Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение психологических особенностей часто болеющих детей.
Объект исследования - психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
1.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок"
1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
1.3 Личностные особенности часто болеющих детей
1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список цитированной литературы

Работа содержит 1 файл

ЧДБ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

родительское  отношение к часто болеющим детям дошкольного возраста (Котова Е.В., 2004, Доманецкая Л.В., 2009); 

гендерные особенности проявления тревожности  у часто болеющих детей дошкольного  возраста (Дусказиева Ж.Г., 2009); 

особенности понимания обмана часто болеющими  детьми старшего дошкольного возраста (Штумф В.О., 2009) и др. 

В результате суммарного анализа исследований были выделены следующие особенности  социальной ситуации развития соматически  больного ребенка и особенности  его личности. 

В.В. Николаева  и Г.А. Арина утверждают, что новую социальную ситуацию развития создают для больного ребенка два вида ограничений: а) ограничение движения, б) ограничение познавательной деятельности. Однако известно, что двигательная активность является важной формой самовыражения ребенка, а также сильнейшим фактором его развития. Кроме того, изменение познавательной активности соматически больного дошкольника и ограниченность общения со сверстниками существенно меняют социальную ситуацию развития, инфантилизируя его. 

Психологические особенности часто болеющих детей достаточно подробно описаны разными авторами, которые связывают их со стойким эмоциональным напряжением ребенка и, в том числе, со сложностями в развитии волевого поведения. В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, им свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери). Они могут подолгу быть заняты одной и той же игрушкой, обходясь без общения с другими детьми, однако им необходимо присутствие рядом матери, от которой они не отходят ни на шаг. 

Плохое  самочувствие, ограничение движений, тяжелое и длительное лечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в условиях болезни. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, в системе самооценок, в установке на деятельность. 

Параллельно с адекватной и даже несколько  завышенной осознанной самооценкой  у часто болеющих детей сосуществует негативное эмоциональное самоотношение. В этом случае часто имеет место сравнение с матерью, проявляющееся в самоуничижении, приписывании себе отрицательных эмоций, таких, как горе (печаль), страх, гнев (злость) и чувство вины. 

Соматическая  болезнь может оказывать значительное влияние на условия протекания деятельности, ее динамику, выносливость человека к нагрузкам (в том числе и ребенка), условия деятельности, сохранности операционального состава. Для соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста характерны патологические изменения в отношении ведущего вида деятельности - сюжетно-ролевой игры, что оказывает крайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешает психологической борьбе ребенка с ситуацией болезни. 

Если  говорить о поведении соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста, то оно изменяется, часто становится "трудным" для окружающих его взрослых. И хотя болезнь, в большинстве случаев, не останавливает психическое развитие ребенка, она искажает, отягощает и замедляет его ход. Ситуация болезни, являясь тяжелой психической травмой, может не только активизировать его компенсаторный потенциал психики, но и разрушительно воздействовать на нее. 

К особенностям познавательной деятельности группы часто  болеющих старших дошкольников можно отнести: 

1) истощаемость  психической деятельности, которая  проявляется в значительном снижении  показателей умственной работоспособности; 

2) трудности  переключения внимания; 

3) снижение  продуктивности воспроизведения; 

4) снижение  продуктивности внимания; 

5) уменьшение  уровней развития творческого  воображения; 

6) уменьшение  объема произвольной зрительной  памяти; 

7) большую  эмоциональность, выразительность  монологической речи, но меньшую  самостоятельность, полноту и  логическую последовательность. 

Таким образом, среди особенностей развития личности часто болеющего ребенка  старшего дошкольного возраста можно  выделить преобладание позиции "малоценности", ущербности и непосредственно-чувственное  отношение к себе (Ливанова М.Н., Николаева  В. В.). Для часто болеющих детей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Арина Г.А., Коваленко Н.А.). Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения (Касаткин В.Н., Румянцев А.Г.). У больного ребенка формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности - инфантилизму (Ливанова М. Н.). В младшем и среднем дошкольном возрасте у часто болеющих детей более чем у их здоровых сверстников выражена тенденция к адекватной самооценке, но она во многом зависит от типа семейного воспитания. Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми (Ковалевский В. А.). 

Кроме того, существуют специфические особенности  межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие  как: ограниченность круга общения  больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь.

1.3 Личностные  особенности часто болеющих детей  

Развитие  ребенка в условиях заболеваний  влияет на формирование его личности. Понятию "Я" у таких детей  соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для соматически больного ребенка характерно амбивалентное отношение к болезни. Так, на сознательном уровне большинство детей понимают, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, но на неосознаваемом уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье. Некоторые исследования показывают, что болезнь "выгодна", потому что дает возможность ребенку приблизится к матери, получить некоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Так, дети полагают, что во время болезни их будут больше жалеть, больше обращать на них внимания и заботы. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, не понимают причин болезни, часто рассматривают свое заболевание как наказание за плохое поведение. В целом же, отношение ребенка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личного опыта, восприятия заболевания и его тяжести, но во многом оно определяется представлением родителей и других членов семьи о болезни. Для старших дошкольников осознание своей болезни, ее тяжести и последствий недоступно, так как у него еще нет ясного отношения к ситуации и к самому себе. Вследствие этого болезнь воспринимается ребенком как ограничение привычной жизни. Для ребенка опасность для жизни существует только в форме ограничений, его отношение к себе наполнено непосредственно-чувственным содержанием, главное для него - настоящее время. Собственно психологические средства совладания с болезнью у старших дошкольников еще не сформированы (Ковалевский В. А, Урываев В.А., 2006). 

