Аборт в подростковом возрасте как практическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Веками всякое посягательство на зарожденную жизнь считалось преступным делом. Иоанн Златоуст считал плодоизгнание даже «хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие… » [5,с.47].
Исследуя проблему необходимости включения эмбриона в правоотношения и в свете наличия у него целого набора прав (и даже одной обязанности), первейшим из которых является право на жизнь, нельзя не затронуть такой актуальный и чрезвычайно противоречивый вопрос, как искусственное прерывание беременности у подростков, или попросту аборт. Ни для кого не секрет, что данной вопрос сейчас остро стоит для России в целом, а для самой русской нации — просто катастрофически остро.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................6
1.1. Сущность понятия аборта в подростковом возрасте
как практической проблемы.................................................................................6
1.2. Содержание современных дискуссий о прерывании беременности
в подростковом возрасте....................................................................................12
1.3. Методы предотвращения абортов в подростковой среде........................17
2. ПРОФИЛАКТИКА АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ
И ДЕТЯМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ».........................................22
2.1. Цели и задачи МУ «Центра социальной помощи семье и детям» ..........22
2.2. Содержание направлений профилактики абортов
в подростковом возрасте в деятельности
МУ «Центр социальной помощи семье и детям».............................................30
Заключение...........................................................................................................39
Список использованной литературы.................................................................42

Работа содержит 1 файл

Аборт в подростковом возрасте.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

      В 2010г. преобладающим возрастом клиентов на индивидуальном приеме были  женщины  18-19 лет.

      Одной из основных профилактических программ центра является  программа «Здоровый  образ жизни» [Приложение 3], «Основы семейного благополучия» [Приложение 4]  и «Урок гигиены».

      Анализ  показал, что обучение по программе "Основы здорового образа жизни" проводится на территории Самарской области с 1996 года. За этот период программой было охвачено 81040 подростков.

      Умение  брать ответственность за свое поведение  и делать осознанный выбор являются немаловажными факторами влияющими на здоровье молодежи. Именно из этого исходят специалисты, работающие по данной программе. В ходе занятий подростки приобретают навыки необходимые для заботы о своем психическом и физическом здоровье.

      Результаты  не заставляют себя долго ждать. В  Самарской области количество абортов у несовершеннолетних снизилось с 8,4% до 2,8% от общего количества абортов. В то время как этот же показатель в России по итогам 1999 года составляет 10,28%. В 1996 году процент несовершеннолетних переболевших инфекциями передаваемыми половым путем составлял 5%, в 2000 году - 4,4% от общего числа переболевших.

      Программа "Основы здорового образа жизни" постоянно дополняется и корректируется специалистами с учетом анализа обратной информации, полученной от подростков, прошедших обучение.

      Так, за  2010г. по программе было обучено 1223 человека, проведено 103 занятия в 53 группах: соответственно, в 2009г.  по программе было обучено 2019 человек, проведено 111 занятий в 39 группах. Снижение охвата групповой работой по пропаганде здорового образа жизни можно объяснить длительным отсутствием медсестры, а также  отсутствием запроса от учебных заведений на проведение данной программы. Особенности подросткового возраста: высокая эмоциональность, негативизм, подражание, клановость часто приводят к беспорядочному сексуальному поведению.

      Взгляд  на интимные отношения, как на нечто  аморальное, низкое, не связанное с  настоящей любовью приводит к  тому, что многие не могут в будущем  создать нормальную счастливую семью. Отношение к интимной стороне жизни только как к физиологическому акту, отсутствие психо-эмоционального контакта, частой сменой партнеров также приводит к дальнейшим трудностям в создании и сохранении семьи. Специалисты центра находят в беседе с подростками ту грань, которая отделяет правду ото лжи, целомудрие от ханжества, желание помочь принять осознанное решение от психологического давления.

      В конце беседы дается информация о  городских и районных центрах  «Семья», куда подростки могут обратиться несколько раз, где они могут  полностью, без утайки раскрыться и решить свои проблемы, выдаются на руки визитные карточки с нашими координатами.

      Подростки остаются после групповых встреч наедине со специалистом для получения  ответов на свои болезненные проблемы и затем приходят на индивидуальный прием в Центр.

