Этика и деонтология в медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:16, реферат

Описание работы

Тема моей работы « Этика и деонтология в медицине». Хотелось бы, чтобы моя работа была понятна любому читателю, а не только медицинским работникам и по этому я постараюсь написать на более простом языке. Но сначала хочу рассказать вам одну интересную историю.

Работа содержит 1 файл

конкурс.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По всей справедливости, медицина есть самая благороднейшая из всех наук и искусств. Но от невежества людей ,занимающихся ею, или тех,которы не стыдятся дерзновенно судить о враче безотчетным образом,она,с давнего времени начала терять своё высокое достоинство. Такой упадок её,кажется,происходит оттого, что за вмешательство невежд в медицину нигде не назначено им приличного наказания ,кроме бесчестия, которое на бесчестных не имеет никакого впечатления. Многих из сих людей можно уподобить актёрам,которые,хотя и принимают на себя вид актеров, подобно им одеваются и даже действуют, однако не суть актёры :точно то же и  с врачам-по имени их много ,а по самому

делу - очень мало.

                                                                  (Гиппократ о медицине)

 

 

Тема моей работы « Этика и деонтология в медицине». Хотелось бы, чтобы моя работа была понятна любому читателю, а не только медицинским работникам и по этому я постараюсь написать на более простом языке. Но сначала хочу рассказать вам одну интересную историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секрет  волшебных фей.

 

Однажды в городе Хирстац приключилась одна интересная история. В морознее зимнее утро на станцию « Солнечная» прибыл поезд с необычным пассажиром из далёкого города. На пирон вышел пассажир ни  чем не привлекавший внимание, но только две добрые  феи, порхающие вокруг него, знали цель его приезда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И по этой причине они сопровождали его. Он взял в руки чемодан и направился в сторону амбулатории, которая находилась на конце улицы.

В чертах лица этого пассажира виделось волнение и страх, только он знал, что ему предстояла большая жизненоважная операция. Он долго готовился к этому дню. За несколько дней до этого ,ему предшествовали дни подготовки .

И вот этот день настал. Он стоял на пороге амбулатории, и свойственно  всем перед таким решением испытывал волнение, тревогу, переживание.

И вот на пороге приёмного покоя он попадает в новый мир, где по- всюду будут его сопровождать те самые феи, которые прибыли с ним из далёкого города.

Сестра приемного покоя,   зная настрой нашего героя, проявляет по отношению к нему максимум чуткости и внимания, она знает раз он попал к нам, значит, его что-то тревожит и беспокоит.

Важную роль в его уверенности, что он пришёл именно туда, будут играть спокойная деловая обстановка в отделении, отсутствие суетливости при работе, уверенность и профессиональное мастерство сестер. Все это в  его глазах   повышает доверие и авторитет медицинских работников амбулатории.

Ведь нашего героя интересует множество вопросов, на которые

медсестре необходимо быть готовой дать ответы в пределах своей компетенции.

И вот наш герой уже в просторной светлой чистой и аккуратно прибранной палате. И, кажется, здесь всё хорошо, но его  не покидает чувство нервозности и беспокойства. Но не забывайте, что наши две незаметные глазу феи всегда находятся рядом с ним.  На пороге появился врач с медицинской сестрой. Начиная с первой встречи, наш герой старается изучить своих врачей и медицинских сестер, обращая внимание не только на их внешний вид, но и на их отношение к работе, на то, насколько искренне сестра слушает больного, умело и участливо старается ему помочь. И наш герой слышит слова, которые он будет помнить долго, после того как закончится наша история и наш герой покинет стены амбулатории.

 

«Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, и я останусь один — вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем».

 

Для нашего героя  во избежание страха перед наркозом  в доступной форме  медицинская сестра  рассказала о подготовительных мероприятиях и возможных ощущениях перед началом наркоза. Она  попыталась снять чувство страха, успокоить и вселить уверенность в безопасности метода. И предстоящей операции.

Успех лечения нашего героя  во многом определяется тремя факторами:

-оперативным искусством врача

-умением сестер обеспечить тщательный послеоперационный уход (выхаживание)

- также психологическим настроем больного.

Поэтому  положительный настрой на выздоровление, уверенности в благоприятном  исходе заболевания, физически активного поведения — важнейшая задача сестры.

