Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Изучение проблемы языкового развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связывается с изучением особенностей лексического строя, поскольку слово является центральной единицей языка. При изучении лексики у детей с ОНР учитывается, что между звуковой формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а только то, которое соотносится с определенным предметом, процессом, качеством или действием и имеет грамматическое оформление. Нарушение одного из перечисленных условий может затруднить процесс называния, обозначения предмета, явления, а, следовательно, и речевую деятельность в целом.

Работа содержит 1 файл

мрр.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Логопед. Ребята, Снежная баба предлагает поиграть в игру «Угадай картинку»

На столах у детей картинки - 1-ый экземпляр, у Снежной бабы – 2-ой.

Ребёнок выходит к доске, берет картинку у Снежной бабы, рассказывает, что он на ней видит (детям картинку не показывает).

Например: «на картинке девочка. Она одета  в красную шапку, жёлтую куртку. У неё есть коньки». Затем задаёт вопрос: «Что она делает?»

Ребёнок, отгадавший свою картинку, отвечает: «Это Маша. Она катается на коньках по льду».

Аналогичная работа с остальными картинками.

6. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям отдохнуть. Дети приглашаются на ковер для разминки.

Выпал беленький  снежок, Дети идут по кругу. 
Соберёмся все в кружок. Останавливаются. 
Мы на саночки садимся, Приседают. 
И с горы на санках мчимся. 
Снег, снег, белый снег, Встают, взмахивают руками. 
Кружит, падает на всех. 
Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах. 
Друг за другом побежали. 
Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг 
Снеговика мы смастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков. 
Поиграли, полепили, 
И к делам мы приступили. Проходят на свои места.

7. Составление рассказа по картине.

Логопед предлагает детям продолжить работу с рисунком, «оживив» его.

Логопед начинает: «Был солнечный, морозный денёк. Дети вышли гулять во двор…»

Дети  по очереди составляют предложение  по картинке, лежащей на его столе. Выходит к доске и прикрепляет картинку к общему рисунку (5 картинок).

Логопед. Как дети провели время на прогулке?

Дети подводят итог.

Логопед. Замечательная картина у нас получилась.

Как мы её назовем?

Дети. «Зимние забавы».

Логопед. Давайте ещё раз расскажем  Снежной бабе о том, как ребята провели время на прогулке.

Дети  рассказывают по цепочке. Один ребёнок  рассказывает целиком.

8. Итог занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить по порядку  все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

Потом он оценивает работу каждого ребёнка.

Слышится  музыка. Голос Снежной бабы:

«Вот не зря  я к вам пришла, 
И картинки принесла. 
Все красиво говорите! 
Что ж, подарки получите!»

Снежная баба оставляет  корзинку с сюрпризом.

Логопед. Поблагодарим Снежную бабу и скажем ей: «До свидания!» 

Примеры занятий по развитию связной речи из учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи» / О.С. Гомзяк 

Занятие 1. Рассказывание по теме «Осень»

Цели:

1.      коррекционно—образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

2.      коррекционно—развивающие:

·         систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

·         активизировать словарь по данной теме;

3.      коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний  лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени  Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1.      Организационный момент.

Чтение  стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор  как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья  сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

О каком  времени года говорилось в стихотворении?

Назовите  осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое  листопад?

2.      Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3.      Игра «Подбери действие».

Листья  осенью (что делают?) — желтеют, опадают  и т.д.

Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

Урожай  осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4.      Игра «Подбери признак».

Листья  осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода  осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными  листьями, поздней — голые.

5.      Физкультминутка

К нам  на длинной тонкой ножке Прыжки на одной  ноге по кругу.
Скачет  дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге.
В лужице — смотри, смотри!  
— Он пускает пузыри.
Показывают  руками на воображаемые пузыри.
 

 6.      Чтение письма.

Стук  в дверь. Логопед заносит в  кабинет корзинку с разноцветными  листьями. Среди листочков находит  письмо. Это послание осени. Но осенний  дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену  лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Чтение  рассказа, составленного с помощью  ответов детей.

7.      Итог занятия.

О каком  времени года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Занятие 2. Составление описательного рассказа о дереве

Цели:

1.      коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

2.      коррекционно—развивающие:

·         закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

·         развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

·         обобщать знания о деревьях;

3.      коррекционно—воспитательная: воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», А. С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

1.      Организационный момент.

Игра  «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2.      Объявление темы.

Листья  и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

3.      Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

Рассмотрите картинку.

Как называется это дерево?

Какое оно по величине?

Где чаще всего растет?

Из каких  частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно  сделать из этого дерева?

Почему  люди сажают деревья на улицах города?

4.              Физкультминутка.

Дует  легкий ветерок – листочки едва шевелятся. Дети имитируют  легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер – качаются деревья. Наклоны туловища.
 

 

           

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые  качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят. Осенние  листочки ребятам говорят: Осиновый: а—а—а! Рябиновый: и—и—и. Дубовый: о—о—о! Березовый: у—у—у.

5.      Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас  я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать  воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6.      Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

7.      Итог занятия.

О каких  деревьях говорили?

Информация о работе Развитие связной речи