Адаптация работающих студентов «Лечебного дела» к обучению в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей адаптации к учебным нагрузкам у работающих студентов после ночной смены.
Задачи:
Провести сравнительный анализ вегетативного тонуса у работающих и не работающих студентов с помощью расчета индекса Кердо и методом анкетирования,
Оценить вегетативное обеспечение деятельности работающих студентов в условиях умеренного эмоционального напряжения

Содержание

Введение

1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Понятие адаптации, виды адаптации, адаптационные возможности человека к умственной и физической нагрузке

1.2 Показатели и параметры позволяющие оценить адаптационные возможности человека

1.3 Режим труда и отдыха, основные принципы, позволяющие не превышать адаптационные возможности организма

2. Материалы и методы исследования

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Оценка вегетативного тонуса человека по индексу Кердо

3.2. Оценка вегетативного обеспечения деятельности в условиях умеренного эмоционального напряжения

3.3. Анализ результатов анкетирования

3.4. Оценка адаптационных возможностей

3.5. Рекомендации по рациональному планированию труда

ВЫВОДЫ

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГИГИЕНЕ Памурзиной1.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней среды и организма  человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.

     Педагогические  коллективы вузов осознают важность управления адаптацией к профессиональной деятельности, влияние результатов  адаптации на процесс становления  будущего специалиста. Вместе с тем даже в старейших профессиональных учебных заведениях страны отсутствует действенная, постоянно обновляющаяся система работа по решению данной проблемы. Проводимые же мероприятия охватывают незначительное число адаптантов, не продолжительны, формальны, а проводимая работа не подвергается соответствующей проверке.

     Адаптация студентов к условиям обучения в  вузах имеет, конечно, свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление "дидактического барьера" (Андреева, 1975), то есть перестройку школьного отношения к учебному процессу. Жертвами "дидактического барьера" могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности. 

 

1.3 Режим труда  и отдыха, основные  принципы, позволяющие  не превышать адаптационные  возможности организма 

     Режим труда и отдыха - это устанавливаемые  для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение учебного дня и рабочей смены. (Рофе, 1994)

     Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

     В связи с этим следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях и в учебном заведении, является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности, сохранение здоровья трудящихся и учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

     Разработка  режима труда и отдыха основана на решении следующих вопросов: когда  должны назначаться перерывы и сколько; какой продолжительности должен быть каждый; каково содержание отдыха.

     Динамика  работоспособности человека - это  научная основа разработки рационального  режима труда и отдыха. Физиологи  установили, что работоспособность - величина переменная и связано  это с изменениями характера  протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы – с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность – в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3–4 часов ночи. (Полякова, 1987)

     Работоспособность человека в течение рабочей смены  характеризуется фазным развитием (рисунок 1).

     

Рисунок 1 – Фазы работоспособности человека в течение рабочей смены:

а) фаза нарастающей работоспособности, b) фаза устойчивой высокой работоспособности, с) фаза развития утомления, d) обеденный перерыв (Косилов, Леонова, 1974).  

     Фаза  врабатывания, или  нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

     Фаза  устойчивой высокой  работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.

     Фаза  развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

     Динамика  работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую  в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

     Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.

     В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.

     При рационализации суточных режимов труда  и отдыха эффективность во многом зависит от того, насколько правильно  учитываются закономерности суточного  ритма физиологических процессов  человека, т.е. заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить параметры, которые способствуют лучшей работоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Материалы и методы  исследования 

     Материалом  для выполнения работы послужили  данные обследования

     Было  обследовано 2 группы студентов по 10 человек:

1 группа - работающие студенты (в ночное время суток, посменно);

2 группа - студенты, занимающиеся только учебной деятельностью.

Эксперименты  проводились непосредственно после  ночной смены. Для оценки адаптационных возможностей, определяли вегетативный тонус (по индексу Кердо и методом анкетирования) и вегетативное обеспечение (Нормальная физиология, 2008).

