Математика. дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе. 5
§1. Понятие об игре и её видах. 5
§2. Особенности использования игр. 9
Глава II. Методика использования дидактических игр на уроках математики. 14
§1. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики. 14
§2. Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала. 17
§3. Способы использования дидактических игр при закреплении материала. 27
§4. Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся. 38
Заключение. 44

Работа содержит 1 файл

Математика дидактическая игра курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

 

1. Исследование  отношения детей и учителей  к дидактическим играм на уроках математики.

       Одной из поставленных задач работы было выявление отношений учителей и учащихся  к дидактической игре. В результате этого в школе №2 было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 22 учителя. В процессе опроса были выявлены следующие данные:

       Вопрос  №1:

главное не самое  главное второстепенное никакого места  не занимает не задумывался над этим не знаю
12 54.5% 10 45.5% -   -   -   -  

       На  вопрос №1: “Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка”.  54.5% опрошенных учителей считает “самое главное”, 45.5% - “не самое главное”.

       Вопрос  №2: “Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?” 54.5% учителей ответило “очень много”, а 45.5% - не очень много, но достаточно.

много не очень  главное только на уроках математики сегодня этому  никому не нужно не задумывался над этим не знаю
12 54.5% 10 45.5% -   -   -   -  
 

       По  мнению основной массы опрошенных учителей (18 чел. - 82%), главной трудностью в  проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 18% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.

отсутствие  в школе необходимых условий равнодушие детей не задумывались над этим не знаю нет
14 63.6% -   2 9.1% -   6 27,2%
 

       Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.

       Но  для того, чтобы дидактическая  игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.

       В школе №2 также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 32 ученика из шести классов по произвольному выбору. В таблице  указаны те ответы, которые выбрали ученики.

Какие уроки ты больше всего любишь? Если бы ты был учителем, чего больше было бы у  тебя на уроке: Как часто в  вашем классе на уроках бывают игры: Как ты относишься к игре на уроке? Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
люблю все уроки 12 работы  учебником 6 очень часто 8 очень хочется участв. 32 очень большая 12
с использованием схем, таблиц, картин 8 таблиц, схем, картин 2 часто 8     большая 12
с использованием: 10 различных игр 18 не очень часто 16     не очень большая 4
главное, чтобы на уроке было интересно 2 самостоятельных работ 6         небольшая 4
 

       Из  всего этого можно сделать  вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

       Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

 

2. Особенности использования  дидактических игр при объяснении  нового материала.

       Игра  ценна только в том случае, когда  она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения  между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

       Практика  показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

       В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

       При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры,  которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. 
 

“Лучший счётчик”

       Содержание  игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

“Хлопки”

       Содержание  игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).

       Изучая  числа первого десятка, важно  сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры  “Лучший счётчик”, “Число и цифру знаю я”.

       Содержание  игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

       Работа  над составом числа начинается в  разделе “Нумерация чисел первого  десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел  на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.

       В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра “Числа, бегущие навстречу друг другу”:

       Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

       Содержание  игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

0 + 10 = 10                10 + 0 = 10

1 +  9  = 10                   9 + 1 =10

       Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

       При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:

    1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.
    2. Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Математическая эстафета”.
    3. Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” (описание игры в п.3).
    4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру “Стук-стук” (описание игры в п.3).

       “Математическая эстафета”

       Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

       Средства  обучения: 10 кругов и 10 треугольников  из приложенных к учебнику математики  для 1 класса.

       Содержание  игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

       Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит так команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

       При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

       Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.

       Содержание  игры: учитель иллюстрирует на абаке  или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью  разрезных цифр и показывают их молча  учителю или записывают в тетради.

       Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы “Спор цифр” и “Как запутался Серёжа?”.

“Как  запутался Серёжа?”

       Серёжа  научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

“Спор цифр”.

       Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

    • Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.
    • Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

       - Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я   встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

       Ноль  встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

Информация о работе Математика. дидактическая игра