Освоение детьми старшего дошкольного возраста общепринятых мер и способов измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

Дети не умеют упорядочивать  множества по разным признакам. Если лежат пять карандашей двух цветов, дети определяют их количество лишь раздельно  по признаку цвета («три красных и  два синих»), не умея обобщить по более  общему предметному их признаку (карандаши). Это значит, что дети не владеют  операциями обобщения множеств и  выделения из множества его подмножеств.

Нередко дети устно правильно называют числа в последовательности и  указывают, что число восемь больше семи, однако объясняют эти отношения  лишь тем, что «число восемь дальше, а число семь ближе», т.е. на основе лишь последовательности в их назывании, а не по составу данного числа  из единиц.

Чаще всего дети считают предметы правой рукой лишь в одном направлении - справа налево.

Дети не видят численного равенства  совокупностей, если элементы одной  из них более крупного размера, чем  элементы другой, или если равные по численности множества занимают разные по площади участки или  представлены в разной форме. Это  говорит о том, что количественная сторона еще не отдифференцировалась в сознании детей от качественных особенностей множества.

Большое количество ошибок допускают  дети еще при счете звуков, предметов  по осязанию, своих движений.

Многие дети, пришедшие из семьи  в старшую группу, не знают названий основных геометрических фигур, не разбираются  в различных параметрах протяженности, путают ширину и толщину, не отличают ширины и длины; высотой считают  лишь верхнюю точку, а не всю протяженность  предмета по вертикали. Они испытывают значительные затруднения в правильном использовании предлогов и наречий  для обозначения пространственных отношений, недостаточно развиты бывают у них и временные представления.

Конечно, не у всех детей, пришедших  из семьи, обязательно окажутся все  указанные недочеты, но в начале нового учебного года воспитательница  должна прежде всего выявить пробелы в знаниях и навыках у детей своей группы. Ей необходимо также выровнять знания детей, чтобы успешно вести работу с ними в соответствии с программой старшей группы.

Целесообразно первый месяц работы (сентябрь) отвести на повторение программы  предшествующей группы. Это дает возможность  выяснить необходимость дополнительных занятий с теми или иными детьми.

В программе старшей группы очерчивается круг знаний и умений, который способствует дальнейшему умственному и математическому развитию детей.

Дети средней группы практически  познакомились с множеством и  научились выделять в нем части  по тем или иным признакам (цвету, размеру, форме).

Дети уже умеют сравнивать между  собою выделенные части большого множества, устанавливая соответствие между элементами этих частей, и  определять, какая из частей множества  по численности больше, меньше или  они равны. Умея уже считать до пяти, дети могут сосчитать элементы каждой из частей и выразить численность этих частей числом, указать, какая из частей больше, какая меньше.

Работа над множествами в  старшей группе должна быть продолжена дальше. В этой группе можно разнообразить  выделение частей (подмножеств) множества (по их признакам и по количеству частей). Например, множество игрушек  сгруппировать по признаку материала: часть деревянных, часть резиновых, часть глиняных, часть пластмассовых - в едином множестве игрушек четыре части. Можно сосчитать общее  количество игрушек (10) и количество игрушек в каждой части (5, 2, 2 и 1), признав за основную первую часть (5), дополнять до всего множества  остальные части 2, 2 и 1. Соединение всех частей вместе вновь образует единое целое множество. Такие упражнения позволят подвести детей к пониманию  того, что множество как структурно-целостное  единство, обладая общим признаком, не всегда состоит из одинаковых по своим качествам элементов. В  нем можно сосчитать не только количество отдельных элементов, его  образующих, но и количество отдельных  частей. Расчленение множества на части и объединение этих частей в единое целое будет знакомить  детей и с отношениями между  частью и целым. Все это развивает  мышление детей, упражняет их сообразительность, углубляет понятие единицы, готовит  к пониманию сущности арифметических действий.

Упражнять детей в понимании  того, что множество может быть составлено из разных по качеству элементов; элементом множества может быть как отдельный предмет, так и  целая группа.

Упражнять детей в выделении  нескольких частей множеств по тому или  иному признаку, устанавливать отношения  между конечным множеством и его  частями: целое больше своей части; устанавливать между одинаковыми  по численности частями взаимно-однозначное  соответствие, определять большую, меньшую  часть или их равномощность и  вновь воссоединять эти части  в единое целое, познакомив с операцией  объединения множеств.

Познакомить с операцией удаления части множества.

