Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение психологических особенностей часто болеющих детей.
Объект исследования - психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
1.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок"
1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
1.3 Личностные особенности часто болеющих детей
1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список цитированной литературы

Работа содержит 1 файл

ЧДБ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 Анализ  проблем, связанных с особенностями  часто болеющих детей дошкольного  возраста 

Содержание 

Введение 

Глава I. Обзор литературы. Психологические  особенности часто болеющих дошкольников 

1.1 Определение  понятия "часто болеющий ребенок" 

1.2 Психологические проблемы соматически больных детей 

1.3 Личностные  особенности часто болеющих детей 

1.4 Особенности  межличностного взаимодействия  соматически больных детей 

Выводы  по главе I 

Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников 

2.1 Организация  и методика исследования 

2.2 Результаты  исследования и их обсуждение 

Выводы 

Список  цитированной литературы 

Приложение 1 

Приложение 2 

Приложение 3 

Введение  

Актуальность  проблемы. Сегодня, в период кардинального  социально-экономического переустройства общества, по данным многих исследователей, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков (в чем сходятся исследователи проблемы А.А. Баранов, ММ. Безруких, СП. Ефимова, Н.И. Быкова, Л.А. Кожевникова, Л.И. Дручина, А. Лекманов, А.Г. Румянцев, В.Н. Касаткин и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД. Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей (В.К. Таточенко, В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов и др.). Такая необходимость связана, по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминания об острых и хронических психотравмирующих ситуациях. Возраст часто болеющих детей, охваченных современными исследованиями, ограничен дошкольным детством (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко, А.А. Михеева). Отчасти это обусловлено тем, что часто болеющие дети считаются возрастным феноменом: к 8-9 годам их количество резко сокращается (Н.В. Михайлова, А.А. Михеева и др.). Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что к этому возрасту они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и переходят в другую нозологическую категорию. 

Гипотеза: часто болеющие дети дошкольного  возраста имеют заниженную самооценку и повышенную тревожность в силу ослабленного здоровья. В результате частых болезней нарушается социализация ребенка, что сказывается на коммуникативных  способностях дошкольника. 

Цель  исследования - изучение психологических  особенностей часто болеющих детей. 

Объект  исследования - психологические особенности  часто болеющих детей дошкольного  возраста. 

Предмет исследования - анализ проблем, связанных  с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста. 

Задачи  исследования: 

1. Изучить  психологическую и медицинскую  литературу по теме исследования; 

2. Дать  определение понятия "часто  болеющий ребенок" как междисциплинарной  категории; 

3. Изучить  уровень самооценки и тревожности часто болеющих детей. 

Методологическую  основу исследования составляют онтогенетические теории развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.); теоретические положения  психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е. Каган и др.); некоторые положения, касающиеся адаптации и развития детей, имеющих физические дефекты и недостатки развития (Л.С. Выготский). 

Методы  исследования: теоретический анализ и систематизация имеющихся в психологической, педагогической и медицинской литературе данных о категории часто болеющих детей дошкольного возраста; анализ документации и продуктов деятельности дошкольников; наблюдение; эксперимент. В экспериментальной части использована психодиагностика эмоционального состояния рисуночный тест Бака “Дом-Дерево-Человек”, методика “Рисунок несуществующего животного”, проведено анкетирование родителей. 

Экспериментальная база исследования - детская поликлиника г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков). 

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

Глава I. Обзор литературы. Психологические  особенности часто болеющих дошкольников 1.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок"  

В системе  охраны здоровья матери и ребенка  проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки  зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 - 4 лет. Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ЧБД приходится от 25,0 до 56,9% всех заболеваний детей дошкольного возраста. Уход за больными детьми является причиной третьей части всех трудовых потерь, что тоже обусловлено контингентом ЧБД. Исследователи утверждают, что частые заболевания ребенка являются факторами риска хронической патологии в подростковом периоде и у взрослых (в 2 раза больше анемий, в 5 раз чаще сердечно-сосудистые заболевания, у 60% - аллергические проявления). 

В последние  годы проявилась тенденция к проявлению заболеваний в более раннем возрасте. Общее количество заболеваний среди  детей, в том числе детей дошкольного  возраста, постоянно растет. Возросло число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями. В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма - ЧБД) - 82,2%, третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей. Соответственно, группа ЧБД является наиболее обширной в современном обществе. 

Принято считать, что часто болеющие дети - феномен специфически возрастной. Эту группу составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Однако исследования показывают, что острые респираторные вирусные инфекции не единственная причина частых заболеваний. В число причин входят детские инфекции, отиты, синуситы и обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения. 