Тут, наряду с четким выполнением всех врачебных назначений, от сестры требуется душевное отношение , не наигранное, а проникнутое человеческой любовью исполнение своего профессионального долга, теплота сестринских слов и легкость ее женских рук, безболезненное выполнение медицинских манипуляций.

Наш герой в лице медицинской  сестры  почувствовал самого близкого, душевного, искренне заботящегося о нем человека. Добрые советы, отвлечение внимания  от трудности, настрой на выздоровление окажутся весьма полезными помощниками на пути восстановления здоровья и трудоспособности  нашего оперированного героя.

Поэтому в операционной, где находился наш герой, были  исключены всякие обсуждения хода операции, возможных ее трудностей, состояния хирургических инструментов, шовного материала, а также полноты и радикальности вмешательства.

Сама операционная перед  операцией приведена в образцовый порядок, в ней не должны оставаться от предыдущей операции следы крови на операционном белье, халатах медработников, а  наш герой даже на короткое время не должен оставаться без внимания сестры или санитарки.

И вот на следующий день в окно заглянуло озорное  солнце, которое уже по-своему радовало нашего героя своими лучами. На душе было  спокойно. Теперь нашего героя практически ни чего не беспокоило, кроме дня когда он снова  вернётся в свой любимый город. Так и пролетели дни пребывания в амбулатории : в заботе, ласке, доброте и уюте. И вот настал долгожданный день возвращения домой. Но наш герой почувствовал боль разлуки с тёплыми заботливыми руками ,которые окружали его здесь. Но  дома  ждали его возвращения. И вот по дороге на пирон под майское пение птиц наш герой возвращался домой. Он шёл счастливый и здоровый, и парили над его головой две феи, имя которых этика и деонтология. На протяжении всего пути они оберегали его от зла, бессовестности, жестокости,безнравствен-

ности. И каждого пришедшего на порог амбулатории должны сопровождать эти две феи, без которых не может существовать медицина. Они всегда должны быть рядом.

  

Этика

 

Теперь пришло время рассказать о каждой феи по отдельности:

Этика - философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Этика - это система норм нравственного поведения человека или группы людей.

Первая встреча

 

 

Начиная с первой встречи больной, старается изучить своих врачей и медицинских сестер, обращая внимание не только на их внешний вид, но и на их отношение к работе, на то, насколько искренне сестра слушает больного, умело и участливо старается ему помочь.

Речь идет о взаимном познании психологии больного медицинскими работниками и психологии медиков больными. Отсюда возникает два аспекта взаимоотношений: сестра — больной, больной — сестра.

Человеческая теплота, нежность и ласковость медицинской сестры должны проявляться с особым тактом, который не побуждал бы больных к ухаживанию, к попыткам контактов интимного характера. Тут нужен надежный и постоянный самоконтроль за своими действиями.

Проявлением теплого внимания к больным, укрепляющим доверие, должны быть неторопливые беседы, умение сопереживать больному. Играют роль контроль за своевременной сменой белья, регулярной заправкой постелей и другие действия, направленные на поддержание в палате чистоты и порядка. Ровное отношение ко всем больным, постоянство в поведении сестры и обязательность в выполнении лечебных назначений усиливают доверие больных к медицинским работникам.

Профессия медицинской сестры требует от нее сдержанности, умения владеть собой даже в сложных, непредвиденных ситуациях. Нельзя больному демонстрировать растерянность при оказании неотложной медицинской помощи, особенно при проведении реанимационных мероприятий, остановке кровотечения, обработке ран, иммобилизации при переломах костей.

Больной в действиях сестры должен чувствовать спокойствие, уверенность и профессиональное умение выполнять даже сложные лечебные и диагностические манипуляции.

За последние десятилетия заметно изменился контингент больных, поднялся их общеобразовательный и культурный уровень, что повысило требовательность людей к качеству медицинского обслуживания, стилю работы, культуре взаимоотношений. Следует считать совершенно непозволительным панибратское, фамильярное отношение к больным, обращение к ним на «ты», похлопывание по плечу. Уважительным общепринятым является обращение к пациенту по имени и отчеству и на «Вы», следует отказаться от употребления самого слова «больной»

 

 

 

 

Пациент «союзник» медработника

 

 

 

Необходимо добиваться, чтобы пациент стал «союзником» медработника, тогда с болезнью будет легче справиться.

