Математика. дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе. 5
§1. Понятие об игре и её видах. 5
§2. Особенности использования игр. 9
Глава II. Методика использования дидактических игр на уроках математики. 14
§1. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики. 14
§2. Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала. 17
§3. Способы использования дидактических игр при закреплении материала. 27
§4. Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся. 38
Заключение. 44

Работа содержит 1 файл

Математика дидактическая игра курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

       Эту игру можно провести и с двумя  мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

“Кто  быстрей сосчитает?”

       Игра  развивает зоркость, внимание.

       Содержание  игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

       Примерный вид плаката:

      90 75 71 63 66
      67 82 86 68 76
      87 61 73 89 81
      74 88 65 77 84
      80 69 78 62 70
      64 83 72 79 85
 

       Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:

       “Загадка”

       Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел  в пределах 100; десятичный состав числа.

       Содержание  игры: учитель загадывает загадку  “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

  5 ед. 6 ед. 8 ед.    
3 дес. К Д Ч   76,  98,  75,  38,  95,  35
7 дес. Т Л М    
9 дес. И Ю Ё   Ответ: лётчик.
 

       “Гном”

       Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.

       Содержание  игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

  4 5 7    
80 В Ё П   84,  87,  27,  55,  85,  54
50 Д Р М    
20 О О Е   Ответ: вперёд.
 

       “По порядку номеров”

       Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

       Содержание  игры: две команды по 10 человек  выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Пред началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

       “Сбежавшие числа”

       Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

       Материал  игры: таблички с числами.

1   3     6     9    
                     
11   13     16     19    
                     
2   6       10   14    

       Содержание  игры:

       Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

       При закреплении темы “Двузначные числа” была проведение игра “Рыболовы”:

       Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

       Содержание  игры: на наборном полотне изображен  пруд; в прорези полотна вставлены  изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

       При изучении и закреплении темы “Числа от 21 до 100” была использована игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”.

       Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

       Средства  обучения: два больших листа плотной  бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

       Содержание  игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

       Пример  таблицы:

14 8 12 4   65 59 63 55
10 23 1 15   61 74 52 66
3 17 21 7   54 68 72 58
19 6 9 11   70 57 60 62
24 2 16 22   75 53 67 73
13 20 5 18   64 71 56 69
 

       С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

 

§4. Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся.

       На  этапе обобщения знаний целесообразно  проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

       При обобщении темы “Нумерация чисел  в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай бабочку”:

       Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном  составе числа.

       Содержание  игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

       Потом все отправляются в магазин, (проголодались  на прогулке). Далее проходит игра в  “Магазин”:

       Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о  составе числа.

       Содержание  игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

       Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

       “Войди  в ворота”

       Дидактическая цель: обобщение знаний о составе  числа.

       Содержание  игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

       Учитель школы №147 г.Санкт-Петербурга Е.А.Бочек  на уроке обобщения знаний использовала игру-соревнование “Если вместе, если дружно” в 1 классе.3 Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.

       Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.

       Ход игры: учитель объявляет, что урок пройдёт в виде игры под девизом  “Если вместе, если дружно”. Класс  делится на две команды. Обе команды  носят имена великих математиков прошлого: “Пифагоры”, “Архимеды” (желательны эмблемы). Учитель предупреждает, что соревнования будут эстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопонимание и взаимовыручку.

       Эстафета  №1 “Очень длинный пример”

       На  доске  написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

       Эстафета  №2 “Собери робота”

       Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

       Эстафета  №3 “Каждому по примеру”

       Количество  примеров на доске соответствует  числу участников команды. Участники  команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

       Эстафета  №4: “Найди цифру”

       На  доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры  пол порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.

       Эстафета  №5: “Без права на ошибку”

       Команда выстраивается в шеренгу, у каждого  в руках листок и карандаш. Ведущий  читает задачу:

       1. На одной жужаре к нам приехали 15 мямзиков, а на другой – на 7 мямзиков меньше. Сколько мямзиков приехало к нам на второй жужаре?

       2. Когда Слюник видит, что кто-то  нашёл пусик, он сразу начинает  умирать от зависти. В четверг  Мряка в присутствии Слюника нашла сначала 6 пусиков, а потом ещё 12 пусиков. Сколько раз Слюник умирал от зависти?

Информация о работе Математика. дидактическая игра