Экспериментальная проверка выявленных методических приемов для изучения числовых выражений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: с опорой на анализ литературы и изучение практического опыта учителей разработать методические приемы совершенствующие изучение числовых выражений по курсу математики М.И.Моро и соавторов.

Гипотеза: в результате применения разработанных методических приемов при изучении числовых выражений повысится коэффициент усвоения младшими школьниками соответствующих знаний и умений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

изучить теоретические основы числовых выражений;
сделать сравнительный анализ методических подходов Моро М.И.,

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

§1. Определение числового выражения и его значения. . . . . . . . . . . . . . 7

§2. Методика изучения числовых выражений. . . . . . . . . . . . . . . . . .14

§3. Изучение правил порядка действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Выводы по I главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЫЯВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§1. Анализ ошибок, допускаемых при выполнении арифметических действий и пути их предупреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

§2. Подготовка и проведение эксперимента, и анализ его результатов. . . . . 34

Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Работа содержит 1 файл

диплом2009.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

    Б) o · o + (o + o) - o

    В) o : o + o - o - (o +o)

   Выбери  числовые выражения, которые соответствуют каждой схеме, и вычисли их значения.

   63 : 7 + ( 20 – 5 ) - ( 9 + 6 )                     63 : 7 + 20 – 5 - ( 9 + 6 )

   18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50                           (18 + 36) : 9 + 6 · 8 - 50

   5 ·(4 + 3) + 19 – 10                                5 · 4 + (3 + 19) – 10

    2) Проверь, все ли равенства верны. Исправь неверные неравенства, поставив скобки.

    9 · 3 + 45 : 9 = 72                                 6 · 16 – 8 · 2 = 80

    9 · 3 + 45 : 9 = 32                                 6 · 16 – 8 · 2 = 96

    9 · 3 + 45 : 9 = 8                                   6 · 16 – 8 · 2 = 176

     Также были предложены примеры на вычисление значения выражения, когда ученику  приходится применять все изученные  правила. Учащиеся вычисляют значение выражений с одинаковыми числами, но разным порядком действий.

    3) Найди значение выражений.

    (13647+7623) : (430-1708:4)                  4518 · (9648 – 1608 · 6)

    (13647+7623) : (430-1708):4                  4518 · 9648 – 1608 · 6

    Была  проведена индивидуальная работа с  учетом индивидуальных детей.

    1-й  уровень → 2 · (27 + 3 ) : 6 – 6

    2-й  уровень → 99 – 4 · (28+12) : 5 + 24 : 6

    3-й  уровень → 600 – (383 + 136 : 8) : 10 + 150

     Работу 1-го и 2-го уровня проверяют учащиеся; 3-й уровень проверяет учитель. Дети объясняют, как нашли значение выражения.

         С детьми был проведен следующий тест:

   1. В каком выражении  число 50 уменьшили  на произведение  чисел 18 и 3.

   а) (50 – 18) · 3         б) 50 – 18 · 3     в) 50 – 18 : 3

   2.  Какое число надо  записать в «окошко», чтобы равенство  было верным?

   а) 10        б) 15          в) 14              г) 18

   3.   В какой схеме арифметические действия должны быть выполнены в таком порядке: 1) (:)  2) (-)  3) (·)

   а)  :  -  ·                    б) ( ·  - ) :

   в)  · ( -  : )

   4. Найдите выражение, в котором порядок действий указан верно:

            1    2    3

   а) 24 : 3 + 2 · 2 

            2     1    2

   б) 24 : (3 + 2 · 2) 

             1    2     3

   в) (24 : 3 + 2) · 2 

   5. Найдите верное равенство:

   а) 18 : 3 + 15 : 3 = (18 + 15) :3       б) 18:3 + 15 : 2 = (18 – 15) :3

   в) 18 : 3 – 15 : 3 = (18 + 15) :3

   После проведения экспериментальной работы (обучающего эксперимента) в экспериментальном  и контрольном классах был  проведен контрольный срез. Цель среза  – проверить помогла ли проведенная  работа учащимся 4 класса более полно усвоить изучение числовых выражений, а также повысился ли коэффициент усвоения ими числовых выражений. В связи с этим детям была предложена контрольная работа, которая включала в себя четыре задания по теме. По сравнению с констатирующим срезом задания были более сложными.

Задания для среза.

