Позиционирование продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение вопроса сегменти-рования рынка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОГО МАРКЕТИН-ГА…………………………………………………………………………..5
1.1 Принципы сегментирования рынка…………………………………10
1.2 Методы сегментирования рынка…………………………………….12
1.3 Критерии выбора целевых рынков….……………………………….15
2. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЫНОЧНОЙ СЕГМЕНТАЦИИ………………………………………………………….22
3. ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ……………………………………25
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАНТОВ ОХВАТА РЫНКА……………29
4.1 Стратегии охвата рынка………………………………………………34
5. ПОЗИЦИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ…………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...42

Работа содержит 1 файл

Выбор цел рынка(курсач).doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     Например, компании, подобные Green Tree Financial Company, делают миллионы, одалживая деньги людям  с плохой кредитной историей. Это  может показаться глупым, поскольку тот, кто не расплатился по долгам в прошлом, с большей вероятностью может сделать то же самое и в будущем. И, кроме того, это отчаявшиеся люди, поскольку кредитная история не позволяет им получить традиционный кредит на покупку новой машины, передвижного дома, мотоцикла и других крупных вещей, которые они могли бы приобрести. И кредиторы, специализирующиеся на этом сегменте, поняли, что могут брать настолько высокие проценты, насколько только дозволено законом, что дает слишком большую прибыль - особенно те, кто вынужден платить эти высокие процентные ставки. И, возможно, растущая привлекательность сегмента ненадежных должников привлечет достаточно конкурентов, чтобы несколько снизить эти ставки, но в настоящее время этот сегмент приносит высокую прибыль таким компаниям, как Green Tree."

     Когда специалист по маркетингу оценил потенциал  каждого из возможных сегментов рынка, перед ним встает задача решить, сколько и какие сегменты станут целью его маркетинговой программы. 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАНТОВ ОХВАТА РЫНКА.

     Маркетинговое сегментирование позволяет раскрыть возможности различных сегментов рынка, на которых предстоит выступать продавцу. После этого фирме необходимо решить: сколько сегментов рынка следует охватить и как определить самые выгодные для нее сегменты. Рассмотрим обе эти проблемы по очереди. Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

     НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ  МАРКЕТИНГ. Возможно, фирма решится пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она центрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общее. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремится придать товару образ превосходства в сознании людей. В качестве примера недифференцированного маркетинга можно привести действия фирмы «Кока-кола» которая  выпускала всего один напиток для всего рынка в надежде, что он придется по вкусу всем. Однако уже сегодня, фирма выпускает несколько безалкогольных напитков в разной упаковке разной емкости. Эти товары призваны не столько понравиться различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей.  В подтверждение служит появление нового напитка «Кока-кола Лайт», для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о диете. Недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке невысоки. Издержки на рекламу при недифференцированном маркетинге также держатся на низком уровне. Отсутствие необходимости в проведении маркетинговых исследований сегментов рынка и планирования в разбивке по этим сегментам способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

     Фирма, прибегающая к недифференцированному  маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Когда к подобной практике прибегают несколько фирм одновременно, в крупных сегментах возникает интенсивная конкуренция, а покупатели в более мелких сегментах получают меньше удовлетворения. Так, американская автомобильная промышленность долгие годы выпускала только большие автомобили. В результате работа в крупных сегментах рынка может оказаться менее прибыльной из-за царящей там острой конкуренции.

     ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ  МАРКЕТИНГ. В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение. Так, корпорация «Дженерал моторес» стремится выпускать автомобили «для любых кошельков, любых целей, любых лиц». Предлагая разнообразные товары, она надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка. Она рассчитывает, что благодаря упрочению позиции в нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желаниям потребителей, а не наоборот. К практике дифференцированного маркетинга прибегает все большее число фирм.

     КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ. Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков.

     Можно привести несколько примеров такого концентрированного маркетинга. Фирма «Фольксваген» сосредоточила свои усилия на рынке малолитражных автомобилей, фирма «Хьюлетт-Паккард»-на рынке дорогих калькуляторов, а издатель этой книги, фирма «Ричард Д. Ирвин»,-на рынке учебников по экономике и предпринимательской деятельности. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.

     В то же время концентрированный маркетинг  связан с повышенным уровнем риска. Избранный сегмент рынка может не оправдать надежд, как случилось, например, когда молодые женщины вдруг перестали покупать спортивную одежду. В результате выпускающая такую одежду фирма «Бобби Брукс» потерпела большие убытки. А может случиться и так, что в выбранный вами сегмент рынка захочет внедриться конкурент. С учетом этих соображений многие фирмы предпочитают диверсифицировать свою деятельность, охватывая несколько разных сегментов рынка.

     Ф. Котлер на примере фирмы «Элен Кертис» рассматривает 5 возможных способов охвата рынка. Фирма может решить выйти на один или несколько сегментов конкретного рынка. Предположим, что рынок болеутоляющего средства можно подразделить на три участка по интенсивности покупательской потребности (И1 — быстрое облегчение, И2 — долговременное облегчение, ИЗ — постепенное облегчение) и на три группы по признаку возраста потребителей (Г1 — молодежь, Г2 — люди среднего возраста, ГЗ — пожилые люди). Сопоставляя интенсивность потребностей и возраст потребителей, можно выделить пять возможных сегментов рынка. У «Элен Кертис» есть один из пяти возможных путей выхода на этот рынок, представленных графически на рис. 9 и описанных ниже.

