Физическое развитие детей пубертатного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:58, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы: провести анализ уровня физического развития подростков школ.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Выбрать критерии оценки уровня физического развития учащихся.
Определить вес, рост у подростков 9-х, 10-х классов;
Изучить оценку гармоничности физического развития школьников;
Изучить весоростовой индекс по Кетле;
Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.
Записать данные оценки физического развития в медицинские карты школьников.
Провести беседы о здоровом образе жизни;
Обобщить результаты исследования.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Вариант 2.docx

— 136.98 Кб (Скачать)

Министерство  здравоохранения Калужской области

ГОУ «Калужский базовый медицинский  колледж»

Дипломная работа

 

Физическое  развитие детей пубертатного возраста 
 
 
 

Студент: ФИНОГЕНОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА

Специальность 060101 «Лечебное дело», группа 0152

Руководитель: Бабкина Лариса Михайловна врач - преподаватель педиатрии высшей категории. 
 
 
 
 
 
 
 

Допущена к защите

Заместитель директора по учебной работе

      Л.А. НАЗАРОВА __________________  «___»___________200__ г.

          (подпись) 
           
           
           

Калуга, 2011 г. 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

      Физическое развитие является важнейшим  параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто  используется как показатель состояния  здоровья детей.

  Пубертатный возраст - важный, ответственный и нелёгкий этап жизни, который характеризуется полным отсутствием гармонии. Вытягивается туловище, непропорционально растут конечности. Подросток не успевает привыкнуть к столь быстрому росту, движения его угловаты, походка неуклюжа. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развившимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы организма, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Всё это не может не отразиться и на психическом состоянии. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста и  веса. Основным элементом   деятельности    медицинского кабинета школы является изучение состояния здоровья различных групп детей с целью  разработки  и  внедрения  оздоровительных мероприятий, программ   охраны   здоровья,   профилактики заболеваний у детей,  оздоровления  среды  обитания  и  условий  их жизнедеятельности.

     Одной из   наиболее   чувствительных   к   воздействию   факторов

окружающей  среды и условиям жизнедеятельности  групп населения являются подростки,  поэтому  они становятся объектами  изучения, наблюдения и анализа состояния  здоровья во взаимосвязи со средой обитания.

     За  двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е  годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось  число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди  девушек). В то же время заметно  выросло число юношей и девушек  с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало  больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени  наблюдаются и среди юношей, и  среди девушек. 
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков.   

Цель  настоящей работы: провести анализ уровня физического развития подростков школ.

Задачи:

  1. Изучить необходимую  литературу.
  2. Выбрать критерии оценки уровня физического развития учащихся.
  3. Определить вес, рост у подростков 9-х, 10-х классов;
  4. Изучить оценку гармоничности физического развития школьников;
  5. Изучить весоростовой индекс по Кетле;
  6. Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
  7. Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.
  8. Записать данные оценки физического развития в медицинские карты школьников.
  9. Провести беседы о здоровом образе жизни;
  10. Обобщить результаты исследования.

Объект  и предмет исследования: дети пубертатного возраста школ №6,№13 г. Калуги.

Место проведения исследования: работа выполнена на базе школы №6, №13 города Калуги.

Материал  и методы исследования: для оценки физического развития детей пубертатного возраста мною было проведено доврачебное исследование по скрининг – программе школьников пубертатного возраста. Провела обработку полученного исследования, сделала соответствующие выводы. 

 

Глава 1. Теоретическая часть.

     При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: "Почему люди отличаются друг от друга? С чем это  связано?" И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.

1.1. Историческая справка.

     Историками, археологами и антропологами  давно на основании многочисленных исследований установлено, что физическое развитие людей в различные исторические эпохи было неодинаковым. Наши предки в одни периоды то отличались от современного человека большим ростом, то уступали ему. Об этом судят по ископаемым остаткам скелета человека и элементам  одежды. Так размеры найденного снаряжения средневековых рыцарей позволяют  сделать вывод о том, что их рост значительно уступал росту  современных мужчин. Эти сведения, а также проводившиеся с конца  ХIX в. и до настоящего времени систематические  наблюдения за физическим развитием  детей и подростков позволили  выявить происходившее с начала ХХ в. ускорение темпов роста и  развития организма детей и подростков, получившие название «акселерация» (от лат. аcceleratio). Суть ее состояла в том, что у поколений ХХ века этап биологического созревания завершался несколько раньше, чем у предыдущих. Ускорение развития детей наблюдалось с самого раннего возраста.

     В биологии современного человека за прошедшее  столетие, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась  продолжительность жизни, стали  больше репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости.

     Изменения, происходящие в течение всей жизни  человека, получили название «секулярный  тренд» (secular trend —вековая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития являлась составной частью и охватывала лишь период созревания человека.

     Наиболее  ярко акселерация роста и развития проявилась в подростковом возрасте. Такие изменения наблюдались  не только в России, но и в других странах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей  в возрасте 13-15 лет в среднем  увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.

     Данные  наблюдений за ростом и развитием  московских школьников показали, что  следствием акселерации явилось  увеличение роста и массы тела подростков к концу 80-х годов по сравнению с 60-ми. Так мальчики и  девочки к 17 годам стали выше своих  сверстников почти на 2 см. Масса  тела мальчиков 15 лет увеличилась  почти на 3 кг.

1.2. Современная схема возрастной периодизации, основанная на особенностях роста и развития организма.

     В соответствии с биологической периодизацией  в ходе индивидуального развития человека было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в  первые годы жизни. Период новорожденности  продолжается всего 10 дней, поскольку  свойственный ему тип физиологических  реакций отмечается в течение  очень короткого времени. Однако чем старше ребенок, тем больший  отрезок жизни можно объединить в возрастной период. Так, подростковый возраст у мальчиков длится с 13 до 16, а у девочек – с 12 до 15 лет. Такое деление построено  на чисто биологическом принципе: этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда  молодой организм обретает способность  к эффективной репродуктивной функции, и называется также переходным - пубертатным.

1.3. Физическое развитие - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков — процессы роста. Оценка физического развития помогает оценить выносливость, работоспособность, физическую силу. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.

     Физическое  развитие остается одним из важнейших  показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

     Особенности физического развития программируются  на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа  передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество  внешних и внутренних факторов, материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней. Для правильной оценки физического развития ребенка необходимо знать основные закономерности и возрастные особенности протекания этого процесса, что позволяет понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.             

1.3.1. Физическое развитие пубертатного возраста.

     Пубертатный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что  выражается в относительно спокойном  и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5—8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

     У старших школьников почти заканчивается  процесс окостенения большей  части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину  замедляется. Интенсивно развивается  грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила.

1.3.2. Факторы, влияющие на физическое развитие.

     На  рост и физическое развитие детей  оказывают влияние факторы внешней  среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, характер питания, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней  среды на физическое развитие детей  регулируется воздействием социальных условий жизни. Наиболее наглядно это  было показано в исследованиях, выявивших  снижение уровня физического развития детей и подростков в годы Великой  Отечественной войны. Тяжелые условия  жизни во время войны оказали  значительное влияние на процессы роста  и развития. Они вызвали не только снижение абсолютных величин отдельных  показателей физического развития, но также изменение характера  половых различий. Кривые длины и  массы тела мальчиков и девочек  были нетипичными, не имели характерного двойного перекреста.

     На  рост и развитие детей могут влиять и отдельные факторы окружающей среды, в частности питьевая вода. Например, при повышенном содержании стабильного стронция в питьевой воде у детей бывает заметно отставание в развитии костной ткани, отмечается тенденция к снижению массы и  длины тела, окружности грудной клетки.

Информация о работе Физическое развитие детей пубертатного возраста