В исследовании Н.Г. Веселова [8] указано, что в медицине часто болеющими считаются: 

·  дети до 1 года, если случаи острых респираторных  заболеваний (ОРЗ) - 4 и более в  год; 

·  дети от 1 до 3 лет - 6 и более ОРЗ в  год; 

·  дети от 3 до 5 лет - 5 и более ОРЗ в  год; 

·  дети старше 5 лет - 4 и более ОРЗ в  год. 

Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). 

Д.Н. Исаев  характеризует общее состояние  таких детей проявлениями, которые  можно обозначить как преневротические (нарушения сна, тики, патологические привычки, беспричинный плач), вегетодистонические (головокружения, головные боли, нарушения ритма сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи, отрыжка воздухом), соматические (жажда, булимия, рвота после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожный зуд и высыпания). 

В структуре  хронических заболеваний ЧБД, по исследованиям Н.Г. Веселова, наиболее значительными являются: заболевания  ЛОР-органов (от 32% до 87,3%), органов пищеварения (от 20% до 25%), опорно-двигательного аппарата (от 18,3% до 28,7%) и болезни нервной системы (неврозы - 23%, астенический синдром - 16,4%, малая мозговая дисфункция - 9,8%, невротические реакции - 6,5%). Заболеваемость во всех возрастных группах выше у мальчиков. 

Таким образом, ЧБД - это термин, обозначающий группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При этом к ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силу эпидемиологических причин из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма.

1.2 Психологические  проблемы соматически больных  детей  

Изучение  психологических и психических  особенностей соматически больных  детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали снижение числа абсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющих до 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 2003). Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей на текущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категория соматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условий жизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти. Больные дети, по-прежнему, вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки данной категории. 

Анализ  факторов и условий психического развития современных детей показывает, что внешний, социальный фактор является наиболее значимым в возникновении и прогрессировании заболеваний. Так, состояние здравоохранения лишь в 10% случаев является причиной роста числа заболеваний, а наследственность - в 15% случаев, состояние окружающей среды определяет 25% из них, неблагоприятное же влияние условий и образа жизни является причиной 50% заболеваний. Отмечено также, что зачастую процесс обучения и воспитания происходит без учета индивидуальных особенностей детей. Это приводит к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между генетико-биологическими задатками и способствует росту заболеваемости детей (Муравьева В.Н., 1999; Бутенко Н.И., 1999). 

Учитывая  данные исследования, реабилитацию соматически  больных детей необходимо осуществлять посредством воздействия на социальную ситуацию развития ребенка. 

В дошкольных учреждениях России в течение  нескольких лет (1996 - 2009гг.) ведутся исследования особенностей социально-психологического развития соматически больных детей  и возможных путей коррекции  их развития. 

Во всех исследованиях подчеркивается качественно иной характер психического развития соматически больных детей, а также необходимость адаптации медицинского и психолого-педагогического процесса к разным категориям больных детей. Так, опубликованы научные работы по изучению психологических особенностей соматически больных детей, например: 

исследование  особенностей личности и познавательной деятельности детей и подростков, страдающих хроническими соматическими  заболеваниями (Николаева В.В., 1987; Арина  Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ковалевский В.А., Урываев В.А., 2006); 

особенности детско-родительских отношений в  семьях детей, страдающих бронхиальной астмой (Михеева А.А., Манелис Н.Г., 1996); 

особенности поведения детей и педагогическая работа с ними при некоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь) (Бурмистрова Н.Н., 1996); 

изучение  особенностей интеллектуально-личностного  развития детей с хроническими заболеваниями  легких (Ливанова М.Н., 1997; Орлова М., 1998); 

интеллектуальное  развитие детей, больных сахарным диабетом (Гнедова С.Б., 1998); 

исследование  психологических особенностей часто  болеющих детей (Михеева А.А., 1999); 

особенности развития речи у соматически больных  детей на протяжении дошкольного  возраста (часто болеющие дети и  дети с нарушениями опорно-двигательного  аппарата); факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития детей дошкольного возраста (Груздева О.В., 2004); 

мотивационно-потребностное  развитие часто болеющих детей, изучение преобладающих мотивов деятельности (Вылегжанина Г.Г., 2005); 

особенности проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста (Дубовик Е.Ю., 2006); 

специфика самосознания и самооценки часто  болеющих детей дошкольного и  младшего школьного возраста (Мосина Н.А., 2007, Чекрякова С.В., 2008); 

Информация о работе Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста