Понятие «нового» товара в маркетинге. Этапы разработки нового товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Рынок товаров быстро меняется, совершенствуются технологии, растет конкуренция, меняются вкусы потребителей, которые ждут новых и усовершенствованных товаров. Новинку можно получить двумя способами:
• купить патент, лицензию на производство товара, чужое пред¬приятие;
• создать собственную новинку в результате исследований и раз¬работок.

Содержание

Понятие «нового» товара в маркетинге. Этапы разработки нового товара 3
Организационные структуры управлением маркетингом, принцип их построения 14
Раскройте подход к выбору показателей для оценки конкурентоспособности товара на примере бытовой техники 19
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Маркетинг_17.doc

— 275.00 Кб (Скачать)
 

      Для построения службы маркетинга используются следующие типы организационных  структур или их комбинации: функционально-продуктовый, функционально-рыночный, продуктово-рыночный, продуктово-функционально-рыночный.

      Функциональная структура организации маркетинга наиболее проста (рас. 1). Специализация, четкое разграничение компетенции, стандартизация управленческих процессов определяют высокую эффективность этой организационной структуры. Однако ее результативность обычно снижается по мере расширения ассортимента и увеличения числа рынков сбыта. Существующие проблемы: трудности координации; необходимость передачи решения задач, выходящих за пределы компетенции, высшему звену; недостаток мотивации у сотрудников из-за непонимания конечной цели.

Рисунок 1. Функциональная организационная структура управлением маркетингом 

      Продуктовая (товарная) организационная  структура (рис. 2) характеризуется тем, что управляющий имеет возможность координировать и контролировать всю работу по продукту (группе, семейству товаров), хорошо зная его рыночные возможности. Недостатки: высокая возможность конфликтов при нечетком разделении полномочий, реализация продукта функциональными менеджерами.

Рисунок 2. Продуктовая (товарная) организационная структура управлением маркетингом 

      Географическая  организационная  структура управлением маркетингом (рис. 3) позволяет специализироваться на определенных территориальных зонах, хорошо зная их потребителей. Недостаток – необходимость хорошо отлаженной координации с другими «географическими» подразделениями и функциональными службами.

Рисунок 3. Географическая организационная структура управлением маркетингом 

      Главное достоинство рыночной организационной структуры (рис. 4) – концентрация рыночной деятельности на целевых рынках: недостатки в основном аналогичны таковым при наличии продуктовой (товарной) организационной структуры.

Рисунок 4. Рыночная организационная структура управлением маркетингом 

      Одна из реальных возможностей создания результативной маркетинговой организационной структуры российскими промышленными предприятиями – это вынесение ее за пределы собственно промышленного предприятия и придание ей статуса юридического лица. Эволюционное развитие этого процесса, в ходе которого производитель передает маркетинговой фирме все функции маркетинга и сбыта (возможно, в течение 2-3 лет), помогает избежать всякого рода организационно-властных потрясений. Однако для эффективного функционирования такой системы необходимо соблюдение по крайней мере двух главных условий: наличие объединяющей обе фирмы совместной собственности, и, четко определенные в договоре их права и обязанности по отношению друг к другу в области экономического, производственного, сбытового, сервисного, финансового и иного взаимодействия.

      Возможен  вариант, когда несколько промышленных компаний с взаимодополняющим производственным профилем создают совместную маркетинговую  фирму, наделенную в числе иных и  сбытовой функцией. Выгоды для всех участников в таком случае явные: возможность концентрации внимания изготовителей на научно-технических и производственных проблемах и получение ими эффекта синергизма от сбыта на рынке взаимодополняющих продуктов. Разумеется, при такой организации сбыта потребуются решение в договорном порядке многих проблем, наличие доброжелательности по отношению друг к другу и готовности пойти на взаимные уступки при решении спорных вопросов.

      При всем своеобразии организационных  форм маркетинга каждая из них должна соответствовать следующим критериям.

