Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Изучение проблемы языкового развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связывается с изучением особенностей лексического строя, поскольку слово является центральной единицей языка. При изучении лексики у детей с ОНР учитывается, что между звуковой формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а только то, которое соотносится с определенным предметом, процессом, качеством или действием и имеет грамматическое оформление. Нарушение одного из перечисленных условий может затруднить процесс называния, обозначения предмета, явления, а, следовательно, и речевую деятельность в целом.

Работа содержит 1 файл

мрр.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
  1. Особенности лексического строя  детей с ОНР

Изучение  проблемы языкового развития детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи связывается  с изучением особенностей лексического строя, поскольку слово является центральной единицей языка. При изучении лексики у детей с ОНР учитывается, что между звуковой формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а только то, которое соотносится с определенным предметом, процессом, качеством или действием и имеет грамматическое оформление. Нарушение одного из перечисленных условий может затруднить процесс называния, обозначения предмета, явления, а, следовательно, и речевую деятельность в целом.

В работах  многих авторов (Р.Е. Левиной 1968; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой 1973, 1999; Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой 2001; Ж.В. Антиповой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой 2002; В.П. Глухова 2002 и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР наблюдаются различные нарушения лексики.

Одной из выраженных особенностей речи детей  с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Так, например, как указывают Р.И. Лалаева и  Н.В. Серебрякова (2001), бедность словаря у детей с ОНР проявляется, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея)» частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.

Многие  дети затрудняются в актуализации таких  слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

     Особенно  большие различия между детьми с  нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают  слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).

     Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей  выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с  ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

В одних  случаях дети употребляют слова  в излишне широком значении, в  других - проявляется слишком узкое  понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в  определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий  у этих детей наиболее распространенными  являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают  замены слов, входящих в одно родовое  понятие (лось - олень, тигр - лев, грач - сорока, сорока - галка, ласточка - чайка, оса - пчела, дыня - тыква, лимон - апельсин, ландыш - тюльпан, сковорода - кастрюля, весна - осень, сахарница - чайник, скворечник - гнездо, ресницы - брови и др.).

  1. Развитие связной речи у детей с ОНР

К числу  важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие   речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного  преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

     Формы организации обучения связной речи в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речи могут  быть различными:  занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

      Основной  формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые подгрупповым методом(5-6 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 20-30 мин., в утренние часы. 

Конспект  занятия по формированию связной речи у  детей с ОНР (подготовительная группа) по теме "Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»"

 

Коррекционно-образовательные цели.

1. Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег,

снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать).

2. Учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картине, составленной из отдельных частей, которые являются зрительным планом изложения.

3. Совершенствование грамматического строя речи (Образование однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными и причастиями).

Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развитие диалогической речи.
  2. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, развитие длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование. Коллективный рисунок «Зима во дворе»; одно сюжетные картинки по теме «Зимние забавы»; снежинки с буквами; кукла Снежная Баба; магнитофон, кассета с записью пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»; бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей. (Архив с рисунками.)

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за изменениями в природе зимой с воспитателем. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Объявление  темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, развитие мышления, закрепление  понятия «твердый – мягкий» звук.

Логопед загадывает загадку:

«С неба падают зимою 
И кружатся над землёю 
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

Логопед. Ребята, по дороге в детский сад я нашла снежинки. Снежинки эти не обычные. На них буквы (две снежинки с буквами «З» - зелёного и синего цвета; две – с буквами «М» - синего и зеленого цвета; снежинки с буквами «И», «А» - красного цвета).

- Какое  слово можно сложить из этих букв?

Дети. Слово «Зима».

Логопед. Для составления этого слова вы выбрали «З» зелёного цвета, а «М»- синего, почему?

Дети. Потому что в слове «Зима», звук «З» - мягкий, обозначаем зеленым цветом; а звук «М» - твердый, обозначаем синим цветом.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме, её приметах и зимних забавах.

2. Закрепление умения подбирать родственные слова.

Игровое упражнение «Договори словечко».

Логопед. Прослушайте стихотворение, дополните строчки:

Тихо, тихо, как во сне 
Падает на землю… снег 
С неба всё скользят пушинки – 
Серебристые … снежинки. 
Кружатся над головою 
Каруселью…снеговою. 
На проселки, на лужок 
Все снижается …снежок. 
Землю белой, чистой, нежной, 
Застелил метелью…снежной. 
Вот веселье для ребят – 
Все сильнее… снегопад
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть в снежки. 
Снежный ком – на снежный ком, 
Всё украсили … снежком, 
Рядом снежная фигурка 
Это девочка - … Снегурка. 
На снегу то, посмотри – 
С красной грудкой … снегири. 
Словно в сказке, как во сне, 
Землю всю украсил … снег. 
И.Лопухина.

Логопед. Назовите похожие слова, которые встречались в стихотворении?

Дети. Снег, снежинки, снеговой, снежок, снежный, снегопад, снежки, Снегурка, снегири.

Логопед. Какая часть слова повторяется во всех этих словах?

Дети. Снег.

Логопед. Что такое снегопад?

Дети дают объяснение.

3. Упражнение «Вьюга».

Формирование  направленной воздушной струи.

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед. Ребята, что такое вьюга?

Дети. Это сильный ветер со снегом.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох (плечи не поднимаем), а затем дуйте в соломинку (щеки не надуваем).

Логопед показывает, как правильно выполнять  упражнение.

Логопед. Молодцы, вы справились.

4. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и причастиями.

Логопед. Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

Дети. Искристый, искрящийся.

Логопед. Снег сверкает, он какой?

Дети. Сверкающий снег.

Логопед. Хрустит под ногами, он какой?

Дети. Хрустящий снег.

Логопед. Снег рассыпается в руках, он какой?

Дети. Рассыпчатый снег.

Логопед. Липнет в руках. Он какой?

Дети. Липкий снег.

Логопед. Послушайте загадку:

Меня не растили, 
Из снега слепили, вместо носа ловко 
Вставили морковку, 
Глаза – угольки, 
Губы – сучки. 
Холодная, большая, 
Кто я такая? (Снежная баба)

Логопед. Из какого снега можно слепить Снежную бабу?

Дети рассказывают.

Логопед. Можно ли слепить из рассыпчатого снега? Почему?

Дети объясняют.

5. Работа над диалогической формой речи и закрепление навыка составления описательного рассказа по одно сюжетной картинке.

Логопед. Сегодня мы продолжим работу с рисунком, который вы подготовили с воспитателем.

Далее логопед включает магнитофон. На фоне отрывка из пьесы П.И.Чайковского  «Зимнее утро» слышен голос Снежной  бабы:

«Я пришла к  вам на рисунок, 
Но у вас на нем мне грустно, 
Чтобы стало веселей, 
Дам картинки для друзей. 
Догадайся, посмотри: 
Кто находится внутри?»

Информация о работе Развитие связной речи