Конкурсная деятельность по математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Сегодня как никогда актуален вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель. Конкурсная деятельность в школе по математике относится к внеурочной деятельности.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 571.50 Кб (Скачать)

Введение

Сегодня как никогда актуален вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а  так же подготовки и проведения различных  видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель. Конкурсная деятельность в школе по математике относится к внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внеурочная работа в школе как средство повышения психологической комфортности

    1. Психолого-педагогические особенности учащихся

 

При обучении школьников необходимо знать психолого-педагогические особенности  учащихся.

Так, младший школьник активно включен в разные виды деятельности– игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. [14]

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная  сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.

Учебная деятельность сложна по структуре  и к началу школьного обучения только начинает складываться. При  традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Формирование учения – процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых – педагогов и родителей.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного  к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически  верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Для того чтобы ученик более тонко  анализировал качества объектов, учитель  должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается  внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей  – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно.

Переход из начального в среднее  звено традиционно считается  одной из наиболее педагогически  сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Наблюдения школьных психологов свидетельствуют о том, что во время перехода учащихся из начальной школы в основную ухудшается их психоэмоциональное самочувствие, что выражается в феномене эмоционально-личностной дезадаптации. Изменяются привычные условия школьного обучения, повышаются требования к пятиклассникам, что приводит к затруднениям в учебе и различным нарушениям школьных норм поведения. Все это может быть причиной эмоционального неблагополучия ученика, свидетельствовать о несоответствии его психоэмоционального статуса требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным, и проявляться в школьной тревожности, фрустрации, агрессивности, детских страхах. [14]

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменения форм обучения происходят «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности поведения на уроках.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основную. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной  школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. [1] Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель–ученик». В 13–15 лет меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. [7]

Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную  деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших  подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения.

Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. [5]

В деятельности общения, а также  общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические  изменения у подростка. 
Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операций по Ж. Пиаже), которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. Задача школьного психолога – показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.

Психологические задачи подростков этого  возраста могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я. [4]

Выше перечисленные психолого-педагогические особенности учащихся должны учитываться  и при организации внеурочной деятельности учащихся.

 

    1. Методические вопросы организации внеурочной деятельности учащихся школы

Внеурочная деятельность учащихся школ – это не механическая добавка  к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Во внеурочной деятельности часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности показана на рис. 1.

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

 

Внеурочная работа по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательной деятельности любой школы. Она углубляет знания, развивает творческие способности учащихся, их интеллект, расширяет кругозор, формирует мировоззрение.

При обучении математике происходит разделение учащихся на несколько групп: легко и с интересом усваивающих  программный материал по математике; удовлетворительно усваивающих  материал и тех, кому изучение математики дается с трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеурочная работа.

Под внеурочной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. [12]

В теории и методике обучения математике различают два типа внеурочной работы.

К первому типу относится внеурочная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики.

Вторым типом внеурочной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности. Последний тип и является собственно внеурочной работой в традиционном понимании этого слова.

Как раз этот тип и применяется  как для подготовки, так и для  проведения математических олимпиад, различной конкурсной деятельности.

Наиболее важными задачами внеурочной работы на современном этапе развития школы являются следующие:

• пробуждение и развитие устойчивого  интереса учащихся к математике и  ее приложениям;

• расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

• развитие математических способностей и мышления у учащихся;

Информация о работе Конкурсная деятельность по математике