Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются изучения стратегического планирования как основы системы планов и как основы эффективного управления предприятием.
Задачами данной курсовой работы являются:
- рассмотрения понятия «планирования» в целом, его видов и функций;
- определения понятия «стратегического планирования»;
- выявление этапов разработки стратегического плана;
- разработка мероприятий и рекомендаций по развитию стратегического планирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие планирования и его виды
1.1 Сущность и функция планирования
1.2 Необходимость планирования
1.3 Виды планирования
Глава 2. Стратегическое планирование
2.1 Понятие стратегического планирования
2.2 Цели и задачи стратегического планирования
2.3 Этапы разработки стратегического плана
Глава 3. Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»
3.1 Характеристика деятельности магазина «Адидас»
3.2 Разработка перспективного плана развития
3.3 Совершенствование ценовой политики магазина «Адидас»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Данилу.docx

— 74.72 Кб (Скачать)

Седьмой аспект. Достижение целей организации зависит от вклада каждого ее члена. Планирование обеспечивает единство целей для членов организации, повышение эффективности их работы, что ведет к росту производительности труда. Поэтому планирование существенно важно для повышения производительности труда.

И, наконец, восьмым фактором, который делает планирование очень важным, является непрерывное изменение состава исполнителей, а также изменения в руководстве. Существование плана обеспечивает преемственность в работе по реализации целей организации.

В заключение к вышесказанному об аспектах необходимости планирования следует добавить, что план выполняется только однажды. Поэтому необходимо иметь не только план, но и аргументированные и обоснованные доказательства того, что он является лучшим из всех возможных. Планирование ради плана бесполезно. Ценность планирования и самого плана проявляется в процессе его исполнения. Прогресс в реализации плана должен быть сопоставлен с запланированными целями, относительно которых корректируются отклонения (графики, стоимости, бюджет и т. д.).

    1. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В хозяйственной  деятельности в зависимости от времени  упреждения (глубины планирования) различают следующие виды планирования:

- оперативное планирование (до 1 месяца);

- текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года);

- перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).

Оптимальный план не может быть разработан без  выработки оптимального решения  и разработки оптимального плана  деятельности по планированию, без  создания организации и определения  ее целей, которая смогла бы обеспечить разработку оптимального плана, без  контроля или оперативного управления деятельностью по планированию. Такова группа задач, которая должна входить в общую систему задач, определяющих содержание планирования. Содержание планирования включает выработку решения и оптимального плана деятельности по планированию, создание целевой группы организации, которая смогла бы обеспечить разработку оптимального плана и создания системы оперативного управления (контроля) за деятельностью по планированию.

По функциям планы могут быть производственные, коммерческие, инвестиционные, по организации  труда, его оплате и мотивации. Производственные планы рассматривают вопросы  производства продукции, роста объема и качества продукции. Коммерческие планы решают вопросы обеспечения  производства сырьем и другими материальными  ресурсами и пути реализации на рынке  готовой продукции. Инвестиционные планы направлены на финансовое обеспечение производства и внедрение инноваций (инновационных и информационных технологий, изготовление инновационной продукции). Планы по труду и заработной плате направлены на обеспечение производства высокопрофессиональным персоналом, способным обеспечить выполнение стратегических целей предприятия, сохранение этого персонала с помощью оптимального размера заработной платы, системы стимулирования труда и социальной поддержки. 
По уровням структуры предприятия планы могут быть общефирменные, участковые (цеховые), бригадные, личные, планы отделов, структур управления. Планы нижестоящих по иерархии структур должны совмещать личные (структурные) интересы с целями предприятия. По видам продукции и работ различается планирование производства освоенной или находящейся в процессе освоения продукции и инновационной продукции. Планирование инновационной продукции связано с большей степенью риска, поэтому необходим оптимальный вариант величины планируемых затрат и ожидаемых результатов.

В зависимости  от целей различают стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 ПОНЯТИЕ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Правильное  определение целей является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям — ее членам. Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих перед ними целях с тем, чтобы внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации.

В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых

факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

Для успешной деятельности организация как субъект рыночных отношений сама должна определить стратегические цели и тактические задачи, обеспечивающие достижение задуманного. Поэтому первым и, может быть, самым существенным решением при стратегическом планировании является выбор целей организации.