Сделать больного активным участником борьбы со своей болезнью — важнейшая задача среднего медработника, она может быть достигнута с помощью целого комплекса медицинских и деонтологических приемов. Отношения среднего медработника и больного должны основываться на совместных усилиях, направленных на борьбу с болезнью и восстановление здоровья.

Основой надлежащего контакта сестры и больного являются глубокие профессиональные знания и совершенные практические навыки в выполнении лечебно диагностических процедур и приемов ухода за больными. Для этого сестра обязана постоянно учиться, перенимать опыт своих коллег, следить за периодической медицинской литературой.

Обращаясь за медицинской помощью, больной вручает нам свое здоровье, заботу о себе, живет надеждой на выздоровление.

Тут важным фактором выступает доверие больного к медицинскому учреждению, куда он поступил на лечение, к его медицинскому персоналу. Если больной доверяет лечащему врачу и медицинской сестре, он чувствует себя в безопасности, спокойно и уверенно идет на любые диагностические процедуры и лечебные мероприятия.

Медицинской сестре следует всячески завоевывать доверие больного, а это в значительной степени достигается доброжелательным к нему отношением на всех этапах лечебного процесса: от приемного отделения или регистратуры до самого последнего дня лечения.

В атмосфере недоверия больного к сестре каждое ее слово, жест или действие будут восприниматься, и рассматриваться как проявление враждебности и даже угрозы его здоровью. Вот почему медицинским сестрам необходимо совершенствовать хороший стиль работы, составными элементами которого должны быть вежливость, нежность, ласковость и терпение.

Медицинская сестра не должна давать категорических обещаний полного выздоровления, особенно при хронических заболеваниях, но следует планомерно вселять больному надежду на улучшение состояния и уверенность в благополучном исходе его заболевания.

Уважительное отношение перекликается с чуткостью к больному, что должно выражаться в искреннем стремлении помочь ему, облегчить страдания, утешить и ободрить при ухудшении самочувствия или утяжелении течения заболевания.

 

Важной стороной взаимоотношений сестры и больного является умение хранить его тайны. Сестре не следует, придя в палату, неодобрительно отзываться о поведении больных других палат, рассказывать их жалобы, обвинять в неблагодарности или капризности. Больной должен быть уверен, что все сказанное сестре останется тайной для окружающих и может стать известным только лечащему врачу.

Больных не следует посвящать в трудности и сложности своей работы, ни в коем случае нельзя рассказывать о наличии в отделении безнадежных или умирающих больных, о проводимых реанимационных мероприятиях и других событиях, которые могут отрицательно сказываться на настроении и самочувствии больных или приводить к обострению течения заболевания.

Медицинская сестра должна уметь терпеливо выслушивать больного, даже если такой разговор повторяется неоднократно или он недостаточно интересен для сестры. Надо дать больному возможность изложить все, что он хочет рассказать. Больной изольет душу, и это принесет ему облегчение. При этом внимание сестры должно быть не напускным, а естественным, чтобы пациент видел искренний интерес к его просьбам и высказываниям. При беседе с больным не следует посматривать на часы и этим показывать, что вы куда-то спешите или истекает ваше рабочее время.

Доброжелательная, ровным, уверенным голосом проведенная с больным беседа приносит успокоение, снимает внутреннюю напряженность. Не следует вслух выражать сожаление, что больной поздно обратился за лечением и что ему в связи с этим трудно или невозможно помочь. Действия медицинской сестры даже у постели неизлечимого больного должны оставаться четкими и уверенными, укрепляющими надежду на выздоровление.

Медицинская сестра обязана в совершенстве владеть словом и уметь использовать его большие психотерапевтические возможности.

 

Слово медицинской сестры

Слово медицинской сестры должно нести больному только нужную, деонтологических оправданную информацию, успокаивать, снимать эмоциональную напряженность, ободрять, подчеркивать жизненные

перспективы.

Всегда следует помнить, что неосторожно высказанное подозрение о несуществующей болезни может быть причиной стойкого ятрогенного заболевания, избавиться от которого бывает очень трудно. В беседах с больными необходимо избегать выражений, содержащих тревожную удручающую информацию, таких как: «Ваш внешний вид мне сегодня не нравится», «усилившиеся боли в животе могут говорить о начавшемся послеоперационном осложнении», «Вы лечились не у того специалиста». Такие и им подобные высказывания сестры вызовут дискомфорт в самочувствии больного, испортят ему настроение, замедлят выздоровление.

Информация о работе Этика и деонтология в медицине