Познакомить со значением слова  один (одна, одно), которое обозначает не только один предмет, но и целую  группу предметов как одну часть  множества.

Количество и счет. Учить детей  считать в пределах 10. Закреплять и формировать умения и навыки отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Уметь определять равное количество в группах разных предметов, правильно  обобщать множества числом на основе счета и сравнения множеств (здесь  всех предметов по 5, по 8, по 10).

Уметь считать предметы при разном пространственном их расположении (а  не только при линейном).

Уточнить представление, что число  не зависит от характера элементов, их качественных признаков (от величины предметов, от расстояния между ними, от пространственного расположения), а также от направления счета (слева - направо, справа - налево, с середины в стороны и др.).

Знать количественный состав числа  из единиц в пределах пяти (пять - это  один, еще один, еще один, еще один и еще один) на конкретном материале.

Учить сравнивать смежные числа  в пределах 10, опираясь на сравнение  конкретных множеств; знать, как из неравенства сделать равенство (восемь больше семи; если к семи добавить один, будет по восемь, поровну; семь меньше восьми, в множестве семь не хватает одного, значит, если из восьми вычесть один, то будет в обеих группах по семь, поровну).

Учить детей порядковому счету  в пределах 10; уметь различать  значение вопросов «какой», «который», «сколько» и правильно отвечать на них.

Начать формировать понятие, что  предмет можно разделить на несколько  равных частей (на две, четыре). Например, одно яблоко можно разделить пополам, т.е. на две равные части, каждая из частей называется одной половинкой; яблоко можно разделить на четыре равные части, каждая из частей называется одной  четвертью яблока. Точно так же можно разделить квадрат, круг на несколько равных частей и получить половину квадрата, одну четверть квадрата и т.д. (дети сами делят яблоко, круги  др.).

Величина. Уточнять представления  об изменениях протяженности предметов  по длине, ширине, высоте, толщине, приучая  детей правильно отражать эти  умения в речи («Стало длиннее», «Это тоньше», «Веревка толще нитки» и  т.д.).

Развивать глазомер детей, учить на глаз определять длину или толщину  палки, ширину ленты, высоту забора, дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с длиной известных ребенку предметов или отрезков (толщиной с палец, высотой с человека, тонкая, как нитка, толстая, как веревка, длиной в два шага и др.).

Форма. Закреплять представления о шаре, кубе, цилиндре, конусе, брусе (прямоугольный параллелепипед), квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге, овале, трапеции и правильно называть их.

Учить считать количество вершин, сторон, углов в разных плоских  фигурах.

Познакомить с различием некоторых  геометрических фигур (прямоугольника и трапеции, конуса и пирамиды).

Учить видеть геометрическую форму  в жизненных предметах: что похоже на шар (мячик, арбуз и др.), на цилиндр (стакан, банка и др.), на конус (воронка, пирамидка и др.), на круг (блюдце, тарелка и др.), на прямоугольник (крышка стола, стена, пол, потолок, дверь  и др.). на квадрат (платочек), на треугольник (косынка), на овал (очертания продольного разреза яйца, край блюда и др.), на трапецию (детский стол, крыша домов и др.).

Ориентировка в пространстве. Закреплять умения определять словом положение  того или иного предмета по отношению  к себе (впереди меня идет Андрюша, слева от меня стол); по отношению  к другому (справа от куклы сидит заяц, а впереди куклы стоит петух).

Упражнять в пространственной ориентировке во время движения, учить изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений.

Упражнять в определении своего положения среди окружающих предметов (например, я стою за стулом, я стою около стула, я стою среди кубиков, я стою перед Мишей, напротив Миши, сзади Миши, справа от Лены и слева  от Коли. Значит, Коля от меня справа, а Лена от меня слева и т.д.).

Ориентировка во времени. Научить  последовательно называть дни недели. Определять, какой день сегодня, какой был вчера и какой будет завтра.

Развивать у детей «чувство времени» - знакомя практически с длительностью  отдельных временных отрезков, учить  определять, что можно сделать  за какой-либо из этих отрезков.

Ориентировка в весе. Развивать  у детей барическое чувство («чувство веса»), находить равные и неравные по весу предметы, взвешивая их па ладонях, сначала на контрастных показателях. Определять по весу предметы, раскладывая  их в восходящем или убывающем  порядке.

Ознакомление с множеством.

