Социально-медицинская работа в хосписе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Хоспис – медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание. Пациенты хосписов окружены обычными «домашними» вещами, к ним открыт свободный доступ родственникам и друзьям. Медицинский персонал оказывает паллиативную медицинскую помощь: больные могут получать кислород, обезболивающие, зондовое питание и т. п. Минимум врачей и максимум среднего и младшего медицинского персонала. Основная цель пребывания в хосписе – скрасить последние дни жизни, облегчить страдания.

Содержание

Введение
1. Организация работы и предназначение хосписов
2. Роль социального работника в работе хосписа
3. Специфика социальной работы в хосписе
4. Стандарты практики социальной работы в хосписах
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социально-медицинская работа в хосписе.docx

— 42.29 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Организация работы и предназначение хосписов 5

2. Роль социального работника  в работе хосписа 7

3. Специфика социальной  работы в хосписе 8

4. Стандарты практики  социальной работы в хосписах 10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Хоспис – медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание. Пациенты хосписов окружены обычными «домашними» вещами, к ним открыт свободный доступ родственникам и друзьям. Медицинский персонал оказывает паллиативную медицинскую помощь: больные могут получать кислород, обезболивающие, зондовое питание и т. п. Минимум врачей и максимум среднего и младшего медицинского персонала. Основная цель пребывания в хосписе – скрасить последние дни жизни, облегчить страдания. Это гуманно и кроме того, выгоднее экономически, чем лечить терминальных пациентов в условиях отделения интенсивной терапии. На постсоветском пространстве эта проблема не решена, так как всё равно требует значительных вложений, получения лицензии на работу с наркотиками и т. п.

Хоспис оказывает помощь неизлечимым больным в последней  стадии заболевания. На территории стран  СНГ помощь в хосписах оказывается  преимущественно онкологическим больным с выраженным болевым синдромом в последней стадии заболевания, подтверждённого медицинскими документами.

Первичным объектом медико-социальной и психологической помощи в хосписе  являются больной и его семья. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписах.

Хоспис обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным. Амбулаторная помощь оказывается на дому бригадами выездной службы хосписа («хоспис на дому»). Стационарная помощь в зависимости от нужд больного и его семьи оказывается в условиях круглосуточного, дневного или ночного пребывания больных в стационаре.

В хосписе может быть реализован принцип «открытости диагноза». Вопрос о сообщении больным их диагноза решается индивидуально и только в случаях, когда на этом настаивает больной.

Вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.

Каждому больному в хосписе  должен быть обеспечен физический и  психологический комфорт. Физический комфорт достигается созданием  в стационаре условий, максимально  приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.

Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций.

 

 

1. Организация работы и предназначение хосписов

Хоспис является государственным  учреждением здравоохранения, предназначенным  для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической, юридической и духовной помощи инкурабельным (неизлечимым) больным, с целью обеспечения им симптоматического (паллиативного) лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической и социальной поддержки родственников на период болезни и утраты ими близкого.

Дом (отделение) сестринского ухода, хоспис организуется на базе отдельных участковых больниц сельской местности, городских многопрофильных и специализированных (психиатрических, противотуберкулезных, онкологических и т.д.) больниц по решению местных Советов народных депутатов и согласованию с местными органами здравоохранения.

Направления на госпитализацию в дома (отделения) сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных,  сельских приписных участков, здравпунктов, врачебных амбулаторий или другими врачами-специалистами, по представлению  работников органов социального обеспечения, общественных и благотворительных организаций.

Основные  задачи хосписа:

1) формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных больных – благотворительной медицины;

2) проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, организация им квалифицированного ухода с применением психотерапевтических и традиционных методик;

3) подбор и проведение необходимой обезболивающей терапии;

4) оказание социально-психологической помощи больным и родственникам, обучение родственников навыкам ухода за больными [3, с. 190].

Поскольку за небольшой срок существования хосписов стали очевидными преимущества паллиативной (симптоматической) помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения, то совершенно очевидна роль в этом специалистов по социальной работе.

Именно специалисты по социальной работе в сотрудничестве с врачами, психологами, способны успешно решать стоящие перед ними задачи: оказывать помощь и достигать эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного. Важными характеристиками социального работника являются гуманистическое, позитивное отношение, высокая положительная самооценка, легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, эмоциональная устойчивость, отсутствие тревожности как личностной черты, неагрессивное, необвинительное поведение в конфликтных ситуациях, высокая степень личностной социальной ответственности [11, с. 113-114].

Личность социального  работника в аспекте профессиональной деятельности рассматривается как один из серьезных факторов достижения успеха в решении вопросов организации, управления и внедрения спектра социальных услуг «обреченным» больным и их ближайшему окружению в системе паллиативной медицины и ухода [12, с. 201-202].

Таким образом, помимо лечения  злокачественных новообразований, социально-медицинская работа с  онкобольными включает в себя медико-социальное обслуживание инкурабельных  больных, а также организацию хосписного обслуживания.

Инкурабельный больной (от лат. in – не + curabilis – излечимый) – это неизлечимый, безнадежный больной. Универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет более полно удовлетворить их социальные, психологические и медицинские нужды [2].

Введение в штат паллиативной медицины социального работника  позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнение своих непосредственных обязанностей.

 

2. Роль социального работника в работе хосписа

Поскольку за небольшой срок существования хосписов стали очевидными преимущества паллиативной помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения, то совершенно очевидна роль в этом специалистов по социальной работе [7, с. 179].