1. Поставь скобки, чтобы  равенства стали  верными:

24 + 36 : 2 · 3 = 30                             20 · 9 – 6 : 3 = 58

24 + 36 : 2 · 3 = 90                             20 · 9 – 6 : 3 = 140

24 + 36 : 2 · 3 = 126                             20 · 9 – 6 : 3 = 20

2. Найди значение  выражения:

(1 776 + 824) · 60            (3 504 – 1 224) : 4            70 170 : 10

1 776 + 824 · 60                3 504 – 1 224 : 4             40 400 : 100

3. Расставь знаки действий так, чтобы равенства стали верными:

728 * 72 * 8 = 152        728 * 72 * 8 = 100

728 * 72 * 8 = 719        728 * 72 * 8 = 737

4.  Найди значение  выражения:

(47 868 + 112 812) : 52 + (27 333 + 18 615) : 84

(40 600 – 38 956) · 33 – (15 100 – 14 125) · 11

(576 + 126 828 : 542) · (406 · 117 – 47 000)

(199 430 – 119 · 805) : (148 + 8 536 : 88)

     Итак, в результате проведения контрольного среза ожидалось, что коэффициент  усвоения учащимися экспериментального класса должен был повыситься. По сравнению  с констатирующим срезом, который был проведен в начале нашего эксперимента, можно увидеть изменение коэффициента усвоения в контрольном срезе. По результатам были составлены следующие таблицы №3 и №4.

     Результаты  контрольного среза в экспериментальном  классе

     Таблица №3.

п/п

Имя учащегося Задания Коэф-

фициент

усвоения %

1 2 3 4
1 Павел В. + + - + 0,75
2 Анастасия Ер. + + - + 0,75
3 Анастасия Аф. + + - - 0,5
4 Светлана В. + + - + 0,75
5 Ирина В. + + + - 0,75
6 Юрий З. + + - + 0,75
7 Виктор К. + + - + 0,75
8 Айгуль З. + + - + 0,75
Средний коэффициент усвоения 0,71

                    

     Кср = = 0,71

     Результаты  контрольного среза в контрольном  классе:

       Таблица №4. 

п/п

Имя учащегося Задания Коэф-

фициент

усвоения

1 2 3 4
1 Дмитрий Аф. + + + - 0,75
2 Максим М. + + - - 0,5
3 Анатолий С. + - + - 0,5
4 Игорь С. + + - + 0,75
5 Алина К. + + - - 0, 5
Средний коэффициент усвоения 0,6
 

     Кср = =0,6

     Сравним коэффициент усвоения учащимися  работы над числовыми выражениями  при констатирующем и контрольном  срезах в экспериментальном и  контрольном классах.

     Динамика   усвоения числовых выражений по результатам констатирующего и контрольного срезов:

Таблица №5

 
Срезы
Коэффициент усвоения
Экспериментальный класс Контрольный

класс

Констатирующий  0,6 0,55
Контрольный 0,71 0,6
Динамика  Кус 0,11 0,05
 

      Как показывает таблица, коэффициент усвоения в экспериментальном классе после проведения коррекционной работы по устранению и предупреждению ошибок при изучении числовых выражений стал выше. Причем динамика коэффициента усвоения констатирующего и контрольного срезов в экспериментальном классе составляет повышение на 0,11, а в контрольном на 0,05. повышение коэффициента усвоения в экспериментальном классе по сравнению с контрольным выше на 0,06. тем самым различие в динамике в контрольном срезе в отличие от констатирующего подтверждает гипотезу. Можно сделать вывод, что проделанная коррекционная работа с использованием методических приемов позволила улучшить результаты по овладению работы над числовыми выражениями.

         Дети экспериментального класса справились с работой быстро и самостоятельно, а контрольный  класс затратил  больше времени  и им для вычисления значения потребовалась помощь учителя. Еще экспериментальный класс отличился тем, что они умело пользуются правилами распределения выполнения действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО II ГЛАВЕ. 

   Во  второй главе описано экспериментальное изучение числовых выражений. Усвоение данной темы не является легким делом для младших школьников. Особенность изучения числовых выражений обусловлена тем, что у детей быстро развивается усталость, снижается внимание при работе с большим количеством операций в числовых выражениях, следовательно, допускаются ошибки.

   В экспериментальной работе для предупреждения ошибок и качественного усвоения числовых выражений на практике использовались различные методические приёмы:

   - подготовительная работа;

   - чередование различных видов  деятельности: чередование устной и письменной работы, решение задач и примеров;

   - поиск и анализ ошибок;

   - самоконтроль. 

   В начале был проведен констатирующий срез в двух классах: в экспериментальном классе коэффициент усвоения составил 0,6, в контрольном – 0,55. после этого в экспериментальном классе была проведена коррекционная работа с использованием указанных выше методических приемов. После контрольного среза выяснилось: в экспериментальном классе коэффициент усвоения составил 0,71, в контрольном – 0,06.

Информация о работе Экспериментальная проверка выявленных методических приемов для изучения числовых выражений