Органиция контроля при изучении математики в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является методики организации контроля на уроках математики в начальных классах.
Задачи курсовой работы: рассмотреть методику контроля на уроках математики в начальных классах.
Объектом данной работы стала методика обучения математики в начальных классах.

Содержание

Введение
1.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
1.1 Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
1.2 Виды, методы и формы организации контроля
1.3 Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.4 Использование формирующего оценивания в начальной школе на уроках математики
2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся по математики в начальных классах
2.1 Виды и способы контроля знаний, умений и навыков по математике
2.2 Итоговый контроль
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 92.47 Кб (Скачать)

    Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. [4;354]

    Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Нельзя не признать, что  оценивание на основе анализа текущих  и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение  «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.   

    Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

    Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.

    Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

    Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

   С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо»  может быть приравнена к оценке  «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно». Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» («отлично»)  – уровень выполнения требований  значительно выше удовлетворительного:  отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

    «4» («хорошо») – уровень выполнения требований  выше удовлетворительного: использование  дополнительного материала, полнота  и логичность раскрытия вопроса;  самостоятельность суждений, отражение  своего отношения к предмету  обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или  4-6 недочетов по текущему учебному  материалу; не более 2 ошибок  или 4 недочетов по пройденному  материалу; незначительные нарушения  логики изложения материала; использование  нерациональных приемов решения  учебной задачи; отдельные неточности  в изложении материала;

    «3» («удовлетворительно»)  – достаточный минимальный уровень  выполнения требований, предъявляемых  к конкретной работе; не более  4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

    «2» («плохо»)  – уровень выполнения требований  ниже удовлетворительного: наличие  более б ошибок или 10 недочетов  по текущему материалу; более  5 ошибок или более 8 недочетов  по пройденному материалу; на  рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

   Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

    Таким образом,  в тетрадь (и в дневник) учитель  выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения  учебной задачи (отметка в числителе)  и за общее впечатление от  работы (отметка в знаменателе). Снижение  отметки «за общее впечатление  от работы» допускается, если:

-    в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений,

-    работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя  в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы  «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?”.

Мы можем сравнить 5 бальное оценивание с 10 бальным и 100 бальным

Оценивание производится по 10 бальной системе.

При этом:

0 неудовлетворительно

1-2 почти удовлетворительно

3 удовлетворительно

4 весьма удовлетворительно

5 почти хорошо

6 хорошо

7 очень хорошо

8 почти отлично

9 отлично

10 превосходно

При разработке новой системы  оценки было выделено пять уровней  учебной деятельности (или степени  овладения новым материалом):

  • Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
  • Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, то есть неосознанное воспроизведение.
  • Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
  • Четвёртый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи
  • Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения и т. п.).

Обозначенные критерии и  признаки условно структурируются  по трём группам:

  1. предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, осмысленность знаний и др.)
  2. содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);
  3. индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных  достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно  каждому уровню установить определённый диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями.

Оценивание производится по 100 бальной системе.

При этом:

41-60 соответствует оценке  «3»;

61 -80 соответствует оценке  «4»;

81 – 100 соответствует оценке  «5».

В конце изучения каждого  раздела выставляется оценка.

Итоговый результат вычисляется, как средняя арифметическая взвешенная.

Учитывается посещаемость, наличие лекций, выполнение практических заданий (домашних контрольных работ), прохождение тестов. Только вес каждой оценки разный.

Наиболее большую составляющую играют практические задания (домашние контрольные работы) и тесты.

Формула для вычисления итоговой оценки: Хср.=Ʃхii, где х-оценка, р- вес этой оценке.

Например:

Вы имеете при изучении раздела следующие результаты:

Наличие лекций – 91 балл. – 0,15

Посещаемость – 100 баллов. – 0,1

Практические занятия (дом.контрольная работа) – 74 балла. – 0,5

Тесты – 70 баллов. – 0,25

Итого: Х= 91*0,15+100*0,1+74*0,5+70*0,25=79 баллов.

Если бы не учитывались лекции и посещаемость ваша оценка была бы ниже.

Если в конце семестра вы имеете 50 баллов и выше, то вы оценку получаете автоматом, в противном  случае вы сдаете теорию.

Существует система штрафов:

Если вы сдаете практическую работу (домашнюю контрольную работу) позже назначенного срока, за каждую неделю просрочки минус 5 баллов.

Если у вас нет лекций минус 20 баллов к среднему баллу.

Оценка за практическую работа состоит из трех частей: непосредственно работа, ответы на вопросы, и отчет в тетради.

Итоговая оценка за практическую работу также вычисляется как  средняя арифметическая.

Вес самой работы и ответов  на вопросы по 0,4; вес отчета – 0,2.

Характеристика словесной  оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая  характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед  учеником динамику результатов его  учебной деятельности. Проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик  учащегося («ленив», «невнимателен», «не  старался»).

       Оценочное  суждение сопровождает любую  отметку в качестве заключения  по существу работы, раскрывающего  как положительные, так и отрицательные  ее стороны, а также способы  устранения недочетов и ошибок. [2;376]

1.4 Использование формирующего оценивания в начальной школе

     Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.

      В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся, его товарищами, как правило, в устной или письменной форме (или посредством самооценки ученика), относительно знаний и умений, касающихся учебного предмета и предметного цикла (в том числе общих компетенций, учебных и воспитательных целей школьной ступени и сквозных тем), а также относительно поведения и ценностных установок.

     Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.

 В ходе повседневной  деятельности коллективом школы  предоставляется учащемуся возможность  обратной связи с целью способствовать  формированию поведения, ценностных  установок учащегося. Основная  школа реагирует на случаи, которые  вступают в противоречие с  общепризнанными ценностями и  добропорядочностью.

      В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося.

Информация о работе Органиция контроля при изучении математики в начальных классах