Адаптация работающих студентов «Лечебного дела» к обучению в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей адаптации к учебным нагрузкам у работающих студентов после ночной смены.
Задачи:
Провести сравнительный анализ вегетативного тонуса у работающих и не работающих студентов с помощью расчета индекса Кердо и методом анкетирования,
Оценить вегетативное обеспечение деятельности работающих студентов в условиях умеренного эмоционального напряжения

Содержание

Введение

1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Понятие адаптации, виды адаптации, адаптационные возможности человека к умственной и физической нагрузке

1.2 Показатели и параметры позволяющие оценить адаптационные возможности человека

1.3 Режим труда и отдыха, основные принципы, позволяющие не превышать адаптационные возможности организма

2. Материалы и методы исследования

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Оценка вегетативного тонуса человека по индексу Кердо

3.2. Оценка вегетативного обеспечения деятельности в условиях умеренного эмоционального напряжения

3.3. Анализ результатов анкетирования

3.4. Оценка адаптационных возможностей

3.5. Рекомендации по рациональному планированию труда

ВЫВОДЫ

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГИГИЕНЕ Памурзиной1.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский  государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

кафедра фундаментальной медицины и гигиены 
 
 
 

Адаптация работающих студентов  «Лечебного дела»  к обучению в ВУЗе.

Курсовая  работа

(по дисциплине  « Гигиена и основы экологии  человека») 
 
 
 
 
 

Исполнитель: Памурзина Евгения 

Владимировна,

студент группы ЛД-42__________________ 

Научный руководитель: С.В.,

к.м.н, доцент__________________ 

Абакан

2011

     СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

1.ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.1 Понятие адаптации, виды адаптации, адаптационные возможности человека к умственной и физической нагрузке

  1.2 Показатели и параметры позволяющие оценить адаптационные возможности человека

  1.3 Режим труда и отдыха, основные принципы, позволяющие не превышать адаптационные возможности организма

2. Материалы и методы исследования

3. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

  3.1 Оценка  вегетативного тонуса человека по индексу Кердо

  3.2. Оценка вегетативного обеспечения деятельности в условиях умеренного                   эмоционального  напряжения

  3.3. Анализ результатов анкетирования

  3.4. Оценка адаптационных возможностей

  3.5. Рекомендации по рациональному планированию труда

ВЫВОДЫ

Список  использованных источников

Приложения 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Начальный период обучения в ВУЗе специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления, будущего специалиста. Поэтому естественно то внимание, которое уделяется учёными и педагогами-практиками личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду вуза и адаптации в ней.

     Однако  в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд  проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс.

     В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

     В нашей Республике не хватает врачей, наш ВУЗ пытается вырастить своих специалистов для повышения уровня качества и обеспечения медицинской помощью жителей Республики.

     Актуальность  данной темы исследования заключается в том, что по специальности Лечебное дело обучаются, работающие студенты, которым значительно сложнее адаптироваться к процессу обучения в Вузе из-за недостаточности времени для отдыха и подготовки к занятиям. В связи с этим интерес представляет выявление факторов, влияющих на процесс адаптации работающего студента и разработка рекомендаций для них по рациональному совмещению учебного процесса с работой.

     Целью данной курсовой работы является выявление особенностей адаптации к учебным нагрузкам у работающих студентов после ночной смены.

     Задачи:

  1. Провести сравнительный анализ вегетативного тонуса у работающих и не работающих студентов с помощью расчета индекса Кердо и методом анкетирования,
  2. Оценить вегетативное обеспечение деятельности работающих студентов в условиях умеренного эмоционального напряжения
 

     Экспериментальная база: исследование было проведено на базе лабораторий кафедры фундаментальной медицины и гигиены МПСИ, в исследовании принимали участие студенты специальности Лечебное дело..

     Практическая  значимость исследования состоит в  том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения нервных срывов студентов, а практического – в разработке рекомендаций для улучшения адаптации работающих студентов. 

 

1.ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ

     1.1 Понятие адаптации, виды адаптации, адаптационные возможности человека к умственной и физической нагрузке 

     Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

     Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Различают следующие два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. (Крысько, 2004).

     Биофизиологическая  адаптация – приспособление организма  к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе.

     Характерным для биофизиологической адаптации  человека является то, что они может  использовать разнообразные вспомогательные  средства, являющиеся продуктами его  деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

     Социально-психологическая  адаптация - привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды. (Андреева, 1973). 

1.2 Показатели и параметры  позволяющие оценить  адаптационные возможности  человека 

     По  вегетативному тонусу и вегетативному обеспечению можно оценить адаптационные возможности человека.