Больной младший школьник чаще сталкивается с затруднениями собственной  деятельности, что вынуждает его (в силу присущих детям этого возраста стремления к оптимальному социальному результату и потребности в самостоятельности как собственной внутренней позиции, включающей, в частности, дефицитарный образ Я) в большем числе случаев анализировать поведение (свое и окружающих его людей), более тщательно планировать предстоящую деятельность и осуществлять более жесткое управление в ходе ее осуществления. Иными словами происходит более раннее созревание психических новообразований возраста при редких обострениях хронического процесса или субъективно легком течении заболевания. Однако при достаточно развитом телесном недостатке (что может встречаться при частых обострениях хронического заболевания либо при тяжелом его течении) способности к анализу, планированию и произвольности отодвигаются на второй план из-за выраженности астенического синдрома, что приводит к замедлению развития новообразований возраста (Мосина Н.А., 2007). 

Другие  суммарно выделенные особенности личности больных детей: 

при оценивании себя у больного ребенка преобладает позиция "малоценности", ущербности, отношение к себе непосредственно - чувственное; 

у часто  болеющих детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладает  заниженная самооценка по сравнению  со здоровыми сверстниками и во многом она зависит от типа семейного воспитания. При этом выявлено общее неустойчивое эмоционально-ценностное отношение детей к себе; 

активизируется  собственная познавательная активность, направленная на преодоление преград  создаваемых болезнью в реализации жизненно важных потребностей; 

слабо сформированы у ребенка механизмы  личностно-смысловой регуляции; 

присутствует  стремление к компенсации дефекта (у 84 % опрошенных часто болеющих дошкольников направленность желаний на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий); 

нет развернутого жизненного плана, то есть, нарушено осознание  себя во времени, главным измерением времени является настоящее; 

основная  направленность желаний болеющих детей  обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страдания (84% детей). В то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды (63%) и на взаимодействие с другими людьми (70%); 

уровень тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста выше, чем у их здоровых сверстников (особенно у мальчиков), причем результаты имеют достоверные различия. анализ эмоционального восприятия детьми половых ролей показал, что в ответах детей обоего пола (независимо от соматического статуса) эмоциональное восприятие девочек достоверно позитивнее, чем мальчиков ("девочки любят доброе, красивое, а мальчики любят все крутое и страшное", "девочки красивые, а мальчики - не такие красивые", "мальчики дерутся, а девочки - добрые" и пр.). Обнаружены различия и в представлении об отличительных особенностях мальчиков и девочек: у всех детей доминирует критерий "внешние признаки" (у мальчиков чаще, чем у девочек; у здоровых детей чаще, чем у часто болеющих). Тем не менее, девочки чаще мальчиков ориентируются на качества личности, а мальчики на предметно-действенные характеристики. Выявлено также, что часто болеющие мальчики чаще, чем здоровые, ориентируются на личностные характеристики в своем представлении о половых ролях. Таким образом, часто болеющие мальчики (в сравнении с часто болеющими девочками и здоровыми сверстниками обоего пола) имеют более высокие показатели по уровню тревожности и отрицательному эмоциональному восприятию собственной половой роли. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что статус часто болеющего ребенка мальчиком переживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностных отношениях, оценке себя, собственных возможностей, что и провоцирует развитие высокой тревожности; 

соматически больные дети старшего дошкольного возраста показали особенности понимания обмана: дети испытывают больше затруднений и реже используют синонимы обмана при его объяснении как общего и абстрактного понятия; хуже распознают обман в области знаний; чаще проявляют стратегии принятия обмана за правду и стратегию отрицания правдивой информации в области знаний, смешанную стратегии распознавания обмана в области эмоций; чаще опираются на признак контекста ситуации в ситуации собственного обмана; реже опираются на поведенческие проявления, контекст ситуации и индивидуальные особенности в ситуации обмана со стороны другого; менее склонны к обману в области намерений (Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982; Ковалевский В.А., 1997; Котова Е.В., 2004, Груздева О. В, 2004, Дубовик Е.Ю., 2006; Мосина Н.А., 2007; Вылегжанина Г. Г, 2005; Ковалевский В. А, Урываев В.А., 2006; Чекрякова С.В., 2008; Дусказиева Ж.Г., 2009; Штумф В.О., 2009).

1.4 Особенности  межличностного взаимодействия  соматически больных детей  

Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей: 

круг  общения ребенка ограничен до минимума; 

присутствует  объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь; 

преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавляющий стили родительского отношения к ребенку; 

родители  фиксируют внимание ребенка на болезненных  проявлениях, вводя различные запреты  и ограничения; 

ограничена  игровая деятельности (ее возможности  и проявления) и как следствие двигательная потребность ребенка; 

психологическая структура семьи с больным  ребенком имеет следующий вид: активная, доминантная мама с "привязанным" к ней ребенком и отгороженный от них отец. 

В представлениях ребенка обнаружено устойчивое изменение ценностных позиций членов семьи. Так, если у здоровых детей, как правило, значимость членов семьи выстраивается в следующей позиции: ребенок-мать-отец, то у часто болеющих детей эта схема имеет следующий вид: отец-мать-ребенок, где отец "перемещается" в сферу фантазий и идеальных представлений, наделяется особыми положительными качествами и вызывает преимущественно положительные эмоции. При решении проблемных ситуаций часто болеющие дети преимущественно выбирают отца, да и болезнь иногда сближает отца и ребенка. Болезнь также может заострять изначальную дефицитность психологического участия отца в воспитании ребенка: трудности эмоционального контакта с женой и ребенком, неумение создать совместный досуг семьи, несформированность чувства ответственности за нее. 

Информация о работе Анализ проблем связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста