Технология социальной реабилитации инвалидов с поражением ОДА

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.

Содержание

1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
2. Технологии социальной реабилитации.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Какова технология социальной реабилитации инвалидов с поражением.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Какова  технология социальной реабилитации инвалидов

 с  поражением ОДА. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

2. Технологии социальной реабилитации.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с

нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 

     Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.

      В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются следующие двигательные расстройства:

     - вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации,

     - вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей,

     - в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности всех четырех конечностей,

     - вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей,

     - в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне,

     - вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей,

     - в связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей. 

     Следствием этих нарушений являются  ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения.

     Способность к самообслуживанию – это способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, иметь возможность соблюдать необходимые условия личной гигиены. 

     Способность к самообслуживанию включает:

     - удовлетворение основных физиологических  потребностей, управление физиологическими отправлениями,

     - соблюдение личной гигиены,

     - способность одевать и снимать верхнюю одежду,

     - приготовление пищи,

     - обеспечение повседневных бытовых потребностей,

     - пользование постельным бельем и другими постельными принадлежностями,

     - стирка, чистка, ремонт белья, одежды,

     - пользование бытовыми приспособлениями и приборами,

     - уборка помещения.

 

       Параметры, учитываемые при оценке ограничений способности к самообслуживанию:

     - оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;

     - оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;

     - оценка временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость: длительные интервалы (1 раз в сутки), короткие (несколько раз в сутки), постоянная нуждаемость. 

     Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно передвигаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

     Способность к самостоятельному передвижению включает:

     - самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба на ровной местности в среднем темп (4-5 км/ч на расстояние, соответствующее средним физиологическим возможностям),

     - преодоление препятствий: подъем  и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 градусов),

     - сохранение равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны),

     - выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения,

     - пользование личным и общественным транспортом. 

     Параметрами при оценке способности к передвижению могут являться:

     - расстояние, на которое может передвигаться человек,

     - темп ходьбы (в норме 80-100 шагов в минуту),

     - коэффициент  ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1.0),

     - длительность двойного шага (в норме 1-1.3 с.),

     - скорость передвижения (в норме 4-5 км/ч),

      - нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств).

      Оба вида ограничений жизнедеятельности (самообслуживания и передвижения) у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ограничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, и об ограничениях способности к передвижению – при повреждениях нижних конечностей. Вместе с тем известно, что инвалид с поражением нижних конечностей вследствие травмы позвоночника имеет ограничения жизнедеятельности не только в сфере способности к передвижению. У него имеются в связи с этим и ограничение способности к самообслуживанию.

     Если ограничить рассмотрение способности инвалида к передвижению в пределах квартиры, жилой среды, то здесь можно говорить о способности инвалида к перемещению в небольшом жизненном пространстве. 

2. Технологии социальной реабилитации 

    Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации.

      Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

     - На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клиницистом – экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту. 

    -  На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости. 

     В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

       Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технических составляющих.

      - Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.

      -  Осуществление социально-бытовой реабилитации инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

       Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган).

     - Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.

       - Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство – проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида. 

       При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.

     1.  Предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).

     2. Оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом.

     3. Оборудовать квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта. 

     Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации.

       При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи, на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью.

     Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д.

       Специальные приспособления  на хозяйственно-бытовое оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с повреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны. Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней для подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства для подъема с унитаза.

     Для осуществления самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др.

     Специалист по социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек.  

Информация о работе Технология социальной реабилитации инвалидов с поражением ОДА