        Необходимо отметить, что в Центре ведется работа и по программе «Школа сознательного материнства» [Приложение 5]. Ее анализ показал, что ее главными задачами является: 1.Формирование позитивной установки на материнство. 2.Подготовка женщины к естественным родам (физиологическая, психологическая). 3.Обучение навыкам установления эмоционального контакта матери и ребенка. 4. Формирование образа здорового гармонично развивающегося ребенка через состояние полного благополучия матери. 5.Адаптация женщины к новому для нее состоянию.

     Данная  программа – это пропаганда естественных родов и как результат -  женщина-подросток, стремящаяся к тому, чтобы мудро относиться к родам, не теряя своего достоинства, сохраняя собственное здоровье и здоровье своего ребенка.

      В плане работы  Школы Сознательного  Материнства на 2011 год ставились следующие задачи:

      1.Совершенствовать  работу программы «Сознательное  родительство», через поиск  и внедрение новых социально-педагогических технологий.

      2. Продолжать работу по повышению престижа материнства и отцовства.

      В результате проделанной работы  за год поставленные задачи были полностью  выполнены.  Так в   2010 году в ШСМ проведены занятия с 12 группами, которые посетили 417 женщин и 93 мужчины, 83 из которых посетили занятие по партнерским родам.  Это  на 133 человека больше  чем в прошлом году (в 2009г. – обучение прошли   в 9 группах - 294 беременных женщин).  За 2010 год в Центр пришли 63 семейные пары, что в два раза больше по сравнению с 2009 годом.

      Всего за 2010 год состоялось  286 занятий школы. Специалистами «Центра «Семья» было предоставлено 5995 различных социальных услуг по шести основным направлениям Школы.  ШСМ посещали  беременные женщины в возрасте от 17 до 42 лет.  Основные обращения с первым родами (84,5%), со вторыми родами обратилось 11,5% женщин.

      Таблица 4. Социальные услуги «Центра «Семья» (в %)

      
              2009 год %       2010 год %
      Полные семьи:

      Состоят в официальном браке

      
 
      82       
 
      82       
      Неполные семьи:

      Беременность  вне брака

       

 
      18       
 
      18

      Из  таблицы видно, что основной запрос беременных женщин,  обратившихся на программу  подготовки к родам – это  позитивный настрой на беременность (46%), преодоление страха перед родами (56%).

      Акцент  на консультации семейных пар в период ожидания ребенка постоянно делается  на то, что муж так же бережно и трепетно должен относиться к рождению своего ребенка, как и будущая мама.

      Все участники Программы отметили, что  доверие вызывает статус - муниципальное  учреждение, профессионализм и разнообразие привлеченных специалистов, доброжелательная атмосфера в Центре, хорошая организация работы программы,  наличие большого количества практических занятий. Кроме того, программа предлагает плотный оперативный график встреч, что не только дисциплинирует слушательниц, но и даёт им возможность насыщенно проводить время в ожидании рождения ребёнка.  Современные психологи, рассматривают беременность не только как процесс вынашивания плода, но и как период, способствующий выстраиванию особой системы взаимоотношений, на долгие годы связывающих ребенка  с матерью.

        Школа Сознательного Материнства  дает  много нужной, проверенной  информации, помогает преодолевать  проблемы социальные и личностные.   Молодые женщины приобретают  необходимые знания и навыки, как самим влиять на свое  настроение, как регулировать свои эмоции, как создавать положительные мысли, как относиться к себе и к людям, жить в гармонии с собой и окружающими. Это все полезно не только во время беременности,  навыки, приобретенные на занятиях за месяц, можно использовать каждый день в течение всей жизни.

      Таким образом, изучив основные профилактические мероприятия в деятельности Центра по предупреждению абортов в подростковом возрасте, отметим, что Центр занимает одно из ведущих мест в профилактике абортов среди подростков. Специалисты Центра помогают сформировать у несовершеннолетних родителей родительскую ответственность и компетентность, приобрести знания в области подготовки к родам, обучения и воспитания младенцев.

      Следовательно, деятельность Центра направлена на сохранение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, помощь в преодолении проблем, связанных с интимной сферой, является залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Итак, проведя исследование по изучению аборта в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что допустимость абортов среди подростков и ее пределы — одна из наиболее дискуссионных проблем, включающих религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты, поскольку возросший интерес к сексуальной активности подростков вызван в первую очередь подростковой беременностью и ее прерыванием как практической проблемой.

      В ходе работы было указано, что если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, особенностью решения практических проблем является получение нового знания, где сочетается практический аспект с научным. На основе этого знания вырабатываются рекомендации для решения социальных проблем.

      Таким образом, широкий спектр проблем в области подростковой беременности обусловливает и разнообразие подходов, начиная с абортов, планирования семьи и служб здоровья детей в государственных и некоммерческих медицинских структурах и кончая специальными программами в школах, включающими консультирование, лечение, обучение и профессиональную подготовку, организуемые органами социального обеспечения.

      В исследовании мы указали, что среди  факторов, влияющих на аборт в подростковом возрасте имели место такие негативные реакции как личные проблемы, психологическая неприспособленность, религиозные убеждения, запрещающие аборт; давление со стороны семьи или партнера; недостаток поддержки партнера или семьи до и после аборта; колебания по поводу правильности выбора; плохое социально-экономическое положение; невысокий уровень образования; сфера деятельности, не связанная с интеллектуальным трудом. Таким образом, весьма важно понять, что проблемы абортов в подростковом возрасте часто не существуют изолированно, а связаны с другими социальными проблемами и обостряют их.

      Нами  также было отмечено, что в настоящее время ведутся острые дебаты между сторонниками позиции "свобода выбора", которые считают, что оплодотворенная яйцеклетка не является человеком и поэтому женщина имеет право оставить или уничтожить плод, и сторонниками позиции "право на жизнь". Последние отрицают аборт, аргументируя это тем, что оплодотворенная яйцеклетка — уже человек, имеющий право жить.

      Соответственно, вопрос предотвращения беременности и абортов у девушек подросткового возраста может рассматриваться в такой последовательности: 1) предотвращение ранней внебрачной сексуальной активности, 2) в случае высокой сексуальной активности подростка предотвращение беременности с помощью противозачаточных средств, 3) группа проблем, связанных с завершением беременности,  4) обеспечение заботы о матери и ребенке до и после рождения.

      Изучив основные направления работы МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г.о. Тольятти, мы отметили, что для того, чтобы добиться положительных результатов в работе по профилактике подростковых абортов в Центре был создан Кабинет охраны репродуктивного  здоровья населения, который ориентирован на работу с подростками, участниками программ центра и женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Его деятельность направлена на сохранение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, помощь в преодолении проблем, связанных с интимной сферой, является залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем.

      Основные  формы работы кабинета репродуктивной охраны здоровья населения – индивидуальное консультирование и групповая работа. Все виды оказываемых услуг бесплатные и анонимные. Поэтому, девочки – подростки стали обращаться по поводу контрацепции, задолго до вступления в половую жизнь. Обычно в таких случаях с девочками проводится беседа, в ходе которой акушер – гинеколог пытается убедить обратившихся за консультацией в том, что необходимо тщательно обдумать решение, прежде чем начинать «взрослую» жизнь.

      Программа «Основы здорового образа жизни», реализуемая в Центре прививает подросткам умение брать ответственность за свое поведение и делать осознанный выбор являются немаловажными факторами влияющими на здоровье молодежи. Благодаря таким мероприятиям в Самарской области количество абортов у несовершеннолетних снизилось с 8,4% до 2,8% от общего количества абортов.

      Таким образом, Центр занимает одно из ведущих  мест в профилактике абортов среди  подростков. Специалисты Центра помогают сформировать у несовершеннолетних родителей родительскую ответственность и компетентность, приобрести знания в области подготовки к родам, обучения и воспитания младенцев.

      В заключение отметим, что проблема абортов в подростковом возрасте является неразрешимой социальной и практической проблемой, но для того чтобы привлечь еще большее внимание к проблеме абортов в подростковой среде, социальным работникам и политикам нужно выработать более серьезные методы работы с данной группой. Необходимо совместить исследование этих проблем со строгой оценкой развивающихся социально-экономических процессов, с особенностями среды и культурными факторами, изменяющими или обостряющими эту проблему. Для этого в приложении 6 нами были разработаны практические рекомендации для специалистов социальных служб в поисках решения проблемы абортов в подростковом возрасте, совместно с другими медицинским и социальными учреждениями г.о. Тольятти. 
 
 
 
 

Информация о работе Аборт в подростковом возрасте как практическая проблема