Физическое и психическое развитие детей подроскового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

Содержание

Введение
1. Нервно-психическое развитие
2. Физическое развитие подростка
3. Половое развитие
4. Социализация подростка
Заключение

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. "Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я - концепция») - сложное явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от ситуации «видит» себя по-разному".

Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий - то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов

Многочисленные исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании образа «Я» и его компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое - умственным или моральным качествам и т. п. Далее, исследуется степень его достоверности и объективности.

Свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я».

Самоопределение

Не менее сложной представляется ситуация, когда проблема выбора профессии, допустим, в требуемый момент времени (момент завершения школьного образования) как бы не встает перед учащимся. Причин этого бывает несколько; отчасти они обусловлены особенностями процесса профессионального самоопределения. Согласно многочисленным наблюдениям и результатам специальных исследований процесс самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности.

На первой стадии (4-11 лет) определяющим являются фантазии ребенка, на втором (11-14 лет) - интересы. Эта стадия связана уже с реальными пробами собственных возможностей, с активной целенаправленной деятельностью в познании окружающей среды и самопознании. "Самопознание - основа развития самосознания подростка". От наивного неведения в отношении самого себя подросток приходит к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. Если учащиеся IV--VII классов способны оценить себя только частично, опираясь на мнение окружающих, то восьми- и девятиклассники в оценках самих себя охватывают почти все стороны собственной личности, высказывая суждения относительно своих достоинств и недостатков. Под влиянием осознания результатов учебной деятельности, отношений со сверстниками, взрослыми, самооценка подростка становится все более объективной, превращается в один из основных внутренних рычагов саморегуляции поведения.

Главным новообразованием юношеского возраста (15-16 лет) является самоопределение. С точки зрения самосознания субъекта она характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется в условиях скорого окончания школы, необходимости решить проблему своего будущего (хотя подлинное самоопределение часто не завершается к моменту окончания школы). От мечтаний подростка, связанных с будущим, оно отличается тем, что основывается на более устойчивых интересах и стремлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с необходимостью выбора профессии. Именно на этот возрастной период приходится третья стадия профессионального самоопределения - стадия реалистического выбора.

Самооценка

Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т. е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.

Подростки, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении.

При неадекватно завышенном уровне самооценки суждения подростков категоричны, суждения и замечания консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся, как бы полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще.

Таким подросткам нужно помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.

Пристальное внимание к проблеме самооценки подростка позволяет правильно осуществлять формирование у подростка ценностного отношения к собственной активности.

Личностный опыт подростка

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.

Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителей конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие ее склонностям человека.

В связи с этим особое значение для формирования социально ценных представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование наиболее значимых для подростков каналов и источников информации.

Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации.

Личный опыт подростка среди источников информации о социальной действительности занимает особое место.

Основоположник отечественной концепции профориентации А.П. Болтунов подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора личного опыта для решения как информационных, так и профессионально-воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Отличительной особенностью личного опыта подростка является его высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации, расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые лишь частично похожи. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе. Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия «личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта школьников и обогащению его социально-значимым содержанием.

Индивидуальные стили принятия решений

Выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

"Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения, производят впечатление недостаточно зрелых личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная, фрагментарная их критичность".

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения подростков находит с некоторым трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив. Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных ситуаций).


Заключение

 

Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени становлении человека произошло во второй половине XIX в. в промышленно-развитых странах. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов.

Психофизиологические особенности подросткового возраста обусловлены главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, который определяется как формирование репродуктивной функции, или половое созревание. Физиологические и эндокринные изменения, проходящие в этом возрасте, в первое время отодвинули в глазах ученых на второй план собственно психологические процессы. Поэтому даже многие новые черты в поведении, в отношениях с окружающими, в содержании «образа-Я» связывались преимущественно с биологическими факторами.

Однако уже первые этнопсихологические исследования сильно изменили представление об отрочестве. Они показали, что продолжительность периода детства и содержание ранних этапов онтогенеза существенно зависят от культуры, причем, чем выше социокультурный уровень общества, тем длиннее период детства.

Подростковый и юношеский возрасты имеют, как подчеркивали ученые, особое значение, так являются переходными от детства к взрослости. Поэтому чем больше выражена разница в ролевом поведении, труде, правах и обязанностях взрослого и ребенка, тем эмоционально насыщеннее становится переходный возраст, тем более явно проступают негативные черты подросткового кризиса. Важнейшее значение при исследовании как прерывающихся, так и непрерывных тенденций в развитии психики ребенка имеет раскрытие особенностей возрастных стыков, закономерностей перехода ребенка из одной стадии в другую. На рубежах развития происходит смена типа ведущей деятельности. Так, характерное для предподросткового периода развитие потребности в социальном выражении приводит к усилению роли факторов, в которых эта потребность реализуется, в результате общественно полезная деятельность становится ведущим типом. При исследовании механизмов этого становления важную роль играет изучение развития мотивации детей - от понимания необходимости деятельности до готовности действовать на благо другого человека, всего общества.

Информация о работе Физическое и психическое развитие детей подроскового возраста