направлены на профессиональное выполнение определенного вида работ. Таких организаций очень много и политические заказы не являются основными в их деятельности. Связанными с политическими технологиями можно отметить агентства по рекламе, PR-агентства, имиджмейкерские конторы, агентства по связям с общественностью и тому подобные. И все же деятельность PR-агентств больше других близка к понятию политических технологий.

      К научному типу относятся тех, кто занимается исследованием, изучением и обучением политическим технологиям. Государство стремится улучшить культуру проведения и участия в выборах своей программой повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, которая реализуется Российским Центром обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии РФ с 1997 года. Центром проводятся семинары, консультации, курсы обучения для всех участников избирательного процесса, начиная от работников избирательных комиссий до менеджеров избирательных кампаний и избирателей, разрабатываются и издаются методические пособия, памятки, книги, брошюры, монографии и тому подобное.    

      Политические  группы выражают интересы своей организации, включают в себя группы давления и лоббистские группы, которые «продавливают», лоббируют и другими способами достигают принятия необходимых решений от соответствующих ответственных органов. В своей основе это высокопоставленные официальные лица, выполняющие наказы, поддерживаемых ими отдельных корпораций, личностей и группировок, заинтересованных в принятии ответственными лицами выгодных им решений. В частности, можно привести пример депутатов, лоббирующих в Государственной Думе РФ (создавая новые законы, поправки и т.д.) и министерствах определенные интересы или оказывающие различное давление на чиновников, на общественное мнение своими провокационными заявлениями и тому подобное.

     Избирательное законодательство ограничивает финансирование предвыборных кампаний, но на практике невозможно выполнить требуемые действия, имея небольшой бюджет. Поэтому большая часть финансирования проводиться необлагаемыми налогами наличными, что делает этот рынок достаточно закрытым для неспециалистов, а реклама носит сугубо индивидуальный характер, в основном «по рекомендациям клиентов». 

     2.2. Два этапа предвыборной кампании 

      В целом избирательную кампанию можно  условно подразделить на два этапа, первый из которых характеризует  период работ до разработки предвыборной стратегии, а второй включает непосредственно разработку стратегии и ее реализацию.

      Первый  этап предвыборной кампании реализуется  фактически исключительно силами привлекаемой к ведению кампании социологической службы. Его главной целью является сбор необходимой фоновой социальной информации о конкретном регионе, в котором планируется избирательная кампания. Зачастую в практике российского политического консультирования данному этапу кампании, как и элементам социо-политических исследований на других ее этапах, уделяется недостаточно внимания с целью экономии средств и времени кандидата и команды. 6

      Однако такой подход является большим заблуждением, ибо сбор фоновой информации и ее последующий профессиональный анализ являются важнейшей стадией процесса разработки избирательной стратегии в целом, так как позволяют дать необходимый исходный материал для дальнейших действий. И конечный успех кампании не в последнюю очередь зависит от того, насколько точными и объективными были данные, предоставленные аналитическим центром кандидата на первом этапе работы.

      Нередко первый этап кампании реализуется силами самих политических консультантов, или к нему привлекаются социологические службы и специалисты, чьи услуги имеют в глазах клиентов определенные экономические преимущества.  

      Что же включает в себя сбор фоновой  социальной информации о регионе, реализуемый социологами на первом этапе кампании? Прежде      всего — оценку таких объективных факторов, как материальное благосостояние населения, электоральные настроения, проблемы, стоящие перед государством, регионом и конкретным человеком, результаты предыдущих выборов - т.е. сбор и анализ всех данных, определяющих глубинные мотивации электорального поведения. Не менее важно и выявление подсознательных иррациональных настроений электората, к которым относятся: стереотипные установки (как истинные, так и ложные), сложившиеся у населения в том или ином регионе, основные экспектации, фобии, предпочтения, характеристики «желательного» лидера и т.д. На основе полученных данных готовится аналитическая информация в форме отчетов, с учетом которых специалисты-технологи конструируют модель предвыборной кампании, а также определяют основные сроки реализации определенных элементов в масштабах государства в целом и отдельных регионов в частности. Подводя итог, можно сделать вывод, что на начальном этапе реализации предвыборной кампании единый координирующий центр осуществляет следующие виды работ: сбор фоновой социальной информации в масштабе России, определение электоральных настроений в отдельных регионах; выяснение иррациональных факторов, определяющих психологический настрой избирателей в регионах; анализ ожиданий электората; измерение рейтинга текущей известности кандидата и его основных конкурентов;  оценка восприятия кандидата электоратом; анализ текущего имиджа кандидата; выявление возможных «целевых групп» воздействия;  сегментация электората в рамках населенного региона России; выявление сильных и слабых сторон конкурентов.7

      Во  время проведения исследований первого этапа используются как количественные, так и качественные методы, однако предпочтение отдается количественным, потому что практика установила их максимальную эффективность в условиях временного цейтнота предварительной диагностики. Однако работа в таком режиме требует наличия действующей профессиональной инфраструктуры социологической службы в регионах.  

Информация о работе Политический маркетинг