     Вегетативный  тонус - это степень напряжения (базальный уровень активности) в функционировании того или иного органа (сердце, легкие и др.) или физиологической системы (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) в состоянии относительного покоя. Он определяется поступающей на орган импульсациеи из постганглионарных симпатических и парасимпатических волокон. На вегетативный тонус оказывают влияния сегментарные и надсегментарные вегетативные центры. Влияние сегментарных вегетативных центров определяет тонус внутри системы, а надсегментарных - в организме в целом. Чтобы определить вегетативный тонус организма, нужно оценить тонус в каждой его системе.  Методы исследования вегетативного тонуса включают специальные опросники, таблицы и данные объективного исследования. В процессе целенаправленного расспроса больных обращается внимание на склонность к ознобам, аллергическим реакциям, головокружению, тошноте, сердцебиению. Оценивается продолжительность и глубина ночного сна, эмоциональный фон, работоспособность. При объективном осмотре регистрируются такие признаки, как величина зрачков и глазной щели, цвет и температура кожи, масса тела, артериальное систолическое и диастолическое давление, частота пульса. Проводят исследование функции щитовидной железы, надпочечников, содержание глюкозы в крови с использованием нагрузочных проб. Оцениваются показатели ЭКГ. (Ноздрачев, 1983).

     Признаками  преобладания активности симпатического отдела являются: тахикардия, повышение артериального давления, мидриаз, бледность и сухость кожи, розовый или белый дермографизм, снижение массы тела, периодически возникающий ознобоподобный гиперкинез, поверхностный тревожный сон, увеличение содержания катехоламинов и кетостероидов, повышение частоты пульса, выявление на ЭКГ укорочения интервалов R-R, Р-Q, увеличение зубца R и уплощение зубца Т. Преобладание тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы проявляется брадикардией, гиперемией кожных покровов, гипергидрозом, гипотонией, красным возвышающимся дермографизмом, повышенной сонливостью, склонностью к аллергическим реакциям, снижением уровня глюкозы в крови, относительным снижением функции щитовидной железы. При равновесии влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на сердечно-сосудистую систему вегетативный индекс приближается к нулю. Положительное значение индекса указывает на симпатикотонию, а отрицательное -- парасимпатикотонию. (Лобко, 1988).

     Вегетативное обеспечение – это поддержание оптимального уровня функционирования ВНС, обеспечивающего адекватную деятельность различных органов и систем в условиях нагрузки. Исследование вегетативного обеспечения различных форм деятельности также несет важную информацию о состоянии ВНС, так как вегетативные компоненты являются обязательным  сопровождением любой деятельности. Регистрацию их мы называем исследованием вегетативного обеспечения деятельности. Показатели вегетативного обеспечения позволяют судить об адекватном вегетативном обеспечении поведения. (Вейна, 2003).

     Адаптация проявляется сразу же с момента  возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так  и на уровне человеческого поведения. Тем не менее, считается, что любая адаптация расходует структурные, генетически детерминированные ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация "съедает" жизненные запасы человека (Лищук,  1994)

     Видимо, главное в адаптации все же - степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность (Юнг, 1993)

     Одним из показателей адаптированности организма  является вегетативный тонус. Вегетативный тонус означает ту деятельность организма, посредством которой регулируется деятельность всех органов в целях поддержания жизни и уравновешения внешних воздействий. Из этого определения следует, что вегетативный тонус нельзя рассматривать как абсолютное преобладание одной функции, которое анатомически связано с одним, не всегда однозначно выделяемым отделом нервной системы, но следует рассматривать как характерный вид деятельности, затрагивающей организм целиком, и которая с использованием всех механизмов, регулирующих жизненные процессы (нервных и гуморальных) дает возможность организму решать задачи актуальной адаптации (Белов, 1993).

Референтными  показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности. Эмоциональное напряжение, сопровождающее психическую деятельность, характеризуется мобилизацией вегетативных механизмов.

     Существуют  значительные достижения в исследовании профессиональной адаптации, которые  получили отражение в научно-методической литературе. Однако эти результаты зачастую не востребованы и не используются практическими работниками в решении рассматриваемой проблемы.

     Возрастает  интерес к явлению упреждающей  адаптации (Дьяченко, Кандыбовии др., 1994). Вместе с тем авторы не связывают его с кризисным характером адаптации на этапе, предшествующем профессиональной реальности. Ни один из рассмотренных подходов, составляющих теоретико-методологические основы исследования названной проблемы, не отражает специфику модели упреждающей адаптации к педагогической деятельности. Более того, в психологической науке проблема упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности не изучалась. Так, при представленности в научной литературе описаний разных видов кризисов: возрастных (Выготский, Эльконин, 1989), биографических (Ахмеров, 2004), профессиональных (Зеер, Сыманюк, 2002), кризисов в адаптации студентов вуза (Бараш, Кольва, 2009) результаты исследования характерных черт кризисов в процессе вхождения студентов в учебную деятельность, их специфики, обусловленной реализуемыми моделями профессиональной подготовки специалиста, отсутствуют, не прошли экспериментальной проверки средства их полного или частичного упреждения.

     В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется  план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности (Медведев, 1993).

     К факторам, ухудшающим адаптацию в  экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации (Александровский, 1976). Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния (Ильюченок, 1979).

     Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества (Постовалова, 1993).

Информация о работе Адаптация работающих студентов «Лечебного дела» к обучению в ВУЗе