Слово врача как лечебный фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:11, реферат

Описание работы

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. В большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

Содержание

Введение
Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом
Влияние врача на самосознание больного
Взаимоотношение врача и пациента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

слово врача.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Врач, сообщая больному правду, должен внушить  ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”. Убедите пациента в своем постоянном участии и готовности быть рядом с ним. Постарайтесь исполнить свое обещание!  

      Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может  оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

      Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили  осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной  клетки. Мысль о том, что это  инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

      Не  так давно прочитала, как врач-нейрохирург консультировал коллегу с переломом позвоночника. «Доктору явно некогда. Он забежал по пути потому, что попросили. Весь выражал нетерпение, представился недружелюбно. Начал говорить ровным голосом, беспощадно и безжалостно, что ждет меня в дальнейшем, если не умру от уросепсиса». В одночасье медицинская деонтология, а заодно и этика, были распяты. А поддержка пришла от сердобольной санитарки, перенесшей подобную травму и победившей ее.

      Как сделать общение с пациентом  максимально эффективным? Можно  ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько  таких советов приведены ниже.

      – Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.

      – Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.

      – Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.

      – Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.

      – Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).

      – Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Давно подмечено, что все желания и  стремления, свойственные здоровому, у  больного легко отходят на второй план. Меняется отношение к жизни, к работе, к окружающей среде. Больной человек начинает думать только о себе, о своей болезни. И от того, как врач встретит, как поговорит, как посмотрит и осмотрит, во многом зависит дальнейшее течение заболевания.

      Врач  должен владеть тонким психологическим  чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении  возможен при сочетании доверительных  человеческих отношений и научных  достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

      Общение с пациентом в медицинской  сфере происходит чаще всего в  виде диалога. В течение разговора  собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.

      Не  помню, кто сказал «невежественный  актер – жалок, невежественный инженер  – убыточен, невежественный врач –  опасен». Невежество – отсутствие элементарных знаний по специальности, и должно квалифицироваться как должностное преступление. 

      Список  литературы

      1. Немов Р.С. Писхология: Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

      2. Норман Казинс "Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении"; Москва, 1991.

      3. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2005.

      4. Ташлыков В.А. "Психология лечебного процесса". Феникс, 1999.

      5. Яровинский, М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» /М.Я. Яровинский. – М., 2004. – 527 с.

      6. Красов, Л. Врач, больной и надежда /Л. Красов //Будь здоров. – 2006. – № 7. – С. 2-5.

      7. http://www.rlsnet.ru/

      8. http://www.health-ua.org/

Информация о работе Слово врача как лечебный фактор