     1. Определение вегетативного тонуса человека по индексу Кердо. По параметрам, характеризующим состояние сердечно-сосудистой системы – артериальному давлению (АД) и частоте сердечных сокращений (ЧСС) можно оценить состояние вегетативного тонуса. АД и ЧСС определяли у студентов с помощью автоматического тонометра марки OMRON, Индекс Кердо (ВИК, %) рассчитывали по формуле:

     ВИК=(1-АДд/ЧСС)x100%

     По  величине ВИК вегетативный тонус оценивается следующим образом:

    • нормотония - ВИК от -10 до +10%,
    • симпатикотония - ВИК от +10%,
    • ваготония - ВИК менее -10%.

2. Вегетативный тонус оценивали также методом анкетирования. Текст анкеты приведен в таблице 1.

   После заполнения таблицы-опросника подсчитывали сумму баллов по соответствующим графам и формулировали одно из 3 заключений по преобладанию суммы баллов в одной из трех колонок:

  • нормотония - относительное вегетативное равновесие,
  • ваготония - преобладание парасимпатических влияний,
  • симпатикотония - превалирование симпатических влияний.
 

      Таблица 1 – Опросник для определения  вегетативного тонуса

Симптомы, клинические показатели Симпатикотония Нормотония Ваготония
Кожа

    цвет 

    дермографизм

 
бледный 

розовый, белый

 
нормальный 

красный

 
склонность  к покраснению

красный возвышается

Температура тела склонность к повышению нормальная склонность к понижению
Масса тела склонность к похудению нормальная склонность к избыточной массе
Аппетит повышен нормальный снижен
Сердечно-сосудистые

функции:

   ЧСС

     

     АД 
 

Ощущение сердцебиения в покое 

Боли в области  сердца

 
 
склонность  к тахикардии  

склонность к  повышению 

характерно 
 

возможны

 
 
нормокардия 
 

соответственно  возрасту 

не характерно 
 

не характерны

 
 
склонность  к брадикардии  

склонность к  гипотензии 

не характерно 
 

часты

Дыхательные параметры

Объем дыхания 

 
 
повышен
 
 
нормальный
 
 
снижен
Физическая  работоспособность повышена нормальная снижена
Сон беспокойный спокойный глубокий
Психоэмоциональные  особенности рассеянность, часто повышенная возбудимость уравновешен-ность апатия
 
 

     3. Оценка вегетативного обеспечения деятельности в условиях умеренного эмоционального напряжения. У испытуемого измеряли АД и ЧСС в состоянии покоя, после этого ему давали корректурную таблицу (приложение А) с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом и отмечали время начала работы с ней. В течение 5 минут обследуемый отыскивал в таблице заданную букву и вычеркивал ее слева направо. После 1-й, 3-й, 5-й минуты прерывали эксперимент и измеряли показатели АД и ЧСС. О скорости работы судили по общему числу просмотренных за 5 минут букв. О точности - по общему числу допущенных за 5 минут ошибок (не зачеркнутые или неправильно зачеркнутые буквы). Полученные данные представляли в виде среднего арифметического с ошибкой среднего арифметического. Характер вегетативного обеспечения оценивали на основании полученных данных:

  • адекватное обеспечение: АДс и АДд повышается на 5-15 мм.рт.ст., АДд может не изменяться, ЧСС увеличивается на 5-14 уд/мин; восстановление всех показателей происходит к 3-5 минуте;
  • неадекватное обеспечение: повышенные показатели АД и ЧСС, не восстанавливающиеся в течение 5 минут;
 

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

     3.1. Оценка вегетативного тонуса человека по индексу Кердо 

     После определения и расчета вегетативного индекса Кердо получили следующие результаты (приложение Б, таблица 2).

     Таблица 2 – Результаты расчета индекса  Кердо

№ п/п Значение  индекса Кердо, %
у работающих студентов у неработающих студентов
1 -4     ваготония 9 нормотония
2 -16   симпатикотония 2 нормотония
3 4      нормотония -5 нормотония
4 12    симпатикотония -4 нормотония
5 15    симпатикотония 6 нормотония
6 5      нормотония 8 нормотония
7 10    симпатикотония -25 ваготония
8 12   симпатикотония 2 нормотония
9 -8    нормотония -5 нормотония
10 12   симпатикотония 19 симпатикотония

Информация о работе Адаптация работающих студентов «Лечебного дела» к обучению в ВУЗе