В предшествующих группах дети много  раз практически имели дело с  множествами. Они знакомы с тем, что всякие конкретные совокупности состоят из отдельных предметов, но можно в этих совокупностях (множествах) выделить и отдельные части, обладающие теми или иными признаками.

Перед воспитателем старшей группы стоит задача - углубить представления  детей о множестве, раскрыть значение терминов множество, элементы множества  и приучить пользоваться ими.

Воспитательница предлагает детям  привести примеры множеств. «Множество квадратов», «Множество дверей в комнате», «Множество домов на улице», - называют дети. Воспитательница

стучит несколько раз по столу  и спрашивает: «А как можно назвать  это?» - «Множество звуков», «Множество движений», - отвечают дети. Воспитательница  предлагает подумать, из чего составляется всякое множество. Дети отвечают, что  множество составляется из отдельных  предметов, отдельных звуков, отдельных  движений. Воспитательница, обобщая, говорит, что эти отдельные предметы, отдельные  звуки, отдельные движения, входящие в состав множества, называются элементами множеств. Она называет несколько  множеств и просит сказать, что в  том или другом случае будет именоваться  множеством и его элементом (множество  карандашей, множество детей, множество  столов в группе, множество игрушек  и др.).

Далее с помощью воспитателя  дети обнаруживают, что не все элементы в множествах бывают однородными, например элементами множества «мебель» будут: столы, стулья, шкаф, полка, буфет и другое, т.е. одни элементы одинаковые, как столы, стулья, а другие разные, как полка, буфет шкаф. «Что же можно сказать об элементах множества?» - спрашивает воспитательница, подводя детей к обобщению: множество может состоять из элементов разного качества. Она предлагает самим детям составить какое-либо множество из элементов разного качества. Дети приносят игрушечных мишку, петуха, лошадку. «Как можно назвать это множество?» - ставит новый вопрос воспитательница. Одни дети говорят, что это множество игрушек, а другие - что это множество животных. Оба ответа верны.

3.1.  Диагностика уровня представлений у детей о величинах и их измерении.  Цель: выявить уровень представлений об измерении и общепринятых мерах длины, веса и объёма.

Проблема восприятия размера предмета, его . восприятия формы и тяжести является сенсорной проблемой. Сенсорное развитие составляет одну из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

В. И. Ленин отводил большую роль ощущениям в процессе познания: «...ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Поэтому  важно проследить, как же формируется  у детей представление о таких  свойг ствах предмета, как размер, форма, масса, и в процессе каких действий это происходит. До недавнего времени восприятие рассматривалось как пассивный процесс, а не как. вид активной дея-тельности индивида. Исследования же показали, что своеобразие перцептивного действия состоит в выявлении свойств предметов путем их обследования.

 

Размер, форма и тяжесть предмета, являясь его свойствами, воспринимаются различными анализаторами: зрительным, осязательным, мышечным. Еще И. М. Сеченов  говорил, что свойства объектов (пространство, время, перемещение) воспроизводятся  в процессе движения рецепторных  аппаратов. Если предмет находится  от нас в непосредственной близости, мы вос-принимаем. его размер, форму осязательно-двигательным или зрительным путем. Однако, зрительное восприятие размера, формы предметов при удалении зависит от ряда условий: от расстояния, на котором находится предмет от воспринимающего; от положения предмета (в горизонтальном или вертикальном положении он находится при одном и том же угле зрения); восприятие и сравнение величины двух предметов зависит от того, на одинаковом или разном расстоянии они находятся от воспринимающего. В процессе зрительного восприятия предмета на расстоянии участвует не только зрение, но и движения мышц глаза.

В силу этих разнообразных условий  развитие восприятия размеров и формы  предмета представляет собой сложный и длительный процесс.

В работах И. М. Сеченова «Физиология  органов чувств» и «Рефлексы  головного мозга» было показано, что  периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения  на сетчатке глаза и сокращения глазных  мышц. Размер предмета воспринимается при соответствующей степени  сведения зрительных осей под определенным углом зрения, а это сведение осей измеряется мышечным чувством. Изменение  величины угла зрения является показателем  того или иного размера предмета на сетчатой оболочке. Однако на основании  только сетчаточного изображения мы еще не можем судить о размере предмета, так как изображение на сетчатке зависит от расстояния, на котором находится предмет. Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора — сетчаткой глаза и его двигательной частью — мышцами глаза, которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии.

Информация о работе Освоение детьми старшего дошкольного возраста общепринятых мер и способов измерения