Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы на примере Кавказских Минера

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона. Уменьшение численности населения – прямая угроза национальной безопасности. Но еще более серьезным фактором является снижение «качества» человеческих ресурсов.

Работа содержит 1 файл

дисертация САН-КУР.doc

— 810.50 Кб (Скачать)

Основным связующим звеном показателей экономической и социальной эффективности служит цена (стоимость) услуг, которая, как правило, указывает на их качество. Исследование качественной составляющей спроса необходимо для выбора стратегии конкурентоспособности и ценообразования в санаторно-курортной сфере.

Цены на санаторно-курортные услуги являются тем важнейшим элементом, который определяет объем выручки санаторно-курортной организации, полученный от предоставления данных услуг. Поэтому при определении оптимальной цены важно учитывать все влияющие на нее факторы.

Главный из них – затраты, денежным выражением которых является себестоимость санаторно-курортных услуг.

Уровень затрат в свою очередь также определяет величину выручки, замыкая цепочку взаимосвязей между социальной и экономической составляющими деятельности санаторно-курортных организаций в месте, где качественная составляющая переходит в количественную.

По мнению автора, оценка таких показателей, как выручка, затраты, загрузка номерного фонда санаторно-курортной организации, которые наряду с собственной информационной нагрузкой косвенно указывают на качество и стоимость услуг, их анализ и сопоставление при правильной постановке задачи могут дать представление о целесообразности и качестве управленческих воздействий предпринимательства.

Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности всегда основывается на данных исследования рынка. Главным аспектом рыночных исследований является конкуренция. Конкуренты, как сила, воздействующая, прежде всего, на покупателей/потребителей, а, следовательно, на спрос оказывают решающее воздействие на процесс принятия стратегических решений.

Качество принимаемых решений по управлению объектами управленческих воздействий предпринимателя обусловливает эффективность предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций, углубляя их сегментацию. В зависимости от сегмента рынка, видов, объемов и качества предоставляемых услуг у каждой организации складывается своя конкурентная среда. Изучение конкурентной среды является основой выработки стратегических управленческих решений.

С целью проведения сегментации санаторно-курортных организаций региона Кавказских Минеральных Вод нами был проведен иерархический кластерный анализ 64-х краевых санаториев и пансионатов.

При детальном изучении данных исследования была выявлена некоторая закономерность их распределения по кластерам (рис.3.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности

санаторно-курортных организаций

Отнесение организации к тому или иному кластеру, к той или иной конкурентной среде имеет в основе дифференцированные показатели экономической и социальной эффективности, которые, в свою очередь, в той или иной мере зависят от основных показателей деятельности санаторно-курортных организаций: доходов, совокупных затрат, количества койко-мест, балансовой стоимости основных средств, численности работников основного состава, площади строений, числа ночевок и общей занимаемой площади.

В рыночных условиях функционирования организаций, характеризующихся нестабильностью по многим экономическим и социальным параметрам и, как следствие, высокими рисками, умение анализировать новые экономические задачи, возникающие перед предпринимательской структурой, и принимать по ним взвешенные решения является необходимым условием при формировании стратегии развития.

Управленческое решение принимается в условиях дефицита информации, что означает необходимость его принятия при контролируемой неопределенности, когда субъект управления имеет возможность оценить последствия игнорирования некоторой части информации. При этом для ускорения принятия решения и снижения издержек идут на осознанное ограничение информационного обоснования.

Резервом повышения эффективности управленческих воздействий является совершенствование информационного обеспечения управленческих решений путем внедрения современных информационных технологий на все уровни управленческого процесса. В настоящее время для обеспечения текущего управления, а также выработки стратегических решений предпринимательская деятельность организаций санаторно-курортной сферы нуждается в информационном инструменте – программном продукте.

С этой целью автором был разработан программный продукт – Quasi-neuronic model of SPA-hotels strategic development (SDQN Model v1_0), предназначенный для руководителей, топ-менеджеров, маркетологов и других сотрудников административного аппарата санаторно-курортной организации, непосредственно участвующих в ее управлении, который представляет собой автоматизированную систему оценки основных показателей деятельности здравницы и ее основных конкурентов с последующим выводом расчетов в виде матрицы SWOT-анализа (рис.4.).

В основу модели положены принципы работы искусственных нейронных сетей (ИНС). В качестве исходных данных исследования использованы основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций, выявленные по результатам сегментации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-       Поле с названием объекта исследования

2-       Данные исследования (основные показатели деятельности)

3-       Сохранение базы данных исследования

4-       Загрузка базы данных исследования

5-       Выполнение расчетов

6-       Количество исследуемых объектов

7-       Объект, на который направлено исследование

Рисунок 4 – Модуль ввода, хранения и загрузки данных исследования SDQN Model v1_0

Использование программы позволяет при ограниченном количестве данных решить широкий ряд практически значимых задач:

– в оперативном порядке анализировать рыночные возможности организации и характеризовать ее позиции в конкурентной среде;

– выбирать оптимальные стратегические ориентиры, используя принцип стратегической гибкости и адаптивности;

– обосновывать тактические цели и задачи предпринимательства;

– прогнозировать результаты деятельности, задавая прогнозные значения, или же планировать, вводя желаемые (ожидаемые) результаты.