Именно специалисты по социальной работе в сотрудничестве с врачами, психологами, способны успешно решать стоящие перед ними задачи: оказывать помощь и достигать эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного. Важными характеристиками социального работника являются гуманистическое, позитивное отношение, высокая положительная самооценка, легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, эмоциональная устойчивость, отсутствие тревожности как личностной черты, неагрессивное, необвинительное поведение в конфликтных ситуациях, высокая степень личностной социальной ответственности [6, с. 44].

Личность социального  работника в аспекте профессиональной деятельности рассматривается как один из серьезных факторов достижения успеха в решении вопросов организации, управления и внедрения спектра социальных услуг «обреченным» больным и их ближайшему окружению в системе паллиативной медицины и ухода [4, с. 15].

Таким образом, помимо лечения  злокачественных новообразований, социально-медицинская работа с  онкобольными включает в себя медико-социальное обслуживание инкурабельных больных, а также организацию хосписного обслуживания. Универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет более полно удовлетворить их социальные, психологические и медицинские нужды.

Введение в штат паллиативной медицины социального работника  позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнение своих непосредственных обязанностей.

 

 

3. Специфика социальной работы в хосписе

Профессия социального работника  существует для укрепления или восстановления потенциала и оптимального психологического, эмоционального, духовного, социального и физического здоровья, как отдельных людей, так и групп. Ее профессиональные ценности и навыки идеально подходят для работы в хосписе и оказания паллиативной помощи, а также для реализации программ, предназначенных для лечения всего организма в целом на междисциплинарной основе и для улучшения качества жизни в трудные времена.

Социальные работники, решительно выступают за самоопределение и  культурно надлежащий уход, поскольку  они обучаются ценить личность, и  понимают, что хорошее медицинское  обслуживание требует, чтобы желания  и потребности обслуживаемых  людей соблюдались в надлежащем виде. И когда вылечить человека уже невозможно, когда невозможно справиться с психологическим, физическим и духовным истощением, а также  стрессом, весьма кстати приходятся именно социальные работники, специально подготовленные для оказания помощи подобного рода, и, умеющие справиться и управлять данными состояниями.

В рамках междисциплинарной  команды, социальные работники могут  представлять лицо или семью с  пожеланиями на каждом заседании  группы и выступать в рамках других программ с целью повышения их оперативности и убеждаться, что  каждая семья получает помощь, которая  является адаптированной к их потребностям. После смерти пациента, цель социального работника, обеспечить оказание психологической помощи членам его семьи, с последующей корректировкой их личности, чтобы жизнь продолжалась без любимого человека, но в русле благоприятного психосоциального климата [9, с. 204-205].

В связи со сложным экономическим  положением в хосписе можно выделить такую технологию, как фандрайзинг, который в контексте социальной работы, представляет собой деятельность по поиску и сбору средств, необходимых данному учреждению для проведения различных мероприятий или для закупки соответствующего оборудования. Специалист по социальной работе, осуществляющий свою профессиональную деятельность на базе хосписа, прежде всего, уделяет внимание таким направлениям фандрайзинга как: разработка программ на получение международных грантов, а также обращение за спонсорской помощью в различные частные и коммерческие организации.

Помимо работы с пациентами, важную роль приобретает работа с  сотрудниками хосписа, поскольку синдром эмоционального выгорания у работников сферы «человек-человек» – это некоторый защитный механизм организма, возникающий в противовес неблагоприятным факторам на работе, для предотвращения появления которого руководитель учреждения должен создавать благоприятные условия. Специалист по социальной работе совместно с психологом должен принимать активное участие в организации подобных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в коллективе [10, с. 44].

Все это и многое другое может делать социальный работник в  учреждениях хосписного типа и паллиативной помощи, опираясь на специальные стандарты и технологии.

 

 

4. Стандарты практики социальной работы в хосписах

1. Этика и ценности. Социальные работники, практикующие в центрах паллиативной помощи и в учреждениях хосписного типа должны быть готовы к вызовам, которые включают оценку этической дилеммы и значение конфликтов, а также к рассмотрению вопросов, касающихся религии, духовности и смысла жизни. Чтобы быть эффективным практиком в этой области, специальная подготовка по паллиативной и хосписной помощи является предпочтительной.

Минимальная база знаний, необходимых  в данном случае включает в себя понимание следующих основных этических  принципов:

Правосудие: обязанность  рассматривать все справедливо, распределяя риски и выгоды в  равной степени;

Милосердие: обязанность  делать добро для людей;

Не нанесение вреда: обязанность  не причинять вреда;

Понимание/Толерантность: обязанность  понимать и принимать другие точки  зрения, если разум подсказывает, что  это является оправданным;

Гласность: обязанность принимать  меры на основе этических норм, которые должны быть известны и признаны всеми, кто этим занимается;

Уважение к личности: обязанность  уважать честь и достоинство  других людей, их права и обязанности;

Достоверность: обязанность  говорить правду;

Конфиденциальность: обязанность  соблюдать конфиденциальность информации и принятия решения;

Равенство: обязанность рассматривать  людей в рамках равенства, как  морального, так и материального [1, с. 108].

2. Знания. Социальные работники в паллиативной и хосписной помощи должны демонстрировать знания теоретических и практических факторов эффективной работы с клиентами и персоналом.

3.Оценка. Социальные работники должны производить оценку клиентов и предоставлять полную информацию для разработки мероприятий и лечения. Социальные работники составляют план мероприятий со своими клиентами на основе оценок и должны быть готовы  постоянно переоценивать и пересматривать планы лечения в связи с вновь выявленными потребностями и изменениями целей лечения.

Информация о работе Социально-медицинская работа в хосписе