Обусловленная причина существования и функционирования организации

называется  ее миссией. Для ее осуществления  вырабатываются цели, которые служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена членам организации, трудно преувеличить. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных управленческих этапах и организационных уровнях. В понятие миссии организации включаются следующие аспекты:

1. Задача  фирмы с точки зрения ее  основных услуг или товаров,  ее основные

рынки, технология и т. д.

2. Внешняя  по отношению к организации  среда, которая определяет ее

рабочие принципы.

3.Культура организации, рабочий и социальный климат в ней.

Например, сапожная мастерская могла бы сформулировать свою миссию таким образом: "...незамедлительное предоставление гражданам качественных услуг по ремонту обуви, которые соответствуют....

Генри Форд, создатель и многолетний  руководитель автомобильной компании, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию своей компании как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отмечал, что если "кто-то это сделает, то прибыль едва ли пройдет мимо".

Поскольку любая организация является открытой системой, она может выжить, удовлетворяя какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую для ее выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Именно в окружающей среде руководители организации должны найти общую цель, чтобы сформулировать ее миссию. Руководство должно ответить на два вопроса: "Кто наши клиенты?" и "Какие потребности наших клиентов надо удовлетворить?". Выбор узкой миссии организации (такой, как прибыль, доход, объем продукции) ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате могут быть не учтены ключевые факторы, и последующие решения могут привести к низкой эффективности организации. Следует отметить, что на формулировку миссии и выбор стратегических целей накладывают отпечаток ценности, которых придерживается руководство, и его цели. Цели — это конкретное

состояние или желаемый результат, к которому стремится организация. Ценности формируются опытом, образованием и социально-экономическим фоном. Они направляют и ориентируют руководителя, когда он сталкивается с необходимостью принятия критических решений. Известный исследователь в области управления И. Ансон утверждает, что стратегическое поведение четко находится под влиянием ценностей, что "...поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентации; как индивиды, так и организации отдают предпочтение определенным типам стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определенной линии поведения, даже если это означает   потери с точки зрения результатов".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесная их увязка со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны.

Основными признаками стратегического планирования являются: 
– цель планирования–долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы;

– носитель идеи планирования-высший менеджмент;

– проблемы планирования-отсутствие надежности и структурирования;

– горизонт планирования–длительные сроки;

– охват–глобальный, широкий спектр альтернатив;

– принципы–изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

Стратегический план (концепция) позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений, выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики. В его основе лежит совокупная информация о возможных оптимальных вариантах развития науки и техники,

экономики и культуры, затратах ресурсов, требуемых сроках окончания основных этапов работ и состав участников, разрабатывающих стратегический план. Все это сделать невозможно без концептуальной проработки будущего развития экономики, без широкого проведения предплановых исследований, направленных на получение обоснованной информации об альтернативах развития народного хозяйства страны.

Планирование  является эффективным, если решения  по важным вопросам

экономики принимаются с учетом стратегии  ее развития на перспективу. В условиях рыночной экономики необходимо соблюдать принцип не прерывности. Он существенно влияет на функционирование хозяйственной системы на ближайшую и на более длительную перспективу, "Долгосрочное планирование - это не планирование возможных последствий решений, применяемых в настоящем". Отсюда, принимаемые в экономической системе хозяйственные решения должны быть системно взаимосвязаны.

Основными задачами стратегического планирования являются:

1) определение  необходимых политических решений; 

2) оценка  будущего состояния экономики  и потребности в данной продукции; 

3) оценка  необходимых производственных мощностей  в будущем; 

4) предварительная  оценка размера возможных капитальных  вложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 ЭТАПЫ  РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

В основу при разработке плана кладётся:

1)анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

2)анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

3)выбор  стратегии на основе анализа  перспектив предприятия в различных  видах деятельности и определение  приоритетов по конкретным видам  деятельности с точки зрения  её эффективности и обеспеченности  ресурсами;

4)анализ  направлений диверсификации видов  деятельности, поиск новых, более  эффективных видов деятельности  и определение ожидаемых результатов.

При выборе стратегии необходимо иметь в  виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Информация о работе Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»