  1. Гибкость, мобильность, адаптивность. Эти качества которые необходимы не только собственно маркетинговой структуре фирмы, но и ее организационно-управленческому механизму в целом. Служба маркетинга – это тот «приводной ремень», который задает требуемый рынком ритм работы всей фирме, придает ему черты гибкости и адаптивности к меняющимся рыночным условиям. Гибкость обеспечивается возможностью оргструктуры своевременно менять свои формы при изменении стратегических задач, причем возможность к изменениям должна быть заложена в самой структуре.
  2. Простота маркетинговой организационной структуры – непременное условие ее эффективности. Усложненность структуры всегда вызывает удорожание процесса управления, делает его более громоздким, а следовательно, и менее восприимчивым к происходящим переменам. Простота – это также одно из условий эффективности связей между подразделениями службы маркетинга и наличия небольшого количества ее звеньев.
  3. Соответствие масштабов, сложности структуры маркетинговой службы структурной и пространственной расчлененности организационной структуры фирмы, особенностям профиля ее деятельности, характеру стратегических целей и соответствующих им задач.
  4. Соответствие организационной структуры маркетинга характеру производимых продуктов, широте, полноте и глубине ассортимента. Это означает, что в любую оргструктуру должен быть заложен в той или иной степени товарный принцип.
  5. Ориентация оргструктуры маркетинга при всех ее конкурентных различиях на конечных потребителей. Любая оргструктура, не придерживающаяся данного принципа, в конечном счете обречена на неудачу.
  6. Наделенность маркетинговой оргструктуры должными правами, в том числе координационными, которые позволяют ей интегрировать всю хозяйственную деятельность фирмы с целью достижения рыночных целей 

Раскройте подход к выбору показателей  для оценки конкурентоспособности  товара на примере  бытовой техники

      Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

      Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).

      Потребительные  параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством. Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи. Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

      Одним из основных факторов конкурентоспособности  является качество продукции. В настоящее  время различают четыре уровня качества:

  • соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
  • соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
  • соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара;
  • соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.

      Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность»  и «уровень качества», нельзя, поскольку «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

      Перечень  значимых составляющих конкурентоспособности  и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.

      Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно жесткие, которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара).

      Рассмотрим одну из методик расчета конкурентоспособности товара – бытовой техники, основанную на определении перечня параметров, подлежащих анализу: потребительных, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем – групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности по одной группе параметров, наиболее важных для потребителей.

      Примерная последовательность проведения расчета  конкурентоспособности товара следующая.

1. Определяют единичные показатели конкурентоспособности. При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам:

(1)

(2)

где   – единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

   – величина i-гo параметра для анализируемого товара;

        – величина i-гo параметра для образца, взятого за базу сравнения.

      Из  формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2).

      Приведем  пример такой оценки. Для электрофена показание издаваемого шума не должно превышать 5% от допустимого. Если в образце, взятом за базу сравнения, по результатам экспертной оценки оно составляет 3%, а в двух других (обозначим их C и D) – 2 и 4% соответственно, то для расчета единичных показателей по этому параметру следует взять формулу (2), так как слишком большой шум ухудшает эргономические показатели и показатели безопасности.

      Тогда

;

;

      Таким образом, качество образца C показатель издаваемого шума превышает контрольный образец, а образец D уступает контрольному образцу.

2. По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле

(3)

где  – групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам;

        – число параметров, участвующих в оценке;

        – вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости);

        – единичный показатель по i-му техническому параметру.

      Сумма , должна равняться 1.

3. В ряде случаев уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле

(4)

где  показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу – товару-конкуренту по потребительным параметрам;

        и  – групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.

4. По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

      Обычно  величины экономических параметров (размер издержек) складываются из цены изделия ( ), расходов на его транспортировку ( ), установку ( ), эксплуатацию ( ), ремонт ( ), техническое обслуживание ( ), обучение персонала ( ), налогов ( ), страховых взносов ( ) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления – т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара:

Информация о работе Понятие «нового» товара в маркетинге. Этапы разработки нового товара