Анализ областей применения и возможностей методов товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях товарного производства продукты труда проходят три сферы общественного производства:

•сферу производства, где они создаются и функционируют как предметы труда;
•сферу обращения, где они являются предметами обмена (купли-продажи);
•сферу потребления, где они превращаются в предметы потребления.[1]
Каждая из данных сфер, так или иначе, затрагивает товароведческий аспект.

Объектом товароведения в условиях товарного производства являются не все продукты труда, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т.е. приобретают форму товара.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------3

Реферат--------------------------------------------------------------------------5

Глава 1.Теоретические основы товароведения

1.Товароведение, как научная дисциплина. Цели и задачи товароведения на современном этапе-----------------------------6
2.Принципы и методы товароведения--------------------------10
Глава 2. Область регулирования товароведения

1.Объект, субъект и предмет товароведной деятельности--------------------------------------------------------16
2.Связь товароведения с различными дисциплинами и сферами деятельности --------------------------------------------18
Заключение--------------------------------------------------------------------21

Библиографический список-------------------------------------------------22

Работа содержит 1 файл

анализ областей курсач.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Самарский Государственный  Технический Университет 

Физико-технологический  факультет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема: анализ областей применения и возможностей методов товароведения 

Выполнил:

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САМАРА 2010

     Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------3

Реферат--------------------------------------------------------------------------5

Глава 1.Теоретические основы товароведения

    1. Товароведение, как научная дисциплина. Цели и задачи товароведения на современном этапе-----------------------------6
    2. Принципы и методы товароведения--------------------------10

Глава 2. Область регулирования товароведения

    1. Объект, субъект и предмет товароведной    деятельности--------------------------------------------------------16
    2. Связь товароведения с различными дисциплинами и сферами деятельности --------------------------------------------18

Заключение--------------------------------------------------------------------21

Библиографический список-------------------------------------------------22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С развитием товарно-денежных отношений  товароведение получило широкое  распространение и большое значение. Товароведение играет существенную роль в социально-экономической  жизни современного общества.

     Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров, обеспечению условий их сохранения.

     В условиях товарного производства продукты труда проходят три сферы общественного производства:

  • сферу производства, где они создаются и функционируют как предметы труда;
  • сферу обращения, где они являются предметами обмена (купли-продажи);
  • сферу потребления, где они превращаются в предметы потребления.[1]

     Каждая  из данных сфер, так или иначе, затрагивает товароведческий аспект.

     Объектом  товароведения в условиях товарного  производства являются не все продукты труда, а только те из них, которые  удовлетворяют личные потребности  человека и распределяются путем  купли-продажи, т.е. приобретают форму товара.

     Всякий  товар как предмет обмена обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять какую-либо конкретную человеческую потребность, и меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на другую вещь. Для торговли, выступающей посредником между производством и потреблением, оценка потребительной стоимости продукта труда является не самоцелью, а необходимым условием для определения его меновой стоимости, т.е. его способности превращения в товар при сложившейся конъюнктуре рынка. При этом оценка потребительной стоимости носит вероятностный характер и ее достоверность зависит от уровня товароведной квалификации работников торговли, полноты информации о товаре, сложившейся конъюнктуры рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     Целью данной курсовой работы является анализ областей применения и возможностей методов товароведения. Для достижения поставленной цели, автором решались следующие задачи:

  1. Ознакомление с теоретическими основами товароведения;
  2. Определение областей применения и регулирования товароведения

     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава  посвящена изучению теоретических  основ товароведения, а именно рассмотрению товароведения как научной дисциплины. Вторая глава посвящена классификации и анализу областей регулирования товароведения.

     Объектом исследования является товароведение, как научная дисциплина.

     Работа  написана с помощью приведенных в списке литературы книг. Основными  источниками, на которые автор опирался при  написании данной работы, стали книги Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения», Болтухов А.К. «Товароведение», Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. «Теория товароведения» и др.

     Кроме того, были использованы следующие  интернет-ресурсы: http://www.tovarovedenie.org/weblinks.php?cat_id=1, http://tovaroved.ucoz.ru/publ/19-1-0-169, http://service.in.spb.ru/tovarovedenie-i-jekspertiza-potrebitelskikh/, http://tovaroved.clan.su/index/0-13. 
 

     Глава 1.Теоретические основы товароведения

    1. Товароведение, как научная дисциплина. Цели и задачи товароведения на современном этапе

     Любая наука начинается с основных понятий, применяемых в ней. К теоретическим  основам товароведения относятся раскрытие таких понятий, как продукция, товар и товароведение. Именно раскрытие сущности данных понятий позволит с точностью определить предмет, цели и задачи товароведения.

     Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.  Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то, нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

     Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.[1]

     Товар — материальная продукция, предназначенная  для купли-продажи. Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги,

     продукцию интеллектуального труда, которые  являются нематериальной продукцией.

     Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество различных определений термина «товароведение».

     Одно  из первых определений товароведения дано И.Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».[1]

     Кроме того, существует следующее определение  термина: «Товароведение — наука  об основополагающих характеристиках  товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения  этих характеристик»[2].

     Термин  «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.

     Повседневное  или частое потребление товаров  создает неверное представление  о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

     Таким образом, цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.[1]

     Для достижения этой цели товароведение  как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

  • четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
  • установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
  • систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
  • изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
  • управление ассортиментом организации;
  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
  • оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
  • выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
  • определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
  • обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
  • информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
  • товароведная характеристика конкретных товаров.[1]

     Товароведение относится к основополагающим учебным  дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Принципы  и методы товароведения

     Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

     Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

     Принципами  товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.                                

     Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей. Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.

     С позиций товароведения товар  должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

     Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.[1]

     Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

     Этот  принцип имеет важное значение при  формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.[1]

Информация о работе Анализ областей применения и возможностей методов товароведения