Помимо данных о текущем положении санаторно-курортной организации, программа SDQN Model v1_0 может, работая с прогнозными значениями, давать «сценарную» оценку стратегической позиции на перспективу, основываясь на предполагаемом развитии ситуации на рынке. Проводя регулярный мониторинг основных показателей деятельности по конкурентной среде, возможно, руководствуясь данными исследования, делать выводы об эффективности или неэффективности той или иной применяемой стратегии или отдельных управленческих решений.

Нейронная сеть модели схематично представлена на рис.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Схема нейронной сети квази-нейронной модели стратегического развития санаторно-курортной организации

Квази-нейронная модель SDQN Model v1_0 может использоваться для проведения оперативного SWOT-анализа, характеризующего позицию санаторно-курортной организации в конкурентной среде, который позволяет с минимальными затратами времени и сил с нужной периодичностью определять стратегическую позицию организации, идентифицировать предпосылки и возможность выбора и использования одной из эталонных стратегий или формировать собственную (индивидуальную) стратегию развития (табл.2).

Таблица 2 – SWOT-анализ конкурентных позиций санатория «Долина Нарзанов» в матрице бизнес-пространства санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод

Стоимость  

 

Загрузка

Высокая

Низкая

Высокая

 

Strengths

Weakness

Strengths

Weakness

Ассортимент в основной своей массе обеспечен собственными услугами

 

Низкий уровень комфорта номерного фонда

Низкий уровень сервиса

Неадекватная система ценообразования

Низкий показатель рентабельности деятельности

Хорошее состояние прилегающих территорий

Обеспечен определенный уровень загрузки

Низкая эффективность использования площадей строений

Высокий уровень постоянных затрат

Высокий износ основных средств

Низкая эффективность совокупных затрат

Opportunities

Threats

Opportunities

Threats

Объединение усилий с санаторием дополняющей специализации по предоставлению комплекса услуг

Освоение новых видов услуг, новых рынков сбыта Повышение уровня сервиса

Снижение загрузки

Потеря доли рынка из-за усиления конкурентов

Снижение ассортимента в общей массе услуг на данном рынке

Возможность сдачи земли в аренду для привлечения дополнительных источников доходов

Возможность сокращения затрат при преимущественном использовании собственных основных средств

Несоответствие уровня сервиса и обслуживания растущим потребностям потребителя

Снижение уровня рентабельности основной деятельности

Низкая

 

 

 

Strengths

Weakness

 

 

 

 

Положение санатория «Долина Нарзанов» в конкурентной среде других кластеров

Высокая загрузка

Эффективная маркетинговая политика

Высокая рентабельность деятельности

Конкурентное преимущество на рынке в силу видового характера оказываемых услуг

Избыточное число работников основного состава

Высокая (завышенная) цена при низкой загрузке

 

Opportunities

Threats

Сокращение штата работников

Снижение цен на услуги для увеличения загрузки

Оптимизация структуры затрат

Снижение загрузки

Рост цен на услуги до уровня несоответствия предложения возможностям и потребностям покупателя

Однако, реализация эталонных стратегий, равно как и индивидуальных, в современных условиях для здравницы связана с рядом препятствий, которые касаются, в первую очередь, ослабленной ресурсной базы их функционирования.

Преодоление этих ограничений, по мнению автора, может быть достигнуто путем использования в деятельности здравниц стратегий интегрированного роста, а точнее той их части, которая основана на принципах  партнерства.

При выборе партнеров предприниматель должен руководствоваться целями и задачами организации, которые выступают в качестве предмета партнерских отношений. Для этого была проведена классификация предметов партнерства санаторно-курортных организаций в соответствии с объектами управленческих воздействий предпринимательской деятельности, предложена схема формирования добавочной стоимости пакета санаторно-курортных услуг в качестве инструмента для поиска собственно партнеров, а также схема сопряжения возможностей и потребностей санаторно-курортных организаций с потенциальными партнерами.

 

Выводы и предложения:

1.   В ходе рассмотрения теоретических основ предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы выявлен ряд специфических особенностей, качественно отличающих ее от других сфер и отраслей народного хозяйства и охарактеризованы основные составляющие предпринимательской среды санаторно-курортных организаций. Проведена классификация системы управленческих воздействий на предпринимательскую среду и выявлен механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в здравницах. Это позволило сделать соответствующие выводы о необходимости совершенствования технологии процесса разработки и принятия управленческих решений в санаторно-курортных организациях относительно объектов управленческих воздействий для достижения стратегических целей и задач деятельности. 

2. Проведен анализ развития санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод, рассмотрено современное состояние объектов управленческих воздействий и основные показатели эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций. В результате проведенного анализа выявлены основные проблемы развития санаторно-курортной сферы, препятствующие эффективному функционированию в ней субъектов хозяйствования и главные факторы, влияющие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности.

3. По результатам кластерного анализа основных показателей деятельности организаций санаторно-курортной сферы, характеризующих социальную и экономическую эффективность их функционирования, осуществлена сегментация регионального рынка санаторно-курортных услуг, сформирована матрица бизнес-пространства санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод. Исследования хозяйственно-экономических показателей деятельности здравниц, проведенные по данным сегментации, позволили выделить основные индикативные показатели предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций, которые легли в основу модели стратегического развития организаций санаторно-курортной сферы.

Информация о работе Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы на примере Кавказских Минера