Связь искусства и медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Значение искусства для человека можно уяснить, обратившись к великому немецкому поэту Гете, который писал, что понять шедевр также сложно, как сотворить его. Н.И. Пирогов высказывал мысль о том, что врач, не имеющий общего образования и не интересующийся произведениями великих писателей и поэтов, не врач, а ремесленник.

Работа содержит 1 файл

Связь искусства и медицины.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

    В одной из статей 1916 гола ^Значение музыки и воспитании р€Г)сн- 
ка» Бехтерев писал о том, что музыка являе;ся властизельниасй на 
ших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по реше 
нию врача может и должна создавать определенные настроения, где 
нужно ослабить излишнюю вг)збулимость, в других случаях перенести 
больного из грустного состояния в х^ е настроение, в третьих слу-

    чаях  подейст ь соответствующим обраюм иа дыхание и кронооС)-

    рашение, устранить и придать членам физическую бодрость. Большим любителем музыки был СП Б<лкин, сам он играл на виолончели. А профессор Медико-хирургической  академии А.П. Бородин созда-т оперу «Князь Игорь* и другие музыкальные произведения.

    В терапевтических и воспитательных целях медики отдают пред 
почтение к-тассической и иапиона,тьиой музыке. Так, музыке славян 
ских народов присуща наг ^ть, мелодичность. В ней практически 
нет взрывных звуков, способных обраковать па/убпые ;ия здоровья 
человека инфразвуковые биения. Поэтому под нашу музыку легко раз 
мышлять, она способствует познанию окружающего мира. Активно 
в-тияет на формирование здор^>вой личности классическая музыка, она 
вызывает положительные - .^и. благоприятные ;ин здоровья. И на 
оборот, музыка некоторых народов отличается обилием взрывных рит 
мичных барабанных звуков, вызы(^аюшиx а» рсссивиость или страх. Так, 
поп-музыка мешает человеку учиться и творить. Музыка, содсржашая 
ритмы ударников, как считает доктор технических наук В. Кашиной. 
сродни наркотикам и может вызвать генетические изменения. Чело 
век, привыкший к поп-музыке, начинает испытывать наркотическое 
голодание.

    Музыкотерапия, как прикладной медико-эстетический метод, находит применение » ортопедии, зубоврачебной практике, в борьбе с производственным утомлением, и, конечно же, в таких областях, как психиатрия и нейропсихология. Музыка имеет широкое применение в физическом и духовном укреплении здор(знья молодых людей

    Для врачей представляет интерес арттерапия, целительные возмо> ности и}о6разительных искусств. Психофижоло! СВ. Краиков ешс »

 

    

    году  пришел к выводу о том. что цвет может эффективно приме-

    1 ,яться Для лечения нервных болезней. Рядом экспериментов было подтверждено* что средневолновые участки спектра (цвета зеленый и желтый, а также белый) оказывают наиболее благоприятно» влияние

    щ на Функциональную способность органа зрения и нервную систему человека. Данные исследования легли в основу цветового оформле-

    I   ния производственных, лечебных» культурно-бытовых помещений и

    | Оборудования. С 1997 года в Санкт-Петербурге  издается медицинский журнал  артгерапии «Исцеляющее искусство».

    1 В медицинской практике требуется  внимание врачей и психологов  к отбору и демонстрации произведений  живописи, графики, скульп-

    f   туры с учетом их воздействия на психофизиологическое состояние

    I людей. Не случайно в лечебных учреждениях преобладают пейзажные картины и противопоказаны авангардистские и другие модернистские

    Г работы. Например, привлекает внимание особенно молодых людей чудесный памятник богине здоровья Гкгее, символизирующий мило-

    1 сердне и женскую красоту. Эта  скульптура удачно украсила фронтон  главного здания Военно-медицинской  академии. Можно отметить оригинальность  замысла исполнения и установки  памятника СП. Бот*

    I кину. Важно подчеркнуть медико-эстетическую направленность произведений изобразительного искусства.

    в Большую художественную и познавательную нагрузку несут медицинские музеи. Первый музей Медико-хирургической академии был

    I основан профессором П.А. Загорским в 1789 году, как фундаментальный музей анатомических препаратов. Медицинские музей и выстав-

    ■ к и являются принадлежностью  искусства, в них тоже все устроено по

    ш законам красоты. Конечно, такие  музеи не могут использоваться в  качестве терапевтического средства, но они свидетельствуют о связи

    I медицины и искусства. Примером применения искусства в медицине могут служить анатомические атласы, в т.ч. атласы топографической

    I анатомии, сделанные с помощью графики и цветного рисунка. Такие рисунки были выполнены под руководством Н.И. Пирогова.

    Менее других методов искусствотерапии разработана  у нас библио-

    I терапия как способ психотерапевтического воздействия. Это направление на стыке медицины и библиотечного дела связано с активным

    I   вовлечением человека» чтение тщательно подобранной литературы с ■

    I   целью его излечения или удовлетворения духовных потребное?с библиотерапии различают клиническое и психологическое возд

    I ствие книга. Выбор книги зависит от характера заболевания, от пола и возраста больного.

 

    

    Среди причин, по которым библиотерапия  может применяться, Г.М. Рослик называет следующие. Литература отвлекает от грустных мыслей, нежелательного самокопания, страхов, помогает провести время в  больнице, делает больных более управляемыми, заставляет посмотреть на свои проблемы со стороны, снимает ненужное равнодушие или нетерпение, пробуждает инициативу. Для библиотерапевта в аннотациях к спискам рекомендуемых книг оговариваются их типографические особенности, возможный эффект от их прочтения, необходимость последующего обсуждения, например, о смысле жизни. Следует подчеркнуть, что характер требуемой литературы во всех случаях определяет врач. В настоящее время идут поиски новых методов использования художественных произведений в психотерапевтических целях.

    Некоторые авторы выделяют смехотерапию: комическое, юмор как один из методов искусствотерапии. Известна истина «смех лечит»... при  учете того, что «смех дело серьезное»... Выдающийся сатирик Азиз Насин писал, что юмор — понятие широкое, охватывающее все сферы человеческой жизни, это искусство. В понятие юмора входит сатира и шутка, насмешка, карикатура и анекдот, комедия, танец и трюк, острота и аллегория. Юмор предполагает смех. То, что не смешит -не юмор.

    Но  смех в то же время — очень  сложное явление с точки зрения психологии и физиологии, поскольку он связан с деятельностью мозга и сердца, эндокринной, мышечной и других систем организма. Смех -это духовное облегчение. Но когда человек в состоянии депрессии, то юмор он не воспринимает. Поэтому врач обращается к юмору с осторожностью, по возможности напоминает больным, что веселые, неунывающие люди быстрее выздоравливают. Кроме того, надо знать: смех не только средство против болезней, но и профилактика. В особых условиях, связанных со значительным физическим и нервным напряжением, юмор помогает медицинским работникам оставаться оптимистами самим и передавать такое состояние больным.

    Общение с искусством, его использование  в лечебно-профилактической работе медиков, их непосредственное художественное творчество играли и играют важную роль в духовном развитии личности врача. Искусство формирует целостную личность в единстве ее чувственно-эмоциональной и интеллектуально-мыслительной сфер, ценностных ориентации. Искусство совершенствует творческие способности врача, побуждая его к эстетической деятельности, к профессиональному искусству.

Информация о работе Связь искусства и медицины