     1. Концентрация на единственном сегменте. Компания может принять решение обслуживать только один сегмент рынка, предложив, как показано в данном случае, болеутоляющее долговременного действия группе лиц среднего возраста (см. рис. 5а).

     2. Ориентация на покупательскую  потребность. Компания может сосредоточиться на удовлетворении какой-то одной покупательской потребности. В данном случае это — производство болеутоляющего долговременного действия для всех типов покупателей (см. рис. 56).

     3.   Ориентация на группу потребителей. Компания может принять решение производить все типы болеутоляющих средств, необходимых для конкретной группы потребителей. В данном случае это лица среднего возраста (см. рис. 5в). 

       

     Рис. 5. Пять способов охвата рынка 

     4. Обслуживание нескольких не связанных  между собой сегментов. Компания может принять решение обслуживать несколько сегментов рынка, слабо связанных между собой, за исключением того, что каждый из них открывает для фирмы привлекательную возможность (см. рис. 5г).

     5. Охват всего рынка. Компания может принять решение о производстве всего ассортимента болеутоляющих средств, чтобы обслуживать все сегменты рынка (см. рис. 5д).

     При выходе на новый рынок большинство  фирм начинают с обслуживания одного сегмента и, если начинание оказалось успешным, постепенно охватывают и другие. Очередность освоения сегментов рынка следует тщательно продумывать в рамках комплексного плана. Хорошим примером тщательного планирования выхода на рынок и захвата на нем доминирующего положения служит деятельность японских фирм. Они проникают на обойденный вниманием участок рынка, завоевывают себе имя за счет удовлетворенных покупателей и только потом распространяют свою деятельность на другие сегменты. Пользуясь этой маркетинговой формулой, они захватили впечатляющую долю мирового рынка автомобилей, фотокамер, часов, бытовой электроники, стали, вновь строящихся судов и прочих товаров.

     Крупные компании в конечном счете стремятся  к полному охвату рынка. Они хотят  занимать в своей отрасли такое  же положение, какое занимает в своей корпорация «Дженерал моторс». А она заявляет, что выпускает автомобили «для любых кошельков, любых целей, любых лиц». Ведущая компания, как правило, обращается к разным сегментам рынка с разными предложениями. В противном случае она рискует, что в отдельных сегментах ее обойдут фирмы, сосредоточившие внимание на удовлетворении потребностей именно этих сегментов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА

     Маркетинговое сегментирование раскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу. Для того чтобы фирме определить самые выгодные для нее сегменты необходимо выбрать стратегию охвата рынка.

     Выбор стратегии охвата рынка производится на основе анализа конкурентоспособности применительно к каждому сегменту. Предприятием могут быть выбраны следующие различные стратегии охвата целевого рынка:

     • стратегия концентрации – предприятие  дает узкое определение своей  области деятельности в отношении  рынка товаров, функции или группы потребителей;

     • стратегия функционального специалиста  – предприятие предпочитает специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей, заинтересованных в этой функции, например в функции складирования промышленных товаров;

     • стратегия специализации по клиенту  – предприятие специализируется на определенной категории клиентов (больницы, гостиницы и т.п.), предлагая своим клиентам широкую гамму товаров или комплектные системы оборудования, выполняющие дополнительные или взаимосвязанные функции;

     • стратегия селективной специализации  – выпуск многих товаров на различных рынках, не связанных между собой (проявление диверсификации производства);

     • стратегия полного охвата – предложение  полного ассортимента, удовлетворяющего все группы потребителей.

     В большинстве реальных случаев стратегии  охвата целевого рынка могут быть сформулированы только по двум измерениям: функциям и группам потребителей, так как предприятия, чаще всего, владеют только одной определенной технологией, отражающей их отраслевую принадлежность.

     При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

    1.     Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга.
    2.     Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как грейпфруты или сталь. Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции, таких, как фотокамеры и автомобили, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга.
    3.     Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга.
    4.     Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.
    5.      Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

        Одинаковых, типовых подходов к сегментации рынка не имеется. Каждое предприятие в зависимости от задач и направлений деятельности, особенностей товаров и т.п. разрабатывает, использует свои собственные признаки сегментации. Искусство маркетинга как раз и состоит в том, чтобы подобрать и для конкретного предприятия признаки, позволяющие точно определить, какой сегмент рынка в наибольшей мере отвечает специфике деятельности этой фирме, где можно наилучшим образом использовать его возможности и сильные стороны. При этом целесообразно использовать сочетание различных признаков сегментации и охвата рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ПОЗИЦИРОВАНИЕ  ТОВАРА НА РЫНКЕ.

          Следующий шаг определения направлений рыночной ориентации в 
деятельности организации заключается в определении позиции продукта 
на отдельных рыночных сегментах — это называется позиционированием 
рынка. Позиция продукта — это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта. Она характеризует место, занимаемое конкретным продуктом в умах потребителей по отношению к продукту конкурентов. 
Продукт должен восприниматься определенной группой целевых потребителей как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов. Безусловно, надо также учитывать тот факт, что на позицию продукта влияет репутация и имидж компании в целом.

Информация о работе Позиционирование продукции