Формирование валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:28, доклад

Описание работы

Нарастающее неблагополучие экологической ситуации, ускорение жизненного темпа, наследственная отягощенность различными заболеваниями обусловили рост количества детских заболеваний. Одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире являются аллергопатологии. МДОУ № 112 - дошкольное учреждение для детей с аллергодерматозами и бронхиальной астмой.

Работа содержит 1 файл

Копия статья АПР.2008г..doc

— 64.50 Кб (Скачать)

       Леонтьева Екатерина Анатольевна

       Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе

       МДОУ  «Д/с № 112 О.В» г. Магнитогорска 

       Формирование  валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой. 

       Нарастающее неблагополучие экологической ситуации, ускорение жизненного темпа, наследственная отягощенность различными заболеваниями обусловили рост количества детских заболеваний. Одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире являются аллергопатологии. МДОУ № 112 - дошкольное учреждение для детей с аллергодерматозами и бронхиальной астмой.

       Реабилитация  должна включать в себя комплекс медицинских  и педагогических мер направленных на максимальную и полную адаптацию  ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом понимании. Для каждого ребенка необходим поиск индивидуальных методов оздоровления с учетом факторов внешнего окружения, формирующих предрасположенность организма к аллергическим заболеваниям.

       Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.

         Главная цель нашего коллектива научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться с учетом гипоаллергенной диеты. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей с аллергопатологией.

       Успех воспитания здорового ребенка обеспечивается следующими обязательными условиями:

       - готовностью педагога к осуществлению  валеологического образования детей;

       - личностно-ориентированным взаимодействием  взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

       - активным участием родителей  в воспитательном процессе;

       - установлением педагогом связей  со школой, общественными организациями,  учреждениями дополнительного образования.

       Курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

         воспитание у детей сознания  того, что человек - часть природы  и общества;

         установление гармонических отношений  детей с живой и неживой  природой;

         формирование личности ребенка;

         воспитание привычек личной гигиены;

         закаливание ребенка и его  двигательная активность;

         профилактика и устранения вредных  привычек;

         осуществление валеологического  мониторинга.

       Для реализации цели и задач использована инновационная программа «Русская азбука-зарядка» (РАЗ) кандидата педагогических наук Российского государственного педагогического университета Виктора Никитича Фросина. 

       С помощью специальных игровых  упражнений мы учим малышей осознано и бережно относится к природе и к своему организму, в частности учим правильно дышать, что очень важно для детей с бронхиальной астмой; адекватно воспринимать мир: целостности его частей, эволюционного развития организмов, видового разнообразия животных и растений, основных частей своего организма. ( приложение 1)

       Как возникает оздоровление?  Его сущностью является сохранение, поддержание и улучшение здоровья. На уроках «РАЗ» Наставник-Здравник с детьми-помощниками обучает воспитанников правильному выполнению упражнений, которые они осваивают шаг за шагом, передает им полезные сведения, которые они осмысливают и усваивают на занятиях в общении с наставником и друг с другом, побуждает их правильно размышлять, говорить, общаться и взаимодействовать.

       Уроки РАЗ могут быть оформлены как дополнительные физкультурные занятия перед, между или в конце обычных занятий.

       При   индивидуальных  занятиях здравник      проверяет  правильность выполнения упражнений, разученных на уроках «РАЗ». Индивидуальные занятия можно проводить на переменах с 3 детьми одновременно.

       Дома дети обучают родителей упражнениям РАЗ, а родители проверяют и обучают детей правильному их выполнению по «Буквокнижкам».

       Вся работа основывается на диагностике  и контроле по выявлению исходных показателей психофизического развития, двигательной подготовленности детей. Анализ показателей педагогического процесса в МДОУ, результатов пропаганды ЗОЖ среди педагогов и родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в разные периоды учебно-воспитательного процесса и на всех этапах дошкольного детства позволяет нам заявить, что все воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. 
 
 

       Литература

  1. Садовничая Л.Т., Денега С.Н. Лечение и профилактика аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 31с.
  2. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
  3. Жданов В.Ф., Петрова М.А. Астма: Наука побеждать. –  М.: Медицина, 1999. – 130с.
  4. Фросин В.Н. Русская азбука зарядка. Будь здоров дошкольник. – МГУ, 2006. – 48 с.
  5. Фросин В.Н. Русская азбука зарядка. Малыш отражает мир. – РГПУ. 2007. – 35с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

ЛИСТЬЯ  – части растения, расположенные сбоку от стебля, в которых при солнечном освещении возникает вещество хлорофилл зеленого цвета. Из листьев выделяется газ кислород, который люди вдыхают. Кто срывает листья и уничтожает деревья, тот лишает людей источников кислорода

"ЛИСТЬЯ" Подушечки раздвинутых пальцев рук располагаем на верхней части бёдер или по-другому. Поднимаемся на носки и неспеша передвигаемся вперед, поворачивая туловище то влево, то вправо, обозначая летящие листья. Более старшие могут совершать и возвратные круговые движения. Дыхание НЕ задерживаем. Произносим "Ли-Ли-Ли-Ли-Ли-Ли-ЛИСТ, ЛИСТ, ЛИСТ".

     «ГУБЫ и ЗУБЫ»

Наставник: «Наши...»

Дети: «ГУБЫ»

Наставник:«...защищают...»

Дети: «ЗУБЫ» - показываем зубы. Глаза закрываем. ВДОХ через нос. Губы чуть раздвигаем и вытягиваем «колечком». Грудь выдвигаем. Медленно ВЫДЫХАЕМ воздух через рот.

    «ЗРАЧОК» 

Наставник: «Глаза зрачок мир увидеть мне помог». Ладони кладем друг другу на надплечья. Грудь выдвигаем. СМОТРИМ в зрачки друг другу.

      «ГЛАЗА»

Наставник: «На мир внимательно смотри, глаза свои береги».

       Указательные  пальцы прикладываем к краям глаз, дальним от носа. Грудь выдвигаем. Глаза перемещаем из стороны в сторону, от кончика одного указательного пальца к другому. ДЫХАНИЕ не задерживаем.

Информация о работе Формирование валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой