Физическое развитие детей пубертатного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:58, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы: провести анализ уровня физического развития подростков школ.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Выбрать критерии оценки уровня физического развития учащихся.
Определить вес, рост у подростков 9-х, 10-х классов;
Изучить оценку гармоничности физического развития школьников;
Изучить весоростовой индекс по Кетле;
Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.
Записать данные оценки физического развития в медицинские карты школьников.
Провести беседы о здоровом образе жизни;
Обобщить результаты исследования.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Вариант 2.docx

— 136.98 Кб (Скачать)

     Установлено, что загрязненность атмосферного воздуха  различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35% детей городов с развитой химической промышленностью отмечаются задержка и дисгармоничность развития.

     Выявлена  непостоянная зависимость процесса роста и развития от генетических и социальных факторов. Увеличение длины тела в возрасте 4-6 и 10-15 лет  детерминировано в основном генетическим фактором. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.

     Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов  детерминированы генетическими  факторами. Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.

     Непрерывно  протекающие процессы обмена веществ  и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек.

     Рост  ребенка – программированный  процесс увеличения длины и массы  тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального  развития. В настоящее время выделено более 50 генов, расположенных почти  во всех хромосомах (кроме половых) и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток.

     Под генным контролем находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих рост белков, связывающих гормоны, а  также клеточных рецепторов для  разных гормонов и факторов. Важнейшее  проявление генной регуляции — способность  организма стабилизировать процесс  роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда  физическое развитие нарушается под  влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).

     К. Уоддингтон (1957) определил указанное свойство организма как канализование (вхождение в программу) или гомеорезис. Гомеорезис проявляется, например, в том, что недоношенные дети по показателям развития догоняют своих сверстников к 3 годам жизни (ускоренный, или компенсаторный, рост).

     Гены, контролирующие процесс роста и  развития ребенка, определяют возрастную чувствительность рецепторного аппарата клеток к различным гормонам, медиаторам и факторам, а через них интенсивность  и возрастные характеристики обмена веществ и энергии. В процессе роста генная регуляция обмена веществ  и энергии дополняется все  более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями  внешней среды. Благодаря изменяющемуся  взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития характеризуется  особыми темпами физического  роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

     Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности.

     Основы  современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были описаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.

     Исследуя  антропометрические показатели ( длину тела и массу тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

1.4. Определения, необходимые в изучении физического развития.

     Антропометрия – проведение точных измерений на людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

     Акселерация, акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение) – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков в нашем столетии по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.

     Ауксология (от греч. аuxano – расти) – раздел возрастной антропологии, изучающий закономерности роста и развития подрастающего поколения.

     Гомеорезис (проявление генной регуляции роста и развития) - способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной генетической программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием внешних факторов (голодание, инфекции и др.). К. Уолдингтон определил это свойство как канализование (вхождение в программу) или гомеорезис.

     Децелерация – прекращение акцелерации роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелерации начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80х – 90х годов ХХ столетия.

     Конституция – целостность морфологических и функциональных признаков (унаследованных и приобретенных), обуславливающая особенности реактивности организма человека.

     Неравномерность роста и развития – одна из закономерностей, связанная с непрерывно и поступательно протекающими процессами роста и развития; однако их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы его роста и развития.

     Подростковый скачок роста – достижение максимальной скорости роста по длине тела и другим параметрам во время пубертатного периода.

     Пубертат – период онтогенеза, когда изменения в процессах роста и развития приводят к половому созреванию, половой зрелости и достижению взрослого состояния.

     Развитие – качественные преобразования, связанные с процессами дифференцировки, формообразования.

     Рост – процесс количественного увеличения размеров и массы тела. К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.

     Ростовые поперечные исследования – изучение роста, при котором дети обследуется одномоментно.

     Ростовые продольные исследования – изучение роста, при котором дети обследуются многократно через более или менее регулярные интервалы времени.

     Соматометрия – измерение длинников, диаметров, окружностей и массы тела.

     Стандарты физического развития – нормативы для оценки физического развития ребенка и коллектива с учетом региональных и временных особенностей развития популяции.

     Телосложение – внешне проявление генетической конституции человека.

     Тотальные размеры тела (размерные признаки) – основные антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и развития человека, а также индивидуальные и групповые различия разных этно-территориальных и возрастно-половых контингентов.

     Эндогенность развития – обусловленность роста и развития ребенка внешними факторами: окружающей среды (состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др.), социальными (войны, условия жизни и обучения и др.).

1.5.  Методы изучения физического развития у детей и подростков.

1.5.1. Индивидуализирующий метод – обследование конкретного ребенка однократное или в динамике нескольких лет с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.

1.5.2. Генерализирующий метод – одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями обучения, воспитания, жизни и т.д.

       Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных учреждений и школ, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.

     При проведении антропометрических исследований необходима методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами сопоставимыми между собой.

1.6. Особенности физического развития подросткового возраста.

     Основная  особенность  подросткового возраста – постоянно протекающий процесс роста и развития, в ходе которого осуществляется постепенное формирование взрослого человека. В течение этого процесса увеличиваются количественные показатели организма (размеры отдельных органов и всего тела), а также происходит совершенствование работы органов и физиологических систем, обеспечивающих возможность нормальной жизнедеятельности зрелого человека, основными моментами которой является трудовая деятельность и рождение здорового потомства. От того, как растет и развивается подросток, во многом зависит его будущее и, следовательно, этот процесс от момента рождения ребенка и до завершения процессов роста и развития должен находиться под постоянным контролем врачей, родителей и педагогов.

     Нормальное  протекание роста и развития ребенка  и подростка свидетельствует о благоприятном состоянии его организма, отсутствии выраженных вредных влияний и, поэтому физическое развитие в этом возрасте является одним из ведущих признаков здоровья, от которого зависят и другие его показатели.

 

 

1.7. Неравномерность темпа роста и развития.

     Процессы  роста и развития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста.

     В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет наблюдается снижение темпов его прироста, а в 18-20 лет увеличение длины тела практически прекращается. Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно.

     Неравномерность темпа роста и развития организма  на этапе созревания является общей  закономерностью. Однако в этот период про- являются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков. Таким образом, индивидуальные отклонения темпов роста и развития ребенка от средневозрастных обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому, что как в случае опережения, так и особенно отставания требуют внимания со стороны врачей и родителей.

 1.8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность).

     Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост и развитие его отдельных органов и систем происходят неодновременно (гетерохронно). Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость организма.

Информация о работе Физическое развитие